Виктория Маловичко
Конспект НОД «Это — я, это — мы» на тему «Имя и отчество» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д/с «Тополек» р. п. Мокроус
Конспект непосредственной организованной деятельности
Тема: «Это – Я, это – МЫ»
Воспитатель 1-й категории: Кулешова Т. В.
Музыкальный руководитель: Маловичко В. В.
2012 год
Программное содержание:
Закрепить знания детей о понятиях имя и отчество.
Учить детей составлять краткий рассказ из 2-3 предложений.
Публикация «Конспект НОД „Это — я, это — мы“ на тему „Имя и отчество“ в старшей группе » размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Упражнять в употреблении своего имени и отчества, а также имен существительных в творительном падеже.
Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию с помощью засушенных цветов и листьев.
Познакомить с новым именем композитора И. С. Баха.
Развивать связную речь, мелкую моторику, общительность и коммуникабельность.
Обогатить духовный мир детей. С помощью музыкального, поэтического и изобразительного искусства воспитывать любовь и уважение к человеку.
Интеграция областей:
основные - познание, художественное творчество, музыка;
вспомогательные – здоровье, коммуникация, социализация, труд, безопасность, художественная литература.
Предварительная работа:
Посещение «музея портретной живописи», рисование автопортретов, выставка совместных с родителями рисунков «Наша дружная семья».
Оборудование:
Фотографии детей в младенчестве, свидетельство о рождении, паспорт, макет машины времени, аудиозапись отрывков музыкальных произведений, оборудование для аппликации, рамочки для фото, нарисованные автопортреты, засушенные листья и цветы для аппликации, ТСО (музыкальный центр, проектор мульти-медиа)
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал.
-Ребята, сегодня нас ждет необычайное путешествие.
Слышится шум, звон за ширмой. Воспитатель предлагает определить - откуда звук, дети подходят к ширме, открывают её, там находится машина времени.
-Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
- Я подскажу вам, что это такое. Это - машина времени. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи этой машины.
- Взгляните на панель управления машиной времени. Эти три значка указывают время: прошлое, настоящее и будущее (нарисованные фигурки младенца, ребенка и взрослого). Как вы думаете, какой значок отправит вас в прошлое, когда вы были совсем маленькими? А на какую кнопку нужно нажать, чтобы вернуться в настоящее время, в сегодняшний день? А с помощью какой кнопки можно попасть в ваше будущее? (Ответы детей).
- Давайте встанем в круг вокруг машины времени, крепко- накрепко возьмемся за руки, закроем глаза. Путешествие начинается!
Воспитатель приглашает одного ребенка нажать на кнопку «прошлое», звучит отрывок музыкального произведения.
(А. Рыбников «Путешествие в будущее», затем звучит детский плач (в аудиозаписи).
Прошлое (дети открывают глаза)
- Мы попали в прошлое, когда вы только родились. Как же все обрадовались вашему появлению на свет! Над чем задумались ваши родители? (ответы детей)
- Правильно, ребенку необходимо имя. И вот ваши родные выбрали для вас имена, для девочек - женские, для мальчиков - мужские.
Игра «Назови свое имя, скажи, что оно значит»
Дети становятся в круг. Из рук в руки передается погремушка. Тот, у кого она в руках, говорит: «Меня назвали… Дашей, моё имя означает «повелительница»».
-Вскоре у вас появился первый в жизни документ. Вот он – Свидетельство о рождении ребенка. (Показ). В этом документе записаны ваши фамилия, имя, отчество, место, день, месяц и год вашего рождения, а также ваши родители. И каждый из вас один такой на всем белом свете, единственный и неповторимый, нет больше точно такого, как вы мальчика или девочки.
-Давайте пройдем к стене, на которой размещены ваши фотографии, и попробуем угадать вас сегодняшних в этих малышах.
Дети угадывают себя в младенческом возрасте.
Дидактическое упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»
-Посмотрите друг на друга, расскажите, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга.
Песня «Из чего же, из чего же, из чего же?»
Музыка Ю. Чичкова, русский текст Я. Халецкого
(Ролевое исполнение песни совместно с воспитателем и музыкальным руководителем)
-Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пора возвращаться в настоящее, в старшую группу.
Воспитатель приглашает одного ребенка нажать на кнопку «настоящее», звучит отрывок музыкального произведения.
