Ольга Студеникина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД:
«Учим звуки «ч» и «щ».
Тема недели: «Братья наши меньшие»
Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Учить находить место звука в слове. Воспитывать интерес к животным и птицам.
Проведение НОД.
1. Организационный момент.
Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает построиться друг за другом «поездом».
- Дети, давайте покатаемся на поезде. Как стучат колёса у поезда? (чу-чу-чу).
Дети идут друг за другом имитируя стук колёс произносят звуки «чу-чу-чу».
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- Мы приехали в лес, стоп. Нам нужно напилить дрова. Как работает пила? (щ-щ-щ-)
Дети имитируют движения с произнесением звука «щ-щ-щ»
- Какие звуки вы сейчас поизносили? («ч» и «щ»).
2. Определение места звука в слове.
Воспитатель читает чистоговорку: «В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи».
- К нам прилетели щеглы и чижи. Давайте с ними поиграем.
Дети садятся за столы. На столах лежат полоски, разделённые на три квадрата – это схемы слов и карточки с изображением щегла и чижа.
Воспитатель сначала читает слова со звуком «ч», дети определяют место звука в слове (вначале, в середине, в конце) и кладут карточку с изображением чижа в соответствующую клеточку. Затем воспитатель читает слова со звуком «щ», дети кладут на схему картинку щегла. (Слова для упражнения: чай, мяч, паучок, бочка, чайник, калач; щека, плащ, угощения, овощ, щётка, пищать).
3 Разучивание чистоговорки с движением.
Воспитатель предлагает встать в круг и немного отдохнуть. Дети с воспитателем произносят чистоговорку и выполняют движения по тексту (авторское).
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Калачи испечь хочу. (ударяют ладонями друг о друга – лепят калачи)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, (хлопки в ладоши)
Печка очень горяча! (грозят указательным пальцем)
Чи-чи-чи, чи-чи-чи, (делают наклоны в стороны)
Печём в печке калачи. (наклоняются вперёд – заглядывают в печь)
Ач-ач-ач, ач-ач-ач, (хлопки в ладоши)
Очень вкусный наш калач. (поглаживают по животу)
Стол накроем поскорей (вытягивают руки вперёд и разводят в стороны)
Угостим своих гостей. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)
4. Воспитатель предлагает послушать сказку о звуках «Ик и Ищ» (из книги И. Скворцовой «Логопедичекие игры»). Рассказ сопровождается выкладыванием иллюстрации на ковролиновой доске.
Сказка «Два брата Ик и Ищ»
На холме стоял дом. В доме жил кот. У кота был рот, нос, лоб, живот, хвост. Левый глаз у него был зелёный и правый глаз тоже был зелёный. На шее кот носил бант. Вешал его на гвоздь.
Однажды к дому кота пришли два брата Ик и Ищ.
Ик был маленький и ласковый. Он превратил холм в холмик. Дом в домик. В домике стал жить котик. У котика был лобик, ротик, носик, животик, хвостик. Один глазик был зелёненький, другой зеленоватый. Котик носил бантик и вешал его на гвоздик.
Брат Ищ был очень большой и серьёзный. Он превратил холм в холмище. На нём построил домище. В нём стал жить котище. У котища был ротище, носище, лбище, животище, хвостище. Были у него зелёные глазища. Вот какой был котище. На шее котище носил … что? Помогите, пожалуйста. Правильно, бантище. Вешал его на ….что? На гвоздище. Однажды кот, котик и котище отправились ловить рыбу. Коту попались карась и лещ.
Скажите, кто попался на крючок котика? А кто попался на обед котища? (ответы детей)
Подумайте, что делает со словами брат ИК? (всё уменьшает, называет ласково)
А что брат ИЩ? (всё увеличивает, делает большим)
5. Игра «Назови ласково»
Воспитатель называет слова, а дети произносят эти слова ласково. (рука-ручка, палец-пальчик, стул, диван, чемодан, ребёнок)
6. А теперь поиграем в другую игру «Хлопни- топни».
Воспитатель называет слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в слове звук «ч», и топнуть, если услышат в слове звук «щ». (огурчик, ящик, щенок, пчела, щепка, плечо, щука, чеснок, очки, сгущёнка).
7. воспитатель: «дети, а вы слышали как поёт щегол? А как поёт чиж? Давайте послушаем песни этих птиц». Воспитатель включает аудио запись пения птиц щегла и чижа, просит сравнить песни, похожи они или нет, чья песня нравится больше.
8. Обратная связь: Что нового узнали? Что понравилось?