Светлана Ивановна
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Цели: закреплять представления детей об осени (периоды осени, приметы, названия месяцев, уточнить знания детей о приметах поздней осени, составлять текст с помощью карточек-символов, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, вызвать желание придти на помощь, подбирать глаголы и прилагательные к существительным.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Средства: листочки деревьев, вырезанные из бумаги, ватман с нарисованным деревом без листьев, карточки с символами (солнце, полоски -белая короткая, черная- длинная, зонт с капелькой и снежинкой, дерево без листьев, птицы летят по небу косяком, изображение зимующей птицы, письмо в конверте, магнитная доска, магниты, красивая коробочка с конфетами.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа- диалог, физкультминутка, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Скажите, ребята, что вы желаете себе (Не болеть, быть добрыми, чтобы было хорошее настроение). А теперь все хорошее, что вы назвали, соберем в ладошки и подуем друг на друга- пошлем заряд бодрости и хорошего настроения. Так мы поделимся всем хорошим, добрым, что есть у нас. Какое у вас настроение? Вот видите, чем больше человек отдает, тем больше он получает.
Воспитатель: Сегодня к нам в группу принесли письмо. Нам написали его зайчики. Послушайте: Здравствуйте, ребята. На заячьей поляне в лесу состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет.
Воспитатель: Ребята, поможем зайчикам? Сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: А куда мы свершим путешествие вы узнаете, если отгадаете загадку:
Хочу вам, ребятки, загадать загадку.
Что за волшебница краски взяла,
Листья покрасила, с веток смела.
Мошек упрятала спать до весны.
Что за волшебница, скажите вы?
Дети: Осень.
Воспитатель: Так какая же она – осень?
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». За правильный ответ я буду давать осенний лист.
– Листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
– Дождь осенью (что делает) –дождь осенью идет.
– Урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: А теперь поиграем с листочками. Лист волшебный поможет нам превратиться в осенние листочки. 1,2,3 –повернись и в листочек превратись.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Воспитатель: 1.2,3 –повернись и в ребяток превратись. Понравилось играть? Ребята, скажите, почему опадают листья? Что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту осенних листьев? (Приклеить их на дерево) Давайте наши листочки приклеим на дерево и будем любоваться их красотой еще долго. (Дети прикрепляют осенние листочки, вырезанные из бумаги на осеннее дерево).Посмотрите, какое красивое, пестрое осеннее дерево получилось. Листья каких деревьев мы прикрепляли на дерево (Листья дуба, березы, осины, клена).
Воспитатель: Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя, золотая)
Воспитатель: Послушайте стихотворения и скажите, к какому времени года их можно отнести. Объясните, почему вы так считаете?
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее…
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья. (К Бальмонт)
Дети : Это стихотворение отнесем к ранней осени.
Воспитатель: Крот уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу…
Долго на листьях лежит
Ночи мороз и сквозь лес
Холодно как- то глядит
Ясность прозрачных небес. (А. Майков)
Дети : Это стихотворение отнесем к золотой осени.
Воспитатель: Послушайте еще оно стихотворение.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за синие горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечалось,
Что совсем - совсем немного
Ждать зимы седой осталось. (С. Есенин)
Дети: Это стихотворение отнесем к поздней осени.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Поздней осенью какая погода? (Дождливая, пасмурная)
Вдруг закрыли небо тучи (Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках, держа руки на поясе.)
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. (Приседают, держа руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени.)
Поднимай повыше ноги.
Воспитатель: В каком месяце начинается поздняя осень? Как еще называют позднюю осень? (Предзимье).
Воспитатель: Ребята, меняется ли жизнь птиц поздней осенью? Как называются птицы, которые улетают на юг? Почему они улетают на юг? (Ответы детей)
Воспитатель: А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм.
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?
Дети: Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайчикам. А помогут нам карточки с символами. Сейчас я вам буду показывать карточки с символами и мы с их помощью напишем ответ зайчикам. (Воспитатель на магнитной доске выкладывает карточки-символы и записывает ответ, дети составляют текст.)
Дети: Наступила поздняя осень. Солнце светит все реже. Ночь становится длиннее дня. Часто идут дожди со снегом. С деревьев облетают последние листочки. Птицы улетают в теплые края. Прилетели зимующие птицы в наши края. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Что понравилось больше всего (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы много знаете, были активными, и поэтому осень оставила для вас подарок. Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там.
"Волшебные конфеты". Это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
• пусть они избавятся от болезней
• пусть все долго живут
• пусть у всех будет дом
• пусть все дружно живут
• пусть все будут счастливы