Мария Светлова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию «Всё о воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщать знания детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные :
- Обогащать и закреплять знания детей о воздухе, некоторых его свойствах.
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения.
Развивающие:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию „Всё о воздухе“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, интерес к исследовательской деятельности, любознательность, логическое мышление и речь.
Воспитательные:
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Мольберты; карточки «правила поведения в лаборатории»; карточки «свойства воздуха»; подушки для посадки детей; стаканы с водой, трубочки; полиэтиленовые пакеты; воздушный шарик; коробка (пустая); веера; «воздушные шары» на трубочках; свистульки по количеству детей; иллюстрации; «парашют» для проведения физминутки.
Используемые технологии:
Технология исследовательской деятельности; технология мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; личностно-ориентированная технология; игровая.
Используемые методы:
Словесный, практический, игровой, наглядный.
Содержание деятельности :
Организационный момент:
Дети заходят в группу, воспитатель приветствует их.
«Доброе утро, ребята! Наступил новый день, давайте улыбнемся друг другу.
Ведь сегодня нас с вами ждут новые интересные открытия!»
- Я приглашаю вас посетить нашу «Научную лабораторию».
Основная часть:
- Ребята, а кто из вас знает, что такое лаборатория? Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
-Я руководитель нашей лаборатории, зовут меня Мария Николаевна. (Надеваю бейдж)
-А вы хотите стать моими помощниками, научными работниками нашей лаборатории? Каждому из вас я раздам удостоверение юного исследователя. (Надеваю бейджи детям)
- Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Сейчас я вас с ними познакомлю.
(на мольберте карточки «правила поведения в лаборатории»)
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
- Молодцы, ребята!
- Ну, а что мы сегодня будем исследовать, я принесла вот в этой коробке. (Воспитатель достает коробку, открывает её)
- Ребята, что в коробке?
- Я с вами не согласна, она не пустая, в ней что-то находится, дам вам маленькую подсказку, загадав загадку.
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?»
- Правильно, это воздух.
- Ребята, для чего же нужен воздух?
- Совершенно верно, воздух нужен, чтобы дышать
- А кто дышит воздухом? Правильно, воздухом дышит всё живое на земле.
- Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки, их нужно разделить на две группы: кому нужен воздух, а кому нет.
Игра «Кому нужен воздух» ( цель: закреплять знания детей о живой и неживой природе ; развивать мышление, познавательную активность.)
- Молодцы ребята, справились с заданием.
-А скажите, пожалуйста, как вы думаете, где есть воздух?
Педагог наводящими вопросами подводит детей к выводу, что воздух везде, воздух вокруг нас.
- Ребята, а внутри человека может быть воздух?
- Давайте это проверим. Для этого я приглашаю вас занять свои рабочие места за столом №1
Дети садятся.
- Перед каждым из вас стоят стаканы. Ребята, что находится в них?
- А рядом лежат трубочки. Давайте опустим трубочку в стаканчик и аккуратно подуем.
- Что произошло?
- Как они там оказались, если в стакане была только вода?
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
- Ребята, а вы знаете, что все ученые фиксируют результаты своих исследований. Давайте и мы с вами будем это делать с помощью карточек – символов.
Педагог показывает детям карточку с графическим изображением «воздух везде», рассматривая с детьми повторяем сделанный вывод.
- А теперь продолжим исследовать воздух.
- В нашей лаборатории, благодаря одному опыту, мы постараемся поймать воздух. Для этого я вас приглашаю подойти к столу №2.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем?
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух. Что произошло с пакетом? А теперь мы можем сложить наш пакетик?
- Почему?
- А мы видим воздух? Какого он цвета?
-Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха, сложить его мы не можем. Но мы всё равно не видим там воздух потому, что он бесцветный.
Педагог подводит детей к выводу, что воздух увидеть нельзя, он не имеет цвета, воздух бесцветный. Показывает детям карточки с графическим обозначением «воздух невидим», «не имеет цвета».
- Ребята, мы много узнали интересного про воздух, а ещё с ним можно поиграть. Я предлагаю отправиться в полёт на настоящем парашюте.
Физминутка:(педагог предлагает детям встать в круг и взяться за края ткани, дети идут по кругу, в конце присаживаются на корточки)
Играем два раза.
«Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.»
- Отдохнули, полетали, а теперь вернёмся в нашу лабораторию. Я вас приглашаю подойти к столу №3
-Ребята, вы слышали такое выражение: «воздух помогает людям».
- Что это значит?
(Педагог показывает иллюстрации, прикреплённые на мольберте Обсуждение)
- Движение воздуха – это ветер.
- Как же это происходит, давайте попробуем запустить воздушные шары.
- Сначала я попрошу вас дунуть тихонечко.
- А теперь подуйте сильнее.
- Что произошло?
- Когда подули сильнее, то и шар взлетел выше.
Педагог вместе с детьми делает вывод, что воздух имеет свою силу. Педагог показывает карточку с графическим изображением «воздух имеет силу»
- Ребята, как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?
- Для этого проведём следующий эксперимент.
- Я приглашаю вас сесть на подушечки. Каждому из вас я раздам веера.
-А теперь помашем веером на себя. (Дети машут веерами под спокойную музыку, закрыв глазки)
- Ребята, что вы почувствовали?
- Правильно, мы чувствуем ветерок. Ветер, это движение воздуха.
Педагог, совместно с детьми делает вывод, что воздух можно почувствовать. Показывает карточку с графическим обозначением.
Рефлексия:
Педагог берет воздушный шар. Открывает мольберт, где находится мнемотаблица с изображением всех свойств воздуха, с которыми дети познакомились на занятии.
-Ребята мы с вами сегодня узнали много интересного про воздух. Провели не один эксперимент. Давайте поделимся друг с другом, передавая воздушный шарик. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Самым трудным было для меня…
- Сегодня у меня получилось…
- Теперь я могу…
- Я могу себя похвалить…
- Меня удивило…
- Уважаемые исследователи, вы сегодня прекрасно потрудились в лаборатории, но пришла пора возвращаться в детский сад!
- На прощание, я хочу вас наградить вот такими свистульками,
это разновидность русско-народных музыкальных инструментов. С помощью воздуха, вы сможете поиграть на них.
- До свидания, ребята.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИТНЕЗ, Москва 2014г.
2. «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах» под общей редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой, издательство КАРО, Санкт – Петербург 2014г.
3. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2015г
4. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Е. Галимов. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.
5. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2010г.