Юлия Мезинова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Земли-кормилицы загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме : «Земли- кормилицы загадки»
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально-коммуникативное, развитие речи, художественно-эстетическое развитие
Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.
Познавательные задачи:
- познакомить детей составом земли;
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: „Земли-кормилицы загадки“» размещена в разделах
- познакомить детей тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
- формировать у дошкольников представление о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие задачи:
- упражнять в умении сравнивать, анализировать, моделировать;
- формировать у детей интерес к объектам неживой природы;
Воспитательные задачи:
- учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать любовь к природе;
- учить видеть необычное в обычном.
Материал: вода, камни, песок, глина, чернозём.
Оборудование: слайдовая презентация, ёмкости под воду, ложечки, листочки бумаги, цветные карандаши, фартуки из клеенки, макет строения почвы, салфетки.
Предварительная работа: чтение сказки Т. Шорыгиной «Как образовалась почва».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, чтобы провести опыты. Вы согласны? Чтобы узнать, с чем мы будем проводить опыты, нужно отгадать загадку.
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети.
Ответ: Земля-Кормилица
Воспитатель: Интересно, а почему землю называют кормилица? (Ответы)
Воспитатель: Знаете ли вы, дорогие ребята, как называется самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений? (Ответы). Это почва. Она бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют чернозёмом.
- Ребята, давайте вспомним сказку о том, как образовалась почва на нашей Земле.
- Сейчас посмотрите, как выглядела наша Земля много веков назад (на слайде 1) .
Воспитатель: Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что может расти на песчаной, каменистой и плодородной почве (Слайд 2). Как вы думаете, в чём разница, почему на плодородной почве растения растут лучше? (Ответы)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам подойти к этому столу и посмотреть на схеме, в каком порядке расположены слои Земли. Посмотрите и скажите, как расположены, слои, почему? (Ответы)
Воспитатель: Ребята, пришла пора занимать места в нашей лаборатории.
(Дети садятся за столы, надевают фартуки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что есть на ваших столах и послушайте внимательно задание. Вам нужно обследовать почву, проверить, из чего она состоит.
Воспитатель:
Опыт №1 «Определить виды почвы»
- Рассмотрите образцы почв и назовите их (Песчаная, глинистая, каменистая, чернозём) .
Опыт № 2 «В почве есть воздух»
- Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.
- Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
- И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух) .
Воспитатель: Опыт № 3 «В почве есть вода»
- Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
- Ссыпьте почву обратно в тарелочку.
- Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
- Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след) .
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода) .
- Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода) .
Воспитатель: А сейчас предстоит ответственное задание. Нужно зарисовать результаты эксперимента. Обозначьте на листочке две линии (Слой почвы). Между ними нарисуйте составляющие почвы – песок (точками, глину (коричневым цветом, камешки овалом, воздух (пузырьки, вода (голубой квадратик) .
Дети моделируют фиксируя результаты опытов, используя символы.
- Скажите, в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)
- Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.
- Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб).
- Да. Благодаря почве, человек получает еду. Поэтому и называют землю кормилицей.
Вывод: Почва находится на поверхности земли. Почва состоит из воздуха, песка, глины и камешков, воздуха и воды.
Воспитатель напоминает детям, что наш Белгородский край зовётся чернозёмным, а чернозёмы самые плодородные почвы. Поэтому и растительность нашего края богатая, потому и развито в нашем крае сельское хозяйство, выращивающее богатые урожаи сельскохозяйственных культур. Но это богатство края, ребята, надо беречь и сохранять.