Яна Перепелка
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы комбинированной направленности
Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Цели: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Учить образовывать родственные слова к слову «хлеб». Активизировать словарный запас. Учить употреблять простые распространенные предложения.
Развивающая: Развивать разговорную и связную речь, логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Методы и приемы: Беседа, вопросы, просмотр презентации, художественное слово, игровой прием.
Оборудование: проектор, иллюстрации.
Ход НОД.
1. Организационный момент
«Утренний круг»
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Игровой сюрпризный момент.
В группу приносят посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия.
Воспитатель. Для того, чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Дети. (Хлеб.)
Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
-назови хлеб ласково (хлебушек)
-крошки хлеба какие? (хлебные)
-квас из хлеба как называется? (хлебный)
-прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
-посуда для хлеба? (хлебница)
-кто выращивает хлеб? (хлебороб)
-кто печет хлеб? (хлебопек)
-назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
-как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)
Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо играли.
3. Проблемная ситуация
Воспитатель. А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол? Может, он на дереве вырос? Может на грядке? А как вы думаете, что нужно для того, чтобы на нашем столе появился хлеб? (Ответы детей)
4. Физминутка.
- Ребята, посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Представьте, что вы – маленькие зернышки. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (приседают). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимают руки). Колоски тянутся к солнышку (чувствуют напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабились, опустили голову и руки). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнулись друг другу).
Давайте присядем на стульчики и посмотрим всю историю появления этого хлеба на нашем столе. (просмотр слайдов на проекторе с комментариями воспитателя)
5. Основная часть.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 3,4,5)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 6,7)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 8,9)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 10)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 11)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари. (слайд 12). Ребята, а где же мы с вами можем купить хлебобулочные изделия?
Дети: В магазине (слайд 13)
Игра «Придумай слово»
- Ребята, я знаю интересную игру со словом «хлеб» (игра с мячом на образование родственных слов).
- Назови хлеб ласково (хлебушек)
- Квас из хлеба как называется? (хлебный)
- Прибор для резки хлеба (хлеборезка)
- Посуда для хлеба (хлебница)
- Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
- Кто печет хлеб? (хлебопек)
- Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)
- Как называются изделия из теста? (хлебобулочные)
- Крошки хлеба какие? (хлебные)
- Молодцы! Вы хорошо играли.
6. Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
- Муку в тесто замесили (показываем, как месим тесто).
А из теста мы слепили (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки (поочередно сгибаем пальцы,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши).
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
7. Игра «Определи на вкус»
- Вы все знаете, что хлеб бывает пшеничный белый и ржаной черный. Вот сейчас вы с закрытыми глазами попробуете кусочки хлеба и определите на вкус, белый он или черный.
- Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного, и черного ржаного хлеба.
- Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите (ароматный, аппетитный, вкусный, душистый, мягкий, свежий).
- Какие виды хлеба вы знаете? (батон, булочка, рогалик, бублики, калач)
8. Пословицы и поговорки о хлебе
- Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
- Хлеб всему голова.
- Будет хлеб – будет и обед.
- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
- К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют с куском хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно вырастить хлеб, берегут его. Поэтому если вы взяли кусок хлеба, то съешьте его, а не хотите есть, не берите.
9. Рефлексия
- Вам понравилось занятие?
- О каком продукте мы вели разговор?
- Что интересного вы узнали?
- Как нужно относиться к хлебу?