(А. Рыбников «Путешествие в будущее», «Детская песенка»)
Настоящее
Составление кратких рассказов по данному началу
«Я хочу быть лучше, потому что иногда я бываю …»
Перерыв
(дети идут в туалет, моют руки, приводят себя в порядок)
Во время перерыва на стене при помощи мульти-медиа появляются портреты людей в красивых рамках.
-Дети, что изменилось в зале? (Дети подходят и рассматривают портреты).
-Обратите внимание, что все портреты помещены в красивые рамочки. Мы на прошлом занятии изготовили с вами свои автопортреты. Но чего в них не хватает? (ответы детей)
- Посмотрите, как красиво можно оформить свой портрет в рамочку (показ рамочек с фотографиями)
-Я предлагаю вам взять свой портрет и выбрать для него цветную рамочку. (Предлагаются рамочки разной формы и цвета).
-Илья, почему ты выбрал рамочку желтого цвета? (потому что у меня хорошее настроение и т. д.)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, вставить свои портреты в рамочку и украсить красиво рамку с засушенными листьями и цветами. Педагог напоминает детям об аккуратности в работе с засушенным материалом.
Пальчиковая гимнастика
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, Пальцы обеих рук соединяются в замок.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики: Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять - Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинцев.
Начинай считать опять: Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.
Раз, два, три, четыре, пять - Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинцев.
Мы закончили считать! Положить руки на стол (колени).
Во время аппликации звучит «Сицилиана» из сонаты ми-бемоль мажор для флейты и клавесина И. С. Баха. Затем взрослые готовят выставку из детских работ, а музыкальный руководитель подзывает детей к себе.
Музыкальный руководитель: Обратили ли вы внимание, какая музыка звучала, когда вы работали? Понравилась ли вам эта музыка? Узнаете её, когда ещё раз услышите? (ответы детей.) Звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха. С его творчеством вы ещё не знакомы – это знакомство ещё впереди. Сегодня же я хочу рассказать вам, что этот известный немецкий композитор, который жил и творил более чем 300 лет назад, родился в большой и дружной семье. Его отец, дед, прадед были музыкантами. А у него самого было 13 детей – для них он был и отец, и учитель, и наставник. Это была очень большая и дружная семья. А как вы, дети, понимаете слово счастье? (свободная беседа с детьми.) Каждый – и старый и малый ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом.
При помощи лент я предлагаю вам изобразить радость, а музыка будет вам помощницей. (Дети исполняют танец-импровизацию под «Шутку» из Французской сюиты И. С. Баха.)
Воспитатель даёт оценку детским работам.
- А теперь, не хотите ли заглянуть ненадолго в будущее, в то время, когда вы станете большими?
Воспитатель приглашает одного ребенка нажать на кнопку «будущее», звучит отрывок музыкального произведения.
(А. Рыбников «Путешествие в будущее»).
Будущее
А вот мы и в вашем будущем. Вы стали взрослыми людьми, получили образование, работаете. К вам обращаются теперь иначе.
В нашей стране, обращаясь ко взрослому человеку, вслед за именем произносят отчество. Например: Татьяна Владимировна. Отчество – от слова «отец». Моего отца звали Владимир, поэтому моё отчество «Владимировна».
Слушание стихотворения Н. Григорьевой
«Не имя красит человека»
Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей –
Александр, Владимир, Ольга,
Эдуард, Олег, Андрей?
– Ссориться так не прилично, –
Няня нам совет дала.
– И не имя красит личность –
Красят имя лишь дела.
Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать.
Кто же станет хулигана
Александром называть?
Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.
Имена же ваши, знайте –
Все красивы – спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.
-Пойдут годы, вы сами станете мамами и папами, и тогда уже вам придется выбирать имена для ваших деток.
- Ну что же, пора назад, в старшую группу. Возвращаемся!
Воспитатель приглашает одного ребенка нажать на кнопку «настоящее», звучит отрывок музыкального произведения
(А. Рыбников «Путешествие в будущее», «Детская песенка»)
Настоящее
- Вам понравилось путешествовать во времени?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Много вас живет на свете,
Только все вы вместе – дети!
Дружат Саша и Арина,
Дружат Дима и Алина,
Серёжа дружат и Илья.
Звучат их гордо имена:
Полина, Юлия и Яна,
Варо, Светлана и Диана,
Нам друг без друга жить нельзя,
Мы вместе – дружная семья!
- В заключении нашего путешествия я предлагаю сделать фото на память.
Исполняется композиция «Стоп-кадр»: свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Взрослый – фотограф делает снимок.
Дети покидают зал.