Савина Анастасия
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Бактерии — друзья или враги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.
Задачи:
Образовательные : Дать детям представления о существующих формах бактерий, их значении в жизни человека и в природе.
Воспитательные: Воспитать у детей правильное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы „Бактерии — друзья или враги“» размещена в разделах
Развивающие: развивать познавательный интерес, воображения, творческую деятельность ребенка. Развивать интерес к опытнической деятельности.
Погружение
Дети заходят в группу и здороваются. Воспитатель предлагает им присесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята добрый день.
Раздается звуковой сигнал и на экране появляется слайд с изображение иконки «Сообщение».
Воспитатель: Ребята, а что это такое, как вы думаете? (Ответы детей)
Все верно, это письмо. Посмотрим его? (Ответы детей)
На экране появляется видео с анимацией бактерии.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Меня зовут бактерия. Мне здесь очень скучно и одиноко. Можно мне с вами дружить?»
Воспитатель: Ребята будем дружить с этой бактерией? (Ответы детей). А давайте вспомним, что нужно сделать перед тем, как начать с кем-то дружить? (Ответы детей).
Воспитатель: Все верно, нужно сначала познакомиться. И я вам предлагаю отправится в лабораторию и узнать все о бактериях. Согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: В нашей лаборатории есть правила поведения, давайте вспомним их. (Воспитатель показывает картинку с правилами, дети их называют). Какие вы молодцы – все знаете. Но чего-то нам не хватает, чтобы стать настоящими сотрудниками лаборатории, как думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, все сотрудники лаборатории носят белые халаты.
Воспитатель: Тогда переодеваемся и отправляемся на встречу открытиям.
Ребята надевают халаты и проходят в лабораторию.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, когда научные исследователи проводят эксперименты и наблюдения, они всегда их заносят в специальные таблицы, чтобы потом им было легче все вспомнить и сделать выводы. Посмотрите, у нас с вами тоже будет такая таблица, куда мы будем вносить полученную информацию о бактериях.
Опыт «Внешний вид»
Воспитатель: Ребята, на что сразу мы обращаем внимание при знакомстве с чем-то новым? (Ответы детей) Все верно, на внешний вид. Бактерии - это самые маленькие организмы на свете. Не вооруженным глазом мы с вами их увидеть не сможем. Как же нам их рассмотреть? (Ответы детей)
Воспитатель: Рассматривать бактерий мы будем при помощи микроскопа. При работе с микроскопом не забываем правила поведения: не толкаемся, не кричим и не мешаем своим коллегам. (Дети рассматривают препараты под микроскопами).
Воспитатель: Ребята, что вы увидели в окуляр микроскопа? (Ответы детей).
Воспитатель: Бактерии по форме бывают трех видов: круглые – коки, вытянутые овальные – палочки и спирохеты – длинные тонкие, закрученные в спираль.
Давайте занесем это в нашу таблицу.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам присесть на стульчики и узнать еще об одном свойстве бактерий (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же живут бактерии? (Ответы детей)
Воспитатель: Все верно, живут бактерии по всей планете : на самой вершине гор, в холодных ледниках, в горячих источниках, гейзерах. И даже существуют такие бактерии, которые могут жить в вулканах, не боясь высоких температур.
Воспитатель: Каких же значком мы можем обозначить в нашей таблице это свойство бактерий? (Дети отвечают и заносят в таблицу условный знак «Живут везде»)
Воспитатель: Бактерии являются самыми многочисленными живыми существами на планете. Если собрать всех бактерий, живущих на и в человеке, то их будет 2 килограмма. Представляете, как много их? (Ответы детей) А сейчас ребята, я хочу вам предложить узнать как получается что в нашем мире такое огромное количество бактерий. Согласны? (Ответы детей)
Опыт «Размножение бактерий»
Посмотрите, на наших досках лежат шарики из пластилина – это наши бактерии. И сейчас мы узнаем, как они размножаются.
Берем нашу бактерию и стекой разрезаем ее пополам. Из получившихся половинок, скатываем шарики. У нас получились 2 маленькие бактерии. К получившимся шарикам мы добавляем немного пластилина и делаем шарики большего размера. Вот так из одной бактерии у нас получилось 2 бактерии. А если мы с вами соединим все наши шарики, то у нас получится семья бактерий, которая называется – Колония. Бактерии размножаются очень-очень быстро – именно поэтому их так много.
Воспитатель: Кто хочет занести на нашу доску это свойство бактерий? (Дети наносят на доску условный знак «многочисленность»)
Опыт «Питание бактерий»
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем чем же питаются бактерии. На прошлой неделе мы с вами в наши пластиковые стаканчики закладывали разные продукты. Напомните какие (Ответы детей). Давайте посмотрим, что с нашими образцами произошло? (Дети рассматривают и отвечают, что видят). Все верно, они начали гнить и разлагаться, и все это благодаря бактериям. Бактерии, попавшие на наши образцы, начали их поедать и размножаться. Бактерии очень прожорливы, и едят практически все, что встречается на их пути. Единственное что не научились есть бактерии – это стекло, пластмассу и резину. Какой вывод мы с вами можем сделать? Какими по типу питания будут бактерии? (Ответы детей)
Воспитатель: Не забываем отмечать это на нашей доске. Кто хочет зарисовать? (Дети отмечают на доске условным знаком «Всеядные»)
Воспитатель: мы свами узнали, как выглядят бактерии, чем питаются, где живут, как размножаются. Нам осталось узнать какую же роль в нашей жизни играют эти маленькие существа. Ребята, я предлагаю вам вспомнить все что сегодня мы узнали о бактериях, и подумать, а есть ли человеку польза от бактерий, а может они наносят нам вред? (Ответы детей)
Воспитатель: Все верно, бактерии могут быть и помощниками человеку и врагами. Бактерии хорошо разлагают мусор и пищевые отходы. Без бактерий невозможно приготовить кефир или творог, в медицине из бактерий производят различные лекарства. Но также на свете есть бактерии, которые вызывают различные заболевания. (Воспитатель во время рассказа демонстрирует иллюстрации, после дети заносят на доску условные обозначения)
Воспитатель: А сейчас, ребята, нам необходимо ответить на последний вопрос, будем ли мы дружить с нашей бактерией? (Ответы детей)
А вдруг она вредная? Я предлагаю написать ответ и узнать у бактерии, хорошая ли она и не причинит ли она нам вред. И после этого мы обязательно с ней подружимся. Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и показали себя как настоящие исследователи, поэтому я хочу вам вручить дипломы о прохождение курса «Бактерии». Теперь вы настоящие специалисты по бактериям (Воспитатель вручает детям дипломы)