Ольга Кулиева
Конспект интегрированной НОД по формированию представления об именах «Имею право» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Дать детям общее представление об их правах; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отражённых во всемирной Декларации прав человека.
Познакомить детей с правом на имя; научить применять это право в жизни.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по формированию представления об именах „Имею право“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Формировать у детей представление о появлении у людей имён и фамилий; познакомить с происхождением имён.
Воспитывать самоуважение и уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени.
Обогащать, расширять, активизировать словарь по теме «имя»; упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Оборудование:
Кукла по имени Конвенция, обложка книги «Декларация прав ребёнка», картинки по правам ребёнка, клубок ниток, паетки, «цветик – семицветик».
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам сегодня в гости не одна, со мной – кукла с необычным и красивым именем – КОНВЕНЦИЯ. Давайте вместе повторим это слово: «конвенция». (Дети повторяют слово.) Ребята, Конвенция – это важнейший международный документ, главная цель которого – защитить права ребёнка.
Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Люди разные, они различаются по разрезу глаз, цвету кожи. Собрались как – то они вместе, да стали думать «Что можно, а что нельзя?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?». В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано всё, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали вторую книгу – «Конвенция о правах ребёнка». Вот она эта книга:
Эта книга не простая,
Развернёшь – как хороша,
В ней написано, что можно,
В ней написано «нельзя».
- Ой, а что это? Да это же важный документ, который принесла нам кукла Конвенция. Давайте прочитаем.
Какие у вас красивые имена! Скажите, ребята, а кто дал каждому из вас это имя? (Ответы детей – мама, папа, родители, бабушки, дедушки.)
Родители дали вам имена для того, чтобы к вам могли обращаться, могли позвать вас. Называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение прав на имя, которое защищается в вашем первом в жизни документе – «Свидетельство о рождении ребёнка».
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя – Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя обычно употребляется в документах, а уменьшительное – дома, с родными и близкими, друзьями.
Дидактическая игра «Обратись по имени».
Цель: воспитывать уважительное отношение друг к другу, упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффикксами.
(Дети садятся в круг, в руках у них клубочек ниток, который они передают соседу, называя его ласково по имени, например, «возьми, Настенька»). А теперь наш клубочек направим в другую сторону, а мы будем называть полные имена, например, Анастасия. И последний раз назовём свои имена, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми, по имени и отчеству.
Вот как мы с вами интересно поиграли и как много нового узнали друг о друге! А какое из ваших имё н вам нравится больше всего: ласковое, полное или «взрослое»? Вот и старайтесь называть друг друга так, как вам больше нравится. Доставляйте друг другу радость!
Ребята, а вы знаете, что в старину в нашей стране имена назывались старорусскими или старославянскими – Мстислав, Любомир, Ярополк – такие имена давали только знатным людям – князьям.
Людей на Земле очень много! Сколько же нужно имён, чтобы каждый получил своё, неповторимое! Поэтому люди, живущие в разных странах, стали немножко изменять одни и те же имена. Например, в России девочку зовут Лиза, Елизаветта, а во Франции – Лиза, а в Англии – Элизабет. Если мальчика в России зовут Иван, то в Грузии он – Вано, а в Армении – Аванес. По имени можно определить, кто это – мальчик или девочка, какой национальности. Но мы с вами знаем, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии.
Продуктивная деятельность.
Каждый из вас – личность, с определённым набором знаний и умений, сложившимся опытом. Сейчас – вы маленькие «звёздочки» в этом мире. Я предлагаю вам написать первую букву своего имени на заранее приготовленной
звёздочке.
«Цветок Дружбы».
Ребята, мы с Конвенцией принесли вам красивый цветок, но случилась беда – все лепестки осыпались. Что же делать? У куклы есть какая – то записка, давайте развернём её! Читаем: «Дорогие ребята! Для того, чтобы собрать Цветок Дружбы, необходимо выполнить следующие задания:
1) Отгадайте загадку:
И у дедушки есть, и у бабушки есть,
И у мамы есть, и у папы есть
И у внучки есть
И у лошадки есть, и у собачки есть,
Чтобы их узнать, надо их назвать! (Имя).
2) Поиграйте в игру «Я знаю 5 имён»
3) Познакомьтесь с пословицами и поговорками об имени.
С именем – Иван, а без имени – болван.
Доброе имя лучше богатства.
Хорошо и там, и тут, где по имени зовут.
4) Отгадайте математическую загадку:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка-
Побежали в лавочку и купили пряничков.
(Сколько девочек пошли в лавочку? Ответ – одна.)
5) Назовите ласкательные имена от полного имени Настя?
6) Как, по вашему, следует обращаться к взрослым – по имени или по имени и отчеству?
7) Назови имя и отчество воспитательницы вашей группы.
Ура! Молодцы, ребята, справились с заданием! Этот Цветок Дружбы будет напоминать вам о том, что в вашей группе дети умеют уважать, понимать, любить друг друга!