Регина Иванова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Регина Станиславовна
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей 6-7 лет
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: Совершенствование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Продолжать обучать устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• Способствовать обогащению и закреплению знаний о воздухе и его свойствах.
• Активизировать в речи детей слова – атмосфера, свойство, эксперимент, лаборатория.
Развивающие :
• Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, мыслительной деятельности в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Оборудование: глобус, карточки с заданиями, звуковые ромашки, весы, шарики воздушные (пустые и заполненные воздухом, контейнеры с водой, мисочки с водой, резиновые игрушки, стаканчики с водой, трубочки, изюм, апельсины, простые карандаши, магнитная доска.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова – атмосфера, свойство, эксперимент, лаборатория.
Содержание непрерывной образовательной деятельности
I часть: Вводная
Дети стоят полукругом, воспитатель стоит в центре полукруга.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (ответы детей)
Перед детьми стоит стол с разбросанными карточками и буквами.
Воспитатель: Ребята, взгляните какой беспорядок на столе. Предлагаю вам все разложить по своим местам и узнать, о чем же мы с вами будет сегодня говорить. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель предлагает разделиться детям в пары, для этого дети тянут из коробочки карточки и делятся в пары по цвету воздушных шариков.
После разделения на пары дети проходят к столу и собирают слово «ВОЗДУХ» из букв, соотнося картинку и начальную букву, на которую начинается слово, изображенное на картинке.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились. Молодцы! Какое слово у нас получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Верно…воздух. Мы сегодня будем говорить с вами о воздухе, а именно а его свойствах. Ребята, может быть вы уже знаете какие-либо свойства воздуха? (ответы детей)
Воспитатель: Прекрасно! Но сегодня мы с вами изучим еще некоторые свойства воздуха и узнаем о нем еще больше. Ребята, может быть кто-то из вас знает, как называется воздушная оболочка Земли? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Воздушная оболочка Земли называется атмосфера. Она окутывает нашу Землю как одеяло со всех сторон.
Воспитатель с помощью ткани и глобуса демонстрирует, как атмосфера окружает Землю.
Воспитатель: А как вы считаете, что бы произошло, если бы не было атмосферы? (ответы детей)
Воспитатель: Абсолютно верно! Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло необычное письмо, и я хотела бы с вами им поделиться. Вы не против? (ответы детей)
Воспитатель включает видеосообщение от детей младшей группы, в котором малыши просят старших ребят объяснить им, что же такое воздух и какой он?
Воспитатель: Ребята, а ведь вы же самые старшие в этом саду! Поможем нашим малышам разобраться в таком нелегком вопросе? (ответы детей)
Воспитатель: Очень здорово! Я знала, что вы согласитесь помочь. Тогда предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию, где с помощью экспериментов мы будем с вами изучать свойства воздуха.
II часть: Основная
Воспитатель раздает детям опознавательные наклейки лаборантов, дети клеят их на одежду.
Опыт №1 «Воздух имеет вес» :
Дети с воспитателем подходят к столу, где расположены весы и шарики, заполненные воздухом. Воспитатель предлагает рассмотреть схему опыта. Дети из схемы понимают, что для опыта не хватает пустых шариков, воспитатель предлагает воспользоваться конвертом-подсказкой и найти недостающие шары.
В конверте находятся звуковые ромашки, из которых необходимо составить слово, которое подскажет, где расположены недостающие шары.
Дети составляют слово «окно» и направляются к окну, где находят пустые шары.
Воспитатель: Ну что, ребята, теперь все ли имеется для нашего опыта? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда можно смело провести наш опыт!
Дети располагают на одну сторону весов шар, заполненный воздухом, а на другую – пустой шар.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами видим? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, шар с воздухом перевесил пустой шар. Что это может значить? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Действительно, воздух имеет вес. Предлагаю вам провести следующий опыт. Согласны? (ответы детей)
Опыт №2 «Воздух легче воды»
Дети с воспитателем подходят к столу, где расположены стаканчики с водой. Воспитатель предлагает рассмотреть схему опыта. Дети из схемы понимают, что для опыта не хватает трубочек, воспитатель предлагает воспользоваться конвертом-подсказкой и найти недостающие трубочки.
