Лучший педагог года

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Как на праздник, на Покров»

ольга ефимова
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Как на праздник, на Покров»
▼ Скачать + Заказать документы

Как на праздник, на Покров

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о православных традициях празднования праздника Покрова Пресвятой Богородицы, развивать чувство сопричастности к православной культуре своего народа.

Дети входят в зал с осенними листьями, веточками и исполняют песню Т. Морозовой «Разноцветная – Осень»

Воспитатель:

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце паутина;

Там скирд виднеется: а там, через забор,

Кистями красными раскинулась калина.

Ребё нок:

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Как на праздник, на Покров“» размещена в разделах

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая эта пора.

Пришла к нам опять чудо – осень!

Воспитатель:

У нас в гостях сегодня снова самое щедрое и красивое время года - осень. Дети, что Вы знаете о времени года осень?

(Дети называют осенние месяцы, рассказывают о подготовке животных и человека к зиме) Возможные ответы детей: У осени бывают периоды ранняя, поздняя. Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь. Ранней осенью погода осенью бывает и теплая и дождливая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква. созревают желуди, орехи, поспевают клюква. Поздней осенью погода ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная. Дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, лужи покрываются корочкой льда, Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко. Листья все облетают и почернеют, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Осень самое красивое и щедрое время года, осенью созревают различные корнеплоды, ягоды, грибы, травы и я предлагаю всем нам сейчас разделиться на группы и отправиться в огород, в поле и в лес за осенними дарами.

Проводится игра «Собери дары». Детям раздаются лукошки и дается игровое задание собрать :

-в огороде корнеплоды (картофель, морковь, редис, имбирь, свекла, лук)

-в огороде плоды (кабачки, баклажаны, помидоры, огурцы тыкву)

-в поле (пшеницу, овес, семечки тыквенные, подсолнечные, кукурузу)

-в лесу (грибы, тимьян, кедровые орешки, рябина

По окончании игры воспитатель вместе с детьми рассматривает собранные дары, называют их, определяют правильность их сбора детьми в соответствии с полученным заданием, указывают значение собранных плодов для человека, животных.

Возможные ответы детей: корнеплоды употребляют в пищу, плоды солят, из даров поля производят масла, крупу, муку и выпекают хлеб, варят каши, зерном кормят домашних животных, грибы солят.

Воспитатель:

Молодцы, вы правильно выполнили задание. А сейчас вспомните, пожалуйста, и назовите православный праздник, который приходит к нам вместе с осенью?

Ребенок:

Осень землю покрывает

Пёстрым, праздничным ковром.

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом!

Воспитатель:

Давайте сядем рядком, да поговорим ладком, а поговорим мы сегодня с вами о празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Во второй осенний месяц - октябрь, 14 числа все православные люди встречают праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое Покров?

Возможные ответы детей: Покров - это такой большой платок, шарф, или широкая лента.

Воспитатель: Совершенно верно, слово покров - образуется от слова покрывать, покровом Богородица покрывает всех, кто обращается к ней за помощью в своих молитвах. Покров мы себе представляем как шарф, платок, широкую ленту. Как велика радость быть под защитой Царицы Небесной, как велико счастье получать от нее помощь в ответ на наши молитвы.

Давайте сейчас, встанем и рассмотрим с вами икону, Покрова Пресвятой Богородицы. Посмотрите на иконе в центре мы с вами видим высокий храм с золотыми куполами, Пресвятую Богородицу с покровом в руках. Богородица распростерла над всеми молящимися свой чудесный покров. Мы видим с вами еще на иконе босого человека, одетого в простую одежду. Это святой Андрей, а рядом с ним стоит его ученик - Епифаний. В центре иконы стоит диакон, его зовут Роман Сладкопевец.

Скажите, как вы понимаете значение слова Сладкопевец?

Возможные ответы детей: Сладкопевец – это человек, который красиво поет, его пение услаждает слух, его приятно слушать, пение радует и вдохновляет.

