Елена Давыдова
Конспект НОД «Кто живет в воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кто живет в воде?»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с обитателями водоемов: бобер, рак, лягушка, рыбы.
- Формировать у детей умение находить отличительные признаки рыб: плавники, жабры, чешуя, хвост, окрас.
- Знакомить с некоторыми видами рыб: щука, окунь, налим, плотва, сом.
- Формировать у детей навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Формировать умение рисовать рыб и других обитателей водоемов.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД „Кто живет в воде?“» размещена в разделах
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес к обитателям водоемов.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей : окунь, налим, щука, лещ, язь, плотва, елец, ёрш.
Воспитательные задачи:
- Знакомить с правилами поведения во время отдыха на реке.
- Формировать осознанно-бережное отношение к рыбам и животным, живущим в воде.
Материал:
Наглядный: использование ИКТ технологий - показ презентации «Речные рыбы»; Дидактическая игра «Разрезные картинки», музыкальное сопровождение «Шум прибоя», альбомы, акварельные краски, кисточки, тряпочки, баночки для воды, подставки.
Используемая литература:
1. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под ред. Л. А. Парамоновой - М. ,2007.
2. «Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. /Сост. М. А. Фисенко - Волгоград,2007.
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» :Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. - Воронеж, 2007.
4. Н. А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. - М. Изд. Дом «Карапуз»,2001.
5. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа Автор – сост. П. Г. Федосеева ИТД «Корифей», 2009г.
Предшествующая работа:
- Экскурсия на водоем;
- наблюдение за обитателями аквариума дома;
- обращение к опыту детей;
- беседа на тему: «Что я видел на речке?»
- рассматривание картины «Водоем»;
- чтение природоведческой и энциклопедической литературы.
Методические приемы:
1. Загадывание загадки:
«Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком»
(Рыбка)
«Плещется в речке чистой
Спинкой серебристой»
(Рыбка)
2. Художественное слово:
Посмотреть на реку-
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
голубая вода,
Петляя по лугу
незнакомо куда.
Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так:
Вот под корягою
прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это - огромная щука,
Плывет, как ракета.
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает,
стоит как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
3. Показ презентации: «Речные рыбы»
4. Рассматривание речных рыб, вопросы к детям
5. Физкультминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс
Одной рукой это кроль
Все как один плывем как дельфин
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
6. Проблемная ситуация «Получение письма»
7. Беседа с детьми: «Как правильно вести себя на водоеме»
8. Художественное слово:
Если ты пришел на речку
отдохнуть повеселиться,
Не шуми играй спокойно,
Никого не обижай.
Не сори не рви кувшинок
Веток тонких не ломай.
Лучше выбери местечко
И замри, понаблюдай,
Как ползет улитка тихо
К деткам маленьким домой,
Как лягушка скачет лихо,
жук летит над головой,
Как цветут кувшинки нежно,
Отражаются в воде.
Защищай малыш, природу,
береги по всей Земле!
9. Рисование на тему «Речные рыбы»
10. Выставка детских рисунков «Рыбы в наших водоемах»
11. Анализ работ детьми, педагогом, поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель вносит глобус:
-Ребята,сколько на глобусе голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки,озера - ведь голубым цветом на картах изображают воду).Известно что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
-Ребята, а кто знает :Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего рыбы). Недаром говорят: «Рыбы – дети воды».Они живут и в соленой и в пресной воде. Рыб в мире огромное количество.
Асейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Показ на компьютере слайдов подводного мира).
Посмотреть на реку-
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
голубая вода,
Петляя по лугу
незнакомо куда.
Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так:
Вот под корягою
прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это - огромная щука,
Плывет, как ракета.
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает,
стоит как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
(По ходу чтения стихотворения воспитатель демонстрирует слайды с изображением животных, живущих в воде.).
Рак: Я - рак. Ползаю по дну и прячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Ё рш: Я чем-то напоминаю ежа - кой же колючий.
Я очень живуч, бросишь меня на лед-замерзну, а в теплой воде оттаю и поплыву.
