Вера Черепанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе: «Я знаю, что я прав…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я знаю, что я прав…»
Цель занятия:
Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности;
Познакомить с «Конвенцией о правах ребенка»
Задачи:
Формировать представление о правах и обязанностях детей;
Познакомить с содержанием международного документа в области защиты прав ребенка;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе: „Я знаю, что я прав…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивать правовое мировоззрение, внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь, обогатить словарь детей;
Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.
Материалы и оборудование: картинки поясняющие статьи из «Конвенции о правах ребенка», иллюстрации к сказкам, куклы: малыши, школьницы, куклы в национальных одеждах, набор посуды, костюм врача и медицинский чемоданчик, гуашь, бумага, кисти, аудиозапись, информационная ширма для родителей.
Методические приемы: беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, физкультминутка
Ход НОД:
Воспитатель:
Скажите ребята как называется наша планета? А кто живет на нашей планете? (ответы детей)
Дети:
Звери, птицы, растения и люди.
Воспитатель:
Правильно, молодцы. Сегодня я хочу поговорить с вами людях населяющих нашу планету Земля и их правах. Людей на нашей Земле мы можем разделить на взрослых и детей. Кто такой ребенок?
Дети:
Ребенок-это человек.
Воспитатель:
Правильно, ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. Как и у любого человека у ребенка есть свои права. Что такое право?
(ответы детей)
Воспитатель:
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Послушайте стихотворение Батыровой Альфиры.
«Права ребенка»
Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!
Ты, малыш, смелей расти,
Желаем светлого пути,
Защитит тебя закон,
«Конвенцией» зовется он,
Каждый им ребенок-
Надежно защищен!
Воспитатель:
А что такое закон?
(Ответы детей)
Закон – это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения.
Воспитатель:
Сегодня я хочу познакомить вас с международным договором, который состоит из статей о правах ребенка, которые обязаны соблюдать все и во всех странах. Называется он «Конвенция о правах ребенка»
А познакомиться с правами ребенка помогут нам ваши любимые игрушки – это куклы подружки. Сейчас мы закрываем глаза и представляем, что вы ребята выросли и стали взрослыми, а куколки стали вашими детьми.
Начинаем наше перевоплощение.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети:
Семья. Это папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки.
Воспитатель:
И первое право ребенка – это воспитание в семье. Именно папа и мама дают ребенку еще одно право на жизнь и развитие.
(сюжетно-ролевая игра «Семья»)
Попробуйте показать какие вы заботливые родители. Давайте по-рассуждаем, какие обязанности исполняют папа, а какие мама. И какое место в семье занимает ребенок.
Воспитатель:
Сделаем вывод. Ответственность за ребенка несут только родители. Каждый ребенок должен жить в с родителями в доме. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды. А так же на приемлемый уровень жизни, то есть иметь все самое необходимое для жизни и полноценного развития ребенка. Я хочу вас пригласить сесть на свои места и нарисовать свой родной дом. Дом, в котором живут ваши родные и близкие люди.
(Дети рисуют рисунки, включается спокойная музыка)
Воспитатель:
Какие вы молодцы и как здорово вы рисуете. Ваши рисунки мы поместим на выставку.
Воспитатель:
Нашу планету населяют люди разных национальностей. И вы знаете, что наша страна тоже многонациональна. Какие национальности вы знаете?
Дети:
русские, мари, татары, удмурты, мордва, украинцы и т. д.
Воспитатель:
Я хочу познакомить вас с моими подругами куколками разных национальностей. Скажите все мы умеем разговаривать? И говорим мы на разных языках. На каком языке говорят русские? (а украинцы, итальянцы, мордва, мари, белорусы и т. д.)
(ответы детей)
Вот так каждый ребенок имеет право разговаривать на родном языке. Любить свой язык и гордиться, тем, что он знает язык своего народа. Соблюдать обряды и следовать традициям своего народа.
А какие традиции и праздники своего народа вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель:
А для того чтоб ребенок успешно развивался ему необходимо учиться. У каждого ребенка есть право на бесплатное образование. Где мы учимся, когда мы маленькие?
Дети:
Мы ходим в детский сад, потом мы идем в школу, а затем учимся в институтах, университетах и т. д.
Сейчас некоторые из вас примерят на себя роль учителя.
(Сюжетно-ролевая игра «Школа»)
Воспитатель:
Вы учили и учились, и конечно же устали. Мы немного отдохнем и изучать права пойдем.
Физкульминутка
Ученик
Стоял ученик на развилке дорог. Стоят, руки на поясе, ноги вместе.
Где право, где лево? Повороты туловища вправо- влево.
Понять он не мог. Пожать плечами, руки вдоль тела.