Воспитатель: Прежде чем Романа люди стали называть Сладкопевцем, с ним произошла одна очень грустная история, которая завершилась очень хорошо, а ее чудесному завершению помогла Пресвятая Богородица. А было это так. Однажды люди решили над Романом пошутить. Во время богослужения в храме они вытолкнули его на середину храма и заставляли его пропеть песнопение, но Роман не мог этого сделать, так как он не умел в то время петь и не знал даже грамоты. Роман, придя домой, долго в слезах молился, перед образом Пресвятой Богородицы, прося ее помощи и заступления, от усмешек людей, уставший и обессилевший он уснул. Во сне к Роман явилась Пресвятая Богородица, она вручила ему маленький свиток, и просила его съесть. Роман сделал все как просила Богородица. Когда Роман проснулся, он почувствовал, в себе силы и желание читать и красиво петь. Он с радостью поблагодарил Пресвятую Богородицу за этот дар и поспешил в храм. В храме Роман смело вышел на середину храма в положенное время и пропел церковное песнопение столь красиво, что все собравшиеся в храме были удивлены его чудным пением. Так Роман по молитвам Пресвятой Богородицы стал Сладкопевцем. Долгие годы Роман пел в храм и написал много песнопений, которые посвятил прославлению Заступнице Небесной Пресвятой Богородице. Эти песнопения звучат и сейчас в наших храмах во время богослужений. Послушайте, фрагмент одного из них.

Звучит фрагмент кондака Романа Сладкопевца «Богородице, Дево, Радуйся»

Воспитатель: Скажите, как вы думаете, почему иконописец изобразил Романа Сладкопевца на иконе Покрова Пресвятой Богородицы?

Возможные ответы детей: Богородица защитила Романа своим покровом от насмешек людей. Богородица это наша заступница, она покрывает нас своим покровом от всех злых людей.

Воспитатель: Совершенно верно, Пресвятая Богородица защитила Романа своим покровом от насмешек людей. Мы знаем о том, как Богородица помогает людям, которые обращаются к ней за помощью с молитвой. Одну такую историю мы сейчас вместе с вами и расскажем, давайте начнем.

Детям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Путеводительница»

Воспитатель: Расскажите, что вы сейчас увидели?

Возможные ответы детей: Маша не закрыла дверь в комнате, раненый лебедь, пытаясь взлететь, опрокинул все краски дедушки. Краски упали, рассыпались и смешались. Дедушка у Маши был иконописец, он опечалился, что не сможет закончить работу над иконой Пресвятой Богородицы. Маша обратилась с молитвой к Пресвятой Богородице, с просьбой научить ее и помочь, что ей сделать, чтобы исправить ситуацию.

Воспитатель: Как Вы думаете, что было дальше?

Возможные ответы детей: Богородица помогла Маше.

Воспитатель: Маша вспомнила, как дедушка когда то рассказывал, что у монахов в монастыре есть краски. Маша сходила в монастырь и попросила у монахов красок, чтобы дедушка закончил свою работу над иконой. Так Пресвятая Богородица не оставила без своего покрова Машу.

На Руси люди очень почитали православные праздники, в честь праздников строили храмы. Давайте и мы с вами сейчас попробуем построить храм при помощи деталей, которые я вам сегодня принесла. Дети берут рабочую поверхность и различные по цвету величине и форме возможные детали храма (купол, главу, ярусы колокольни). Воспитатель начинает: Здание нашего храма имеет форму продолговатого корабля, стены корабля белые, слева от здания к храму примыкает трех ярусная колокольня. На колокольне в первом ярусе 2 двери, во втором ярусе высокие арки, в третьем ярусе маленькие арки, купол колокольни в виде призмы, венчает колокольню золотой купол с крестом. Здание храма имеет купол, барабан, с малыми световыми окнами, главу и крест золотого цвета. Вот наш храм готов.

Посмотрите внимательно, как вы думаете в честь какого праздника построен этот храм?

Возможные ответы детей: Покрову Пресвятой Богородицы. Мы выложили точную копию Покровского храма, расположенного на территории Свято-Успенского мужского монастыря в нашем городе.

Воспитатель: Скажите, а какие народные традиции празднования праздника Покрова Пресвятой Богородицы Вы знаете?