Карась: Я карась очень неприхотлив,ем все подряд, могу жить в стоячей воде.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек,когда голодна могу утащить на дно гусененка или утенка. Но еще меня назавают речным санитаром. Ведь я нападаю в первую очередь на больных рыб, тем самым не даю распространяться болезням.
Бобр:Я – бобр живу в местах где редко бывают люди,в водоемах с чистой водой. Острыми зебами бобры подгрызают дерево и валят его как тоящие лесорубы. Густой мех не намокает в воде, потому что волоски будто смазаны маслом.
Лягушка:
Раньше были мы икрою,
А теперь мы все герои,
Головастиками были,
Дружно хвостиками били.
Прыгай с берега ребята.
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете- красота!
А теперь ребята вы попробуйте отгадать загадки про животных, живущих в воде :
У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки).
Физкультминутка «К речке быстрой».
Рыбки отличные пловцы, а вы ребята умеете плавать?
Давайте немного поплаваем в реке.
К речке быстрой мы спустились Шагаем на месте
Наклонились и умылись Наклоны вперед, руки на поясе
Раз, два, три, четыре Хлопаем в ладоши
Вот так славно освежились Встряхиваем руками
Делать так руками нужно: Крутим двумя руками вперед
Вместе раз, это брасс Руки вместе впереди
Одной рукой это кроль Круги руками вперед поочередно
Все как один плывем как дельфин Прыжки на месте
Вышли на берег крутой, Шагаем на месте
Но не отправимся домой.
Ой ребята посмотрите, что это такое (Письмо)
Правильно, это речка. Давайте прочитаем, что она нам пишет.
Жила была голубая речка с чистой прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили люди.
- Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая!
Как много жильцов в моей воде : и рыбы и раки, и птицы и жуки!
Я приглашаю вас в гости искупаться, отдохнуть.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу, стала отдыхать, загорать, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых развил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно выполз на берег. Когда семья собралась домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда не звала к себе в гости.
Ребята, какой была речка до прихода Костиной семьи? (Чистой, прозрачной, голубой).
-Почему она посерела и погрустнела после ухода людей? (Потому что они не убрали за собой мусор).
-Как именно папа и Костя обидели речку? (Папа выбросил грязные банки в речку, а Костя выловил из воды улиток разбросал их по берегу и некоторых убил камнем, еще Костя убил лягушку).
Почему нельзя так поступать? (Они тоже живые и все хотят жить).
А как можно и нужно? (нельзя шуметь, рвать кувшинки, сорить).
Вы знаете ребята, семья не специально обидела речку, просто они не были знакомы с правилами поведения на природе. Если бы они думали что станет с речкой после их ухода, то вели бы себя по - другому:
Если ты пришел на речку
отдохнуть повеселиться,
Не шуми играй спокойно,
Никого не обижай.
Не сори не рви кувшинок
Веток тонких не ломай.
Лучше выбери местечко
И замри, понаблюдай,
Как ползет улитка тихо
К деткам маленьким домой,
Как лягушка скачет лихо,
жук летит над головой,
Как цветут кувшинки нежно,
Отражаются в воде.
Защищай малыш, природу,
береги по всей Земле!
Как мы с вами много нового узнали из путешествия по подводному миру. Много интересных рыб узнали: Щука, ёрш, лещ, карась, налим, густерка, язь, линь…Многие из этих рыб населяют водоемы Чувашии.
- Кто мне скажет,как будет на Чувашском языке слово «рыба?», правильно, «пула»
Жители подводного царства не могут жить без воды и хорошо приспособилисть к жизни в воде. Жизнь их взаимосвязана, человек не должен своим вмешательством нарушать жизнь животных в водоеме, а наоборот защищать, очищать и улучшать их жизнь, т. к многие животные вымирают и занесли в красную книгу.
Ребята сегодня мы с вами начнем составлять альбом ваших рисунков. Каждая страничка будет рассказывать о животных, с которыми мы с вами встретимся и подружимся. Альбом так и назовем «Наши друзья – животные».
А в следующий раз мы с вами посмотрим презентацию о морских рыбах.