В конверте находятся математические загадки, из которых необходимо составить слово, которое подскажет, где расположены недостающие трубочки.
Дети составляют слово «фрукты» и направляются к корзине с фруктами, где находят трубочки.
Воспитатель: Ну что, ребята, теперь все ли имеется для нашего опыта? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда предлагаю провести наш опыт!
Дети опускают трубочку в стакан с водой и дуют в нее.
Воспитатель: Ребята, что происходит с водой, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А что это за пузырьки? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, почему воздух поднимается наверх (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Действительно воздух, оказывается, легче воды. Предлагаю еще провести один опыт…
На столе расположен контейнер с водой, воспитатель предлагает бросить в воду резиновые игрушки с отверстием.
Воспитатель: Ребята, что произошло с игрушками? (ответы детей)
Воспитатель: Да, они всплыли…А, как вы считаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, игрушки поднялись на поверхность воды, потому что внутри них находится воздух, которых поступает туда через отверстие. А сейчас я помещу в воду свою игрушку…
Воспитатель: Ребята, что произошло с моей игрушкой? (ответы детей)
Воспитатель: Да, она утонула. Объясните, пожалуйста, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Верно…В моей игрушке не было отверстия, и воздух в нее не поступал, поэтому она утонула. А сейчас мы еще раз с вами докажем, что воздух легче воды…
На столе расположена миска с газированной водой, воспитатель предлагает детям бросить в нее пару изюминок и понаблюдать, что произойдет.
Воспитатель: Ребята, что произошло с изюмом? (ответы детей)
Воспитатель: Да, мы с вами увидели, что сначала изюм утонул, но затем его окружили пузырьки с воздухом и подняли его наверх. А сейчас взгляните на иллюстрации, которые вам покажу.
Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображен ребенок на надувном круге и надувная лодка.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, почему ни лодка, ни надувной круг не тонут? (ответы детей)
Воспитатель: Все верно! Внутри лодки и надувного круга находится воздух, а он, как мы уже с вами доказали, легче воды. У нас с вами остался еще один опыт. Предлагаю его вам вместе со мной его провести. Согласны? (ответы детей)
Опыт №3 «Воздух есть везде»
Дети с воспитателем подходят к столу, где расположены миски с водой, контейнер с апельсинами с кожурой. Воспитатель предлагает рассмотреть схему опыта. Дети из схемы понимают, что для опыта не хватает апельсинов без кожуры, воспитатель предлагает воспользоваться конвертом-подсказкой и найти недостающие апельсины без кожуры.
В конверте находятся графический диктант, решая который дети в итоге получают изображение – диван, за которым и находится контейнер с апельсинами.
Воспитатель: Ну что, ребята, теперь все ли имеется для нашего опыта? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда предлагаю провести наш опыт!
В одну из мисок с водой дети кладут апельсины с кожурой, в другую - апельсины без кожуры.
Воспитатель: Ребята, что же произошло с нашими апельсинами? (ответы детей)
Воспитатель: Почему же апельсины с кожурой поднялись на поверхность воды, а апельсины без кожуры – утонули? (ответы детей)
III часть: Заключительная
Воспитатель: Молодцы! Верно! В кожуре апельсина так же, как и везде, находится воздух. Ребята, вот и подошли наши исследования к завершению, а мы обещали помочь малышам разобраться. Я предлагаю вам подготовить для малышей плакат, в котором мы с вами отобразим свойства воздуха. Пройдем к магнитной доске! Перед вами плакат с прищепками и карточки с различными свойствами, необходимо прикрепить на эти прищепки только те карточки, на которых изображены свойства, которыми обладает воздух.
Дети крепят карточки к плакату с помощью прищепок, комментируя свой выбор.
Воспитатель: Вот и наш плакат для малышей готов! Вы – большие молодцы!
Дети получают в подарок за проделанную работу воздушный шарик.