Чегодаева Светлана
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Прилетели птицы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Прилетели птицы»
Выполнила: воспитатель Чегодаева С. А.,
2 младшая группа «Ягодка»
Цель: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, с особенностями жизни птиц весной.
Задачи:
Образовательная :
1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце)
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Прилетели птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов).
3. Расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц.
Развивающая.
1. Развивать интерес к жизни птиц.
2. Развивать речь детей, обогащать их словарь ; активизировать словарь: "гнездо", "скворечник", "чирикают", "щебечут".
3. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Воспитательная.
1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям (не пугать птиц, кормить крошками);
3. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.
3. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".
4. Загадывание загадок.
5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
6. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др.
7. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.
Материал к занятию.
1. Демонстрационный материал "Птицы".
2. Звуковая фонограмма с записью голосов птиц.
3. Скворечник, макет птичьего гнезда с перепелиными яйцами.
4. Корм для птиц.
5. Макет солнца.
Ход занятия.
Приветствие: - Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли.
Включение аудиозаписи
-Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)
-Ребята, к нам в детский сад сегодня утром приходил почтальон и принес посылку, в котором лежал вот такой маленький ноутбук с видеописьмо. А от кого видеописьмо, мы должны отгадать.
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(солнце)
-Отгадали, а сейчас послушаем что же нам солнышко говорит.
Прослушивание.
-Ребята, поможем солнышку?
Отправляемся к солнышку!
Играет музыка.
-Здравствуй, Солнышко! Какое ты красивое, как весело светишь! Благодаря тебе весна наступила, как мы узнали об этом?
( Дети называют приметы весны: бегут ручьи, тает снег, тает лед на реках, ярко светит солнышко, прилетают птицы из теплых стран, погода становится теплее, листья появляются на деревьях)
-Да, весна наступила, но в лесу еще холодно, совсем недавно здесь лежал снег, земля еще не прогрелась. Вот и птички в лес еще не вернулись и песенок Солнышку не поют. Мы, Солнышко, тебе поможем! Первое задание от солнышка.
(Смотрим на картинки, где представлены изображения птиц- воробей, ласточка, скворец, ворона).
Отгадываем загадки о птичках.
Ворона:
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?.
Сорока: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Загадка о скворце:
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
Воробей:
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
-Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем.
-Лапка, раз! (выдвинуть одну ногу)
Лапка, два! (выдвинуть другую ногу)
Скок-скок-скок! (прыжки на обеих ногах)
Крылышко, раз! (одну руку в сторону)
Крылышко, два! (другую руку в сторону)
Хлоп-хлоп-хлоп! (машем руками, как крыльями)
Глазик, раз! Глазик, два! (закрываем ладошкой по очереди глаза)
Клювик есть! (потрогать нос)
А хвостик здесь! (повилять)
Вот какие птички, птички-невеличке! (кулачки сжать)
Весело скакали, (скачут)
Зёрнышки клевали, (стучать пальчиками по полу)
И быстро улетали. (бегают, машут крыльями)
Музыка.
Дети садятся на стульчики.
-Ребята, посмотрите, что тут под деревом? (показать гнездо)
-А кто его сделал?
(Это гнездо. Его выстроила-свила птица свои клювом.)
-Из чего оно?
( Ответы детей: здесь и соломинки, и тонкие веточки, и глина).
-Верно. Вот такая птица-мастерица.
- А что лежит в гнезде у птички? ( Ответы детей: в гнезде лежат яички, из них вылупятся маленькие птенчики)
-Ребята, а если мы нашли в лесу гнездо, можно ли нам его трогать и разорять? ( Ответы детей: Нет, если мы потрогаем гнездо, то птица на него не сядет больше, и птенцы не вылупятся)
-Отгадайте, что за птица построила это гнёздо?
Загадка: Угадайте, что за птичка?
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ответы детей) Это ласточка. (Показать изображение)
-К нам в гости прилетела настоящая ласточка! (Ребёнок рассказывает стихотворение)
-Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
-Солнцу золотому
Косу заплетала.
-Где ты, где ты, ласточка,
Ночь пропадала?
- Месяцу седому
Двор подметала.
-Вот какая ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу. Давайте послушаем, как щебечет ласточка? (Прослушивание аудио-записи)
-Посмотрите, что еще есть в лесу? (Показать кормушку-скворечник) Что это?
( Ответы: Это скворечник-дом скворца.)
Показать изображение птицы скворца. Прослушивание аудио-записи- щебетание скворца.
-Скворец сам его построил? ( Ответы: Его построили люди.) У скворечника есть крыша, стены, и круглое отверстие-вход в скворечник).
-Из чего сделан скворечник? ( Ответы: Из деревянных досточек)
-А для чего люди строят скворечники скворцам? (Для того, чтобы у птицы был дом, когда она вернется весной из теплых стран).
-Тише, тише, еще одна птичка к нам прилетела.
Прослушивание аудио-записи-щебетание воробья.
-Узнали, кто это весело чирикает? (показать картинку)
-Посмотрите, вот он, воробушек, к нам прилетел!
Аудиозапись «Зарядка воробья»
-Вот в каких чудесных птичек мы поиграли.
-Ребята, а какую пользу приносят птицы? ( Ответы детей: Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые губят растения-жуков, гусениц. А еще птицы нас радуют своими песнями.)
-Ну что же, Солнышко, погостили мы у тебя в лесу, и отправляемся обратно в детский сад.
Подходят к солнышку.
-А чтобы, Солнышко, твои птички обратно в лес вернулись и стали петь тебе песенки, мы приготовили для них вкусное угощение. (Насыпаем в кормушку семечки, пшено, крошим хлеб).
-До свидания, Солнышко!
Садимся на стульчики.
-Ребята, Солнышко очень благодарно нам за помощь, и вместе с письмом прислало нам еще посылку. А что же в ней лежит? Давайте посмотрим (Дети открывают посылку и берут маленькое солнышко). –Спасибо, Солнышко!
-Дети, вам понравилось в весеннем лесу? А что понравилось больше всего? Понравилось ли вам пение птичек? И вы тоже, ребята, очень понравились Солнышку. Мы еще обязательно побываем у Солнышка в гостях.