Людмила
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Воспитатель читает стихотворение «Осень началась…» (Слайд1-2)
(Слайд-2)
Между небом и землей
Дождь натягивает струны,
Их прозрачною рукой
Нежно тронул лучик лунный.
Сразу над землёю сонной
Зазвенели перезвоны,
Тихо песня полилась,
Осень, осень началась…
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
Воспитатель:(Слайд3) Ещё недавно солнышко было таким тёплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам, загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Что же произошло? Почему наша природа так изменилась?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель:(Слайд4) Молодцы, природа изменилась с приходом осени.
— Что такое осень?
Дети: Осень – это шум дождя, шум ветра, шорох падающих листьев.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: Осень пахнет рябиной, клюквой, осенними грибами.
Воспитатель: Какой первый осенний месяц?
Дети: первый осенний месяц – сентябрь.
Воспитатель: Какой месяц наступит после сентября?
Дети: После сентября наступит октябрь.
Воспитатель: Какой месяц завершает осень?
Дети: Завершает осень - ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Светлана Александровна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?
Дети: Утром на улице был туман.
Воспитатель: Расскажите, каким он был.
Дети: Туман был густым, белым, плотным, сырым.
Воспитатель:(Слайд5) Совершенно верно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Почему осень называют золотой. .(Слайд6)
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву, и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
Давайте вспомним пословицы об осени :
— Холоден сентябрь, да сыт;
— От осени к лету поворота нету;
— Сентябрь лето кончает, осень начинает.
— Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, пасмурная, грустная, красивая).
Воспитатель: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь. (идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер. (дует, воет, гудит, срывает). Листья. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы. (собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Осень – грустная, но очень красивая пора. Все - взрослые и дети любят осеннюю красоту. Художники создавали красивые картины об этом времени года. (Слайд7)
(Дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень).
Вопросы к детям:
• Какую осень нарисовал художник?
• Какие деревья нарисовал художник?
• Как вы думаете, почему картина такая светлая?
• Какое настроение она у вас вызывает?
• Как бы вы назвали эту картину?
Воспитатель: Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень». Перед нами скромный осенний пейзаж. Таких пленительных уголков в России очень много. Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Легкие облака чуть заметны. Осенний воздух чист и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы, радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это – красота прощания.
Ребята кто знает стихотворение об осени?
Ребенок читает стихотворение П. Синявского «Золотая осень» :
(Слайд8)
Золотая волшебница осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим,
Хоть немножечко с нами побыть.
Очень нравится нам любоваться,
Как листочки на солнце горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пёстрый наряд.
(Воспитатель вешает на магнитную доску ватман с изображением ствола дерева)
Воспитатель: Ребята, раз мы не хотим, пока, расставаться с осенью. Предлагаю вам нарисовать пестрый наряд для дерева.
Дети закрашивают ладошки красным, желтым, зеленым цветами. Вместе с воспитателем ставят печать ладошкой на ватман.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня разговаривали?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Что нового об осени вы узнали?
Дети: Осень бывает ранней, золотой и поздней.
Воспитатель: Совершенно верно.
Картину какого художника мы сегодня с вами рассматривали?
Дети: Картину Исаака Левитана.
Воспитатель: Как называется картина Левитана?
Дети: «Золотая осень».
Воспитатель: Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на занятии и за это осень принесла нам свои дары. (Воспитатель угощает детей яблоками).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Чебурашка» городского округа город Урюпинск
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Золотая осень»
Составила: воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 8 «Чебурашка»
Юрченко Людмила Петровна.
Образовательная область : познание.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 5 лет
Формы организации: подгруппа.
Задачи:
Образовательные : Расширять представления об осенних изменениях в природе, периодах осени и их характерных особенностях. Формировать представления о переносном значении слова- «золотая осень». Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе)
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, внимание, память;
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений об осени.
Оборудование и материалы: мультемедийное оборудование, гуашь, кисточки.