Возможные ответы детей: люди приносят дары сиротам, старикам и нуждающимся, пекут блины и угощают родных и близких, посещают всей семьей церковь, ставят свечи, прославляют Богородицу и просят милости, здоровья и заступничества, мочат яблоки, расписывают платки, шали.

Воспитатель: А еще долгими и длинными октябрьскими вечерами, когда все полевые и хозяйственные работы завершены, люди собирались на покровские посиделки пели песни, играли в русские народные игры. Давайте и мы с вами поиграем. Скажите, в какую русскую народную игру Вы сейчас хотите поиграть?

Проводится русская народная игра «Гори-гори ясно».

Воспитатель: На покровских посиделках народ не только веселился, песни пел и в игры играл, но и занимался трудом, рукоделием. Скажите, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Возможные ответы детей:

От скуки бери ремесло в руки

Без труда – нет добра

Маленькое дело лучше любого безделья

Дело мастера боится.

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Есть терпенье - будет и уменье!

Умелые руки не знают скуки!

Воспитатель: Давайте и мы с вами займемся полезными делами. Посмотрите, что я Вам для этого приготовила. Дети и воспитатель рассматривают приготовленные предметы на столах.

1. Прозрачная двух литровая кастрюлька с крышкой, ложка, салфетки, вода, мед, соль, яблоки антоновка, влажные салфетки

2. Ткань, трафарет, акриловые краски, кисти и валики, вода, салфетки.

3. Макет открытки с изображением Покровского храма города, ножницы, цветная бумага, карандаши, фломастеры

Воспитатель: Как вы думаете, для чего пригодятся представленные здесь предметы?

Возможные ответы детей: На праздник Покрова было традицией расписывать платки, мочить яблоки. А еще можно сделать открытку для нашего батюшки и послать ее в Покровский храм, поздравить батюшку с престольным праздником.

Воспитатель: давайте вспомним с Вами народные традиции и выполним следующие работы: приготовим моченые яблоки, распишем платочек, смастерим открытку и поздравим батюшку.

Работа детей в подгруппах: мочат яблоки, расписывают платки, мастерят открытки.

Воспитатель по окончании работы детей, рассматривает, что получилось, спрашивает о результатах работы. Подводит итог спрашивает о чем мы сегодня говорили

Дети:

1. Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,

2. Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.

3. От всего на свете злого лес и поле, и дома-

4. Укрывает всё Покровом Богородица сама.

Воспитатель:

Давайте завершим нашу беседу о празднике Покрова Пресвятой Богородицы танцем с платочками.

Дети исполняют танец с платочками

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Афиша мультфильма». Конспект непрерывной образовательной деятельности«Афиша мультфильма». Конспект непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема комплексно-тематического планирования: «О дружбе и друзьях». Тема НОД: «Афиша мультфильма».

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Корабли для путешествия» 1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «На пороге школы» Тема НОД: «На пороге школы» Конспект итогового мероприятия интегративной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Четыре сезона» Интеграция образовательных областей : О. О «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Физическая культура». Приоритетная область.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Необычные цветы» Козлова Н. П., воспитатель 1 категории МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида" городского округа ЗАТО Шиханы Возрастная группа:.

Конспект непрерывной-образовательной деятельности на тему: «Подснежник-нежная мелодия весны» Цель: создать условия для расширения художественных возможностей воспитанников при использовании полихудожественного метода для раскрытия.

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну эмоций» в средней группеКонспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну эмоций» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области Утверждаю: Заведующая.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие по морю» (Средний дошкольный возраст) Образовательные области: «Познавательное развитие», «Музыка», «Социально-коммуникативная». Цель: Развитие интересов.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему «Птицы» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему: «Путешествие к трём медведям» Вашему вниманию была представлена непрерывная образовательная деятельность на тему: «Путешествие к трём медведям». Цель: Развитие речи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Как на праздник, на Покров»
Опубликовано: 30 октября 2016 в 10:07
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности «Как на праздник, на Покров»» (включая файлы) размещена пользователем ольга ефимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД