Людмила
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Воспитатель читает стихотворение «Осень началась…» (Слайд1-2)
(Слайд-2)
Между небом и землей
Дождь натягивает струны,
Их прозрачною рукой
Нежно тронул лучик лунный.
Сразу над землёю сонной
Зазвенели перезвоны,
Тихо песня полилась,
Осень, осень началась…
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Воспитатель:(Слайд3) Ещё недавно солнышко было таким тёплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам, загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Что же произошло? Почему наша природа так изменилась?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель:(Слайд4) Молодцы, природа изменилась с приходом осени.
— Что такое осень?
Дети: Осень – это шум дождя, шум ветра, шорох падающих листьев.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: Осень пахнет рябиной, клюквой, осенними грибами.
Воспитатель: Какой первый осенний месяц?
Дети: первый осенний месяц – сентябрь.
Воспитатель: Какой месяц наступит после сентября?
Дети: После сентября наступит октябрь.
Воспитатель: Какой месяц завершает осень?
Дети: Завершает осень - ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Светлана Александровна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?
Дети: Утром на улице был туман.
Воспитатель: Расскажите, каким он был.
Дети: Туман был густым, белым, плотным, сырым.
Воспитатель:(Слайд5) Совершенно верно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Почему осень называют золотой. .(Слайд6)
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву, и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
Давайте вспомним пословицы об осени :
— Холоден сентябрь, да сыт;
— От осени к лету поворота нету;
— Сентябрь лето кончает, осень начинает.
— Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, пасмурная, грустная, красивая).
Воспитатель: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь. (идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер. (дует, воет, гудит, срывает). Листья. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы. (собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Осень – грустная, но очень красивая пора. Все - взрослые и дети любят осеннюю красоту. Художники создавали красивые картины об этом времени года. (Слайд7)
(Дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень).
Вопросы к детям:
• Какую осень нарисовал художник?
• Какие деревья нарисовал художник?
• Как вы думаете, почему картина такая светлая?
• Какое настроение она у вас вызывает?
• Как бы вы назвали эту картину?
Воспитатель: Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень». Перед нами скромный осенний пейзаж. Таких пленительных уголков в России очень много. Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Легкие облака чуть заметны. Осенний воздух чист и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы, радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это – красота прощания.
Ребята кто знает стихотворение об осени?
Ребенок читает стихотворение П. Синявского «Золотая осень» :
(Слайд8)
Золотая волшебница осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим,
Хоть немножечко с нами побыть.
Очень нравится нам любоваться,
Как листочки на солнце горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пёстрый наряд.
(Воспитатель вешает на магнитную доску ватман с изображением ствола дерева)
Воспитатель: Ребята, раз мы не хотим, пока, расставаться с осенью. Предлагаю вам нарисовать пестрый наряд для дерева.
Дети закрашивают ладошки красным, желтым, зеленым цветами. Вместе с воспитателем ставят печать ладошкой на ватман.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня разговаривали?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Что нового об осени вы узнали?
Дети: Осень бывает ранней, золотой и поздней.
Воспитатель: Совершенно верно.
Картину какого художника мы сегодня с вами рассматривали?
Дети: Картину Исаака Левитана.
Воспитатель: Как называется картина Левитана?
Дети: «Золотая осень».
Воспитатель: Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на занятии и за это осень принесла нам свои дары. (Воспитатель угощает детей яблоками).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Чебурашка» городского округа город Урюпинск
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Золотая осень»
Составила: воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 8 «Чебурашка»
Юрченко Людмила Петровна.
Образовательная область : познание.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 5 лет
Формы организации: подгруппа.
Задачи:
Образовательные : Расширять представления об осенних изменениях в природе, периодах осени и их характерных особенностях. Формировать представления о переносном значении слова- «золотая осень». Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе)
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, внимание, память;
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений об осени.
Оборудование и материалы: мультемедийное оборудование, гуашь, кисточки.