Марьяна Ярандайкина
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Звук и буква А
Тема инсценировки: «Бабушка - ведунья».
Цель: знакомство с буквой А.
Задачи:
Активизация слухового внимания.
Выделение звука на фоне слова в легкой позиции.
Осознание звуковой стороны речи.
Знакомство с основными единицами метаязыкового анализа: слово, слог, звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Формирование элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.
Темочки:
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Знакомство со зрительным образом букв и формирование звукобуквенных связей.
Материал: аудиозапись «Звуки леса», 2 шишки обычные, 1 шишка обернутая фольгой, дерево и пенек, вырезанные из картона, мягкие игрушки- лесных зверей и белки, веревка с закрепленными на конце картинками (азбука, буква, газета, журнал, книжка, письмо, мак, Аня, шар, луна, оса, азбука, обрамленная как зеркало, стилизованные буквы А по количеству детей, пособия из букваря с буквой А.
Ход занятия.
Этапы занятия Деятельность педагога
1. Орг. момент.
2. Активизация слухового
Внимания.
1 минута (примерная продолжительность)
4. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции.
2 минуты (примерная продолжительность)
5. Синтез слов из 3-х слогов.
3 минуты (примерная продолжительность)
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Дети заходят в группу.
-В. (воспитатель) Ребята, мы с вами попали в лес. Послушайте его звуки. Назовите, что вы слышите?
-Дети – шум воды, пение птиц, дятел.
-В. Пойдемте, погуляем по лесу.
Подводит детей к ширме, на которой закреплено дерево. Из-за ширмы раздается шуршание (трение шишка о шишку).
-В. Что это может быть, ребята?
Ответы детей. Из-за ширмы выбрасываются шишки одна за другой. Из-за дерева вылезает белочка – игрушка «Би-ба-бо»
-Б (белочка) Здравствуйте, ребята. Я - белочка. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Мы со зверятами решили пойти погулять. Я шишки в лесу собирала, да немножко опоздала, они ушли, а куда не знаю. Оставили мне письмо, но я не умею читать. А вы умеете?
-В. Нет, белочка мы тоже пока не умеем. Но, мы поможем тебе отыскать своих друзей. Правда, ребята? Говорят, в лесу есть бабушка – ведунья, она все про всех знает, и читать наверняка умеет. Мы пойдем к ней.
-Б. Я возьму волшебную шишку - куда шишка покатится, там и дорожка к бабушке.
В. Предлагает детям бросить шишку. Шишка их приводит на осеннюю полянку, появляется Пенек.
-П. Это я заколдовал вашу дорожку. Не гайти вам теперь в лесу старушку. Поиграйте со мной, пропущу вас.
Игра «Отыщи первый звук»
Пенек называет слова: Аня, Аля, аист, Оля, Уля, окунь, арка, арфа, Алла, азбука. По одному слову на каждого ребенка. Дети называют первый звук в этих словах первый звук и пенек пропускает их дальше.
Перед детьми появляется ряд запутанных веревочек, на концах которых перевернутые изображения вниз картинкой.
-В. Помоги нам, Пенек, следы распутать пожалуйста.
-П. Помогу, но вначале отгадайте все слова.
Называет слова, поделенные на слоги: Аз-бу-ка, бук-ва, га-зе-та, жур-нал, книж-ка, пись-мо.
Если дети составляют слово правильно, воспитатель переворачивает картинку вверх и дети видят изображение.
6. Динамическая пауза. 2 минуты Дорожки распутываются.
-В. Вот перед нами открывается чудесная полянка, как хорошо в осеннем лесу. А если подует сильный ветер, то листочки сорвутся с деревьев и закружатся.
Игра «Листопад»
7. Беседа о буквах и их назначении.
3 минуты (примерная продолжительность)
Воспитатель выбрасывает шишку, и дети оказываются перед избушкой, из которой выходит бабушка (переодетый логопед)
-Б. Здравствуйте, детки.
-В. Здравствуй бабушка Ася.
-Б. Зачем вы ко мне пришли?
-В. Да, вот белочка тут письмо получила и не может прочитать, мы думали, ты поможешь.
-Б. Да, я умею читать. Ваши друзья написали, что пошли ко мне послушать сказку о буквах. А вы хотите научиться читать?
Ответы детей. Перед домиком появляются мягкие игрушки – звери.
-Б. Сейчас чтение везде нужно. Что бы умным стать, нужно книжки читать, азбуку хорошо знать. Люди с давних времен используют чтение. Они пишут друг другу письма, создают книги, в которых содержится много знаний и полезной информации.
Вы знаете, что слова которые мы произносим, состоят из звуков. Назовите первый звук моего имени. - Дети: звук А.
Правильно. Но есть еще и другие звуки О, У, И, Ш, К, Т и т. д. Однажды эти звуки захотели увидеть себя со стороны, заспорили, кто из них самый красивый и пришли ко мне. Я достала свое волшебное зеркало, и они отразились в нем, превратились в буквы. Теперь каждую из этих букв мы можем увидеть, прочитать и написать.
Бабушка достает алфавит в рамке как у зеркала.
-Б. а вы узнаете какие-нибудь буквы?
Дети называют буквы, которые знают.
8. Выделение звука
А в словах и соотнесение
его с графической схемой слова.
8 минуты (примерная продолжительность)
-Б. Есть у меня и слова-карточки, в которых прячутся разные звуки. Какой звук спрятался в слове Мак?
Дети называют звук А.
-Б. Вот картинка, а вот слово – мак. Найдите мне в нем букву А. Правильно, есть звук А, а есть буква А. Мы можем увидеть, понюхать, потрогать мак, можем его нарисовать. А вот написанное слово МАК, мы можем прочитать. (Аня, шар)
9. Вставка карточек
с буквой А в знако-
мые слова с пропу-
щенной буквой.
4 минуты (примерная продолжительность)
Для сильной группы.
- В. Бабушка, мы очень любим узнавать слова.
Воспитатель показывает картинки : шар, оса луна. Внизу закреплены слова- надписи к этим картинкам. Дети называют картинки и надписи к ним.
-Б. А я с вами поиграю, вас запутаю. Вот слова, но без буквы А.
Достают карточки с этими же словами с пропущенной буквой А.
Дети вставляют букву А на пропущенное место и вновь узнают слово.
10. Стилизованные варианты буквы А.
1 мин (примерная продолжительность) -Б. Вы ко мне долго шли, так старались и меня развлекали. Я вам в подарок приготовила букву. Узнаете ли вы ее? Достает стилизованные буквы А, дает каждому ребенку.
-Б. Приходите ко мне, я вас со всеми буквами познакомлю.
Дети благодарят бабушку и прощаются.
11. Орг. момент Занятие заканчивается. Буквы А раскрашиваются после занятия в свободное время.