Вдруг, ученик в голове почесал, Почесать правой рукой в голове.
Той самой рукою, Показывают правую руку.
Имитация письма в воздухе.
Имитация бросания мяча перед собой то правой, то левой рукой.
Которой писал.
И мячик кидал,
И страницу листал, Имитация перелистывания страниц указательным пальцем правой руки.
И ложку держал, Имитация удерживания ложки в правой руке.
И полы подметал. Имитация подметания полов веником.
Победа! Раздался Поднимают правую руку вверх.
Ликующий крик.
Где право, где лево Указывают правой рукой направо, левой - налево.
Узнал ученик. Показывают обеими руками на себя.
Воспитатель:
А следующее право ребенка так и называется - Право на игры, отдых и досуг.
Чтобы познакомить вас со следующим вашим правом вы должны отгадать загадку. О каком и о чем она расскажите пожалуйста?
Лучший доктор для зверей
и любимец всех детей
лечит от всего-всего,
не боится ничего.
Нет для доктора преград,
всем помочь он только рад.
Кто же в Африку, друзья,
полетел совсем не зря?
И девчонки, и мальчишки
знают то названье книжки.
(Доктор Айболит)
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно как и в сказке Корнея Чуковского добрый доктор Айболит помогает всем больным животным, так и любой доктор обязан помочь больному ребенку. А ребенок имеет право получить медицинскую помощь.
Поиграем в вашу любимую игру «Больница».
(Сюжетно-ролевая игра «Больница»)
Воспитатель:
Давайте вспомним отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо!»
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
-У меня секретов нет,
-слушайте, детишки,
-папы этого ответ помещаю в книжке.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь тех, кто меньше ростом!
- Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!
В этом стихотворении автор показывает пример права ребенка на безопасные условия жизни и право не подвергаться жестокому и небрежному обращению. Каждый ребенок может обратиться за помощью и обидчик будет наказан. Как вы думаете хорошо или плохо когда обижают и бьют людей?
(Ответы детей)
Воспитатель:
А о ком говориться в этой загадке?
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу
Дети:
Золушка или Замарашка
Воспитатель:
Шарль Перро в этой сказке рассказал нам о следующем праве описанном в конвенции о правах ребенка. Что делал золушка по приказу своей злой мачехи?
Дети:
всю "черную" работу по дому: натирать полы, мыть окна, посуду, вытирать пыль, готовить, стирать, шить одежду, делать прически, перебирать зерно, просо, гречу, топить печь, работать на огороде и многое другое, всех обязанностей и не перечесть.
Воспитатель:
В этой сказке мачеха нарушает права золушки ведь она еще ребенок. Дети не должны выполнять тяжелую и сложную работу.
Воспитатель:
Вот и познакомились мы с вами с некоторыми вашими правами.
В каком международном договоре рассказывается о правах ребенка?
Дети:
В «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, какими должны быть права детей.
Воспитатель:
А какие дети имеют права, мы сейчас узнаем, поиграв в игру с мячом «Я имею права…».
(Воспитатель приглашает детей встать в круг.)
Воспитатель:
- Ребята, передавая друг другу мяч, вы рассказываете о своих правах, начиная со слов «Я имею права…».
(Передавая мяч, ребенок проговаривает свое право на что – либо.)
(Дети играют)
Воспитатель: Я очень рада, что вы запомнили своих права! Сейчас мы все вместе оформим выставку ваших рисунков и выставим информационную ширмочку для ваших родителей.
Список источников и литературы:
Жуковская, Наталия Львовна. Народы России/ Н. Л. Жуковская//Энцикломедия-М. : Росмэн-Пресс, 2008.
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка / [Пед. о-во Рос-сии]. – М. : Пед. о-во России, 2007. – 40 с. – ISBN 5-93134-281-8.
Чуковский, Корней. Айболит: сказка / Корней Чуковский ; худож. С. Бордюг. - М. : Стрекоза, 2012. - 8 с. : ил.
Маяковский, Владимир Владимирович. Что такое хорошо, а что такое плохо? / В. В. Маяковский // Хрестоматия по дет. лит. : учеб. пособие / сост. И. Н. Арзамасцева. – М., 1997. – С. 253–256.
От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗА ЙКА-СИНТЕЗ,2015.- 368 с.
Перро, Шарль. Золушка, или Хрустальная туфелька / Ш. Перро // Шкатулка сказок. – М., 1993. – С. 7–13.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 96с.
Загадка про Айболита http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/698-o-skazke-doktor-ajbolit.html
Физкультминутка «Ученик» http://logoped18.ru/logopedist/tematicheskie-fizkultminutki-dlya-detyei-v-kartinkakh-3.php