Ольга Сидорова
Конспект занятия «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по образовательной области"Познавательное развитие"
с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе
на тему: "Что мы знаем о воде"
Цель: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.
2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.
3. Формировать умение разрешать противоречия.
4. Применять"моделирование маленькими человечками" при решении задач.
Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
Развивающие:
1. Развивать интерес к занятиям, через моделирование и эксперементирование.
2. Развивать психические процессы память. мышление, внимание, воображение.
Воспитательные:
1. Прививать вкус к творческой работе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом;" моделирование маленькими человечками ", загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры "Хорошо- плохо"
Развивающая среда: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней, морозные узоры на окне. Модели с изображениями "маленьких человечков"; карточки для "моделирования маленькими человечками", карточки с изображением этапов исследования.
Словарная работа: испарение, таяние
Ход занятия :
1. Организационный момент, объявление темы. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от Незнайки. он пишет, что в школе ему дали задание- сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что писать.
Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили опыты. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?
Тогда я вам предлагаю превратиться в ученых- исследователей.
Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова
", и мы с вами превратимся в ученых- исследователей:
Раз, два, три, покрутись
В ученых -исследователей превратись.
Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, что бы получить новые знания?
(Дети рассматривают карточки-символы)
Педагог: Ребята, скажите, что обозначают эти символы? ( ответы детей: подумать, понаблюдать, провести эксперимент, спросить другого человека, посмотреть телевизор, прочитать в книге)
Я предлагаю пройти в нашу лабораторию.
Задание 1:
Игра"Что общего?"
На столе разложены картинки с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке)
Вопросы к детям:
Ребята, посмотрите, что изображено на картинках?
Почему эти картинки я объединила вместе? (Это все вода)
Правильно, на картинках изображены разные состояния воды- жидкое, твердое, газообразное.
Вы были внимательны и правильно выполнили задание.
Проходите и занимайте места на стульчиках.
Задание 2: Опыты.
Педагог:
ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Назовите Свойства воды"
Мы вспомним те свойства воды, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы-карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать какое свойство изображено.
( Выставляю карточки: вода течет, вода разливается, вода отражает предметы, не имеет вкуса)
Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю провести небольшое расследование.
Опыт "Вода не имеет формы"
Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? А теперь проверим наши предположения.
Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? Лед это твердое или жидкое вещество?
(Воспитатель меняет расположение кусочка льда).
Где находится лед (На тарелке, в банке, в стакане)
Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)
Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (поточу, что в группе тепло и лед начинает таять)
А теперь проверим, имеет ли форму вода (наливаем воду в емкость)
Посмотрите какую форму, приняла вода в этом сосуде? (вода приняла форму того сосуда в который ее налили)
Теперь сольем воду в другой сосуд. Изменилась ли форма воды?
Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда в котором находится. (выставляю карточку-схему)
ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Посмотрите, что находится у нас на столе (стакан с водой, стакан с молоком, ложки) Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать, что вода прозрачная?
Опыт "Вода прозрачная"
Можно в сосуд с водой опустить, какой- либо предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Вода прозрачная, мы видим изображение.
Какое свойство воды мы исследовали?
Вывод: Вода- прозрачная.
( Выставляю карточку- схему: вода прозрачная)
Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц- молекул, в разном состоянии они ведут себя по разному: могут быть жидкими, твердыми, газообразными.
Это зависит от того тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.
Игра малой подвижности "Маленькие Человечки"
Встаньте в круг мы все превращаетесь в маленьких человечков"
Скажите, как ведут себя твердые человечки? (они крепко держаться за руки и через них трудно пройти)
Как стоят жидкие человечки? (они стоят рядом друг с другом слегка касаясь друг друга)
Как ведут себя газообразные человечки? (они неусидчивы- бегают, летают) а сейчас под музыку вы покажите твердых, жидких, газообразных человечков)
Задание 3: Практическая работа детей за столами:
Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите? (Карточки- схемы с изображением разных состояний воды, карточки- модели "маленьких человечков"). На столах лежат карточки- чайник с водой, тающий снеговик, сосулька,дождь. Возьмите карточку, и с помощью "маленьких человечков" изобразите разные состояния воды.
Вы были внимательны и правильно справились с заданием.
Задание 5: Проблемные ситуации
Ситуация 1.
Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим его на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или в пасмурную погоду? (Если на улице солнечно, то белье высохнет быстрее) Солнце притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар (испаряются)
Вывод: вода испаряется быстрее, там где теплее.
Ситуация 2.
Незнайка был в гостях у Снежной королевы, на сделала Незнайке подарок- красивую прозрачную чашечку. Когда Незнайка пришел домой, и открыл коробочку, в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашел подарка?
Вопросы к детям:
Скажите нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? Правильно вода нужна и человеку, и растениям, и животным. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (закрывать кран с водой, не загрязнять водоемы- если отдохнули у реки, мусор нужно за собой убрать.) Выставляю карточки- бережем воду.
Итог
ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке? Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? Что показалось вам наиболее трудным? С какими заданиями мы успешно справились?
Проводили опыты с водой, составляли с помощью "м м ч"схемы разных состояний воды, узнали свойства воды.
Оценка работы детей на занятии.
-Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями "Юный исследователь " за то,что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыт. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!