Татьяна Федюнина
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Птицы»
Воспитатель высшей категории: Федюнина Т. П.
г. Ефремов, 2016г.
Программное содержание
• Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей (учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя).
• Активировать внимание и память детей, развивать логическое внимание (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
Ход занятия: Подойти к календарю
- Какой день недели? Какой он по счету?
- Какое время года?
- Какой сейчас месяц?
- Посмотрите, какие птицы прилетали за эту неделю к нам, на наш участок, на нашу березу. Как они называются?
- А теперь пройдите к доске. Сейчас ребята загадают загадки, и вы должны их угадать и показать птицу.
Загадки:
1. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая тапочка и полоска шарфика (синица).
2. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый (воробей).
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (дятел).
4. Трещала с самого утра: «Пор-р-Ра! Пор-р-Ра!». А что пора? Такая с ней морока, когда трещит (сорока).
- Давайте еще раз назовем этих птиц.
- А Алина знает стихотворение о синичке:
Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям,
Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.
По заснеженным ветвям-
Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.
Тень-тень, тили-тень, все короче зеленый день-
Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек.
- Про какую птицу говорится в стихотворении?
- Как в стихотворении сказано про грудку синицы?
- О чем горюют синицы?
- А чему они рады?
- Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как и другие оседлые птицы, не улетают в теплые края. Куда они зимой перебираются? А знаете, где ночуют синички?
Игра «Какая? Что делает?» (родственные слова)
- А стихотворение про воробья нас расскажет Настя Родионова.
Воробьи-воробушки серенькие перышки.
- О какой птице стихотворение?
- Как сказано об оперении воробья?
- О чем мечтает автор?
- В туманных городах можно встретить маленькую птичку-воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то вы ошибаетесь. В городах живут городские, а в деревнях – деревенские воробьи. Они очень прожорливые птицы. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Зиму воробьи проводят рядом с нами. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться, и ссорятся возле него.
- И Данилка выучил стихотворение.
Что ты дятел так стучишь целый час в дупле осины?
- О ком стихотворение?
- О чем спрашивает поэт дятла?
- И чем же занят дятел?
- Как называют еще дятла?
- С утра до позднего вечера слышен стук дятла. Упершись в ствол хвостом, и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей (показ картинки). Дятел – лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. А еще дятла называют «березовой птицей», т. к. оперение птицы сливается с узорами на бересте.
Игры
- А что можно рассказать о сороке?
- Как выглядит сорока?
- Какие прозвища есть у сороки? Почему?
- Чем питаются сороки?
- Где сороки строят гнезда?
- Где зимуют сороки?
- А мы знаем пальчиковую игру «Сорока» (показывают)
-А теперь давайте постараемся немного вспомнить о вороне.
-Как выглядит ворона?
- Чем питаются вороны?
- Какие враги есть у ворон?
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
- Где зимуют вороны?
- Да, ребята, это крупная птица. Она не выделяется яркостью своей окраски. Голова, горло, хвост, крылья, лапы черные, а все остальное – серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Они хорошо приспособились жить рядом с человеком. Вороны облюбовали контейнеры для мусора, свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь эти птицы всеядны. Но у ворон есть опасный враг – филин. Вороны не только громко каркают, но они умеют подрожать лаю собаки, смеху человека.
Игры.
- Ребята, а кто догадался, что у этих птиц общее?
- Этих птиц называют зимующими или оседлыми?
- Да, эти птицы зимующие. Они живут летом в лесу, а зимой прилетают к жилищу человека.
Но с наступлением морозов прилетают к нам гости с Севера – перелетные птицы – снегирь, свиристель. Очень красивы снегири, особенно самцы. У них ярко-красная грудка. Они похожи на красные яблоки. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются ближе к человеку, отыскивают ягоды рябины, облепихи, семена конского щавеля. А вот у ягод рябины снегири выклевывают только семена, а саму мякоть рябины выбрасывают.
А вот и другие зимние гости – свиристели. Это яркие, веселые птицы. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно карандашом ярко-красным нарисованы ровные полоски. Этих красных птиц называют северными попугаями. Они тихонько посвистывают, будто трогают на свирелях. Поэтому и назвали их свиристелями.
А еще очень интересная зимующая птица – клест. Ее мощный клюв помогает птице справляться с еловыми и сосновыми шишками. Птенцов эта птица выводит зимой. Клест не прилетает к нам на кормушки, т. к. ему хватает корму в лесу. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать в самые снежные зимы. И все-таки зимой птицам страшен не столько холод, сколько голод.
Загадка
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом.
Да, кормушка своего рода зимняя столовая для птиц.
Игра «Кто лишний».
- И вот на нашу кормушку на «обед» собралось много птиц. Посмотрите и назовите их. Назовите птиц, которые не смогут прилетать на нашу кормушку зимой.
- Почему?
- А куда они улетают? Почему?
Физкультминутка.
- Давайте мы с вами руками…
- Обратите внимание на маленькие кормушки на своих столах. Рассмотрите что в них. Скажите, какой корм есть в кормушке?
- Положите корм в общую кормушку.
- Есть в природе и естественные кормушки.
- Кто нарисован?
- Что эти птицы делают?
- Как беречь естественные столовые?
Игра «Подбери родственные слова».
- Дети, у вас на столах конверты. Нужно из частей собрать целую картинку.
- Какая птица получилась? Расскажите о ней.
- Ребята, вы собрали птицу по частям. Что же общего у всех птиц?
- Голова, туловище, крылья, хвост, лапы.
- А еще можно сделать такой вывод: птицы – это животные, тела которых покрыты перьями.
Давайте проведем с вами опыт с перышком.
- Чем различаются эти перья?
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его. Что случится, если сейчас подует ветерок?
- Режьте перо. Что видите внутри?
- Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо? (вода стекает) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья?
- А для чего же нужны маленькие перышки? (для тепла)
- Из-за того, что перья имеют разный цвет, у птиц разное оперение.
Давайте с вами подведем итог:
1. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
2. Птицы бывают зимующие, оседлые, перелетные, кочующие.
3. Птицам зимой нужно помогать – подкармливать.
4. Летом не пугать, не разорять их гнезда.
5. И давайте помнить, «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Сегодня вы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну».
Литература:
О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс. 2010
Т. Д. Нуждина "Энциклопедия -чудо всюду" - Мир животных и растений. Ярославь, Акадения развития, 1988.
Л. П. Молодова "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Мн:ООО "Асар", 2001
Бандаренко Т. М. "Экологические занятия с детьми" Воронеж: ТЦ " Учитель" 2002
Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000