Татьяна Тюбарова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Светлая Пасха» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Светлая Пасха" в подготовительной группе
Цель: Закреплять первоначальные представления о христианском празднике - Пасха.
Образовательные задачи:
• Систематизировать знания о празднике Пасха, его традициях и обычиях.
• Расширять представления о родной стране, как стране с православной культурой.
• Познакомить со свойствами яйца.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Светлая Пасха“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• Познакомить с техникой украшения яиц – «декупаж».
Развивающая задачи:
• Развивать логическое мышление, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
• Развивать познавательный интерес, память, внимание, творческие способности
• Развивать связанную речь.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, народному творчеству.
Воспитатели рассматривают фотографии детей с Пасхи, беседуют, потом приступают к оформлению плаката. Дети подходят, проявляют интерес к деятельности. Воспитатели предлагают присоединиться к оформлению плакатов.
В процессе оформления плаката, дети и воспитатели ведут беседу.
Орг. момент.
Воспитатель: Совсем недавно все отмечали светлый праздник Пасху. В этот праздник все красят яйца и пекут куличи. А почему именно яйца красят в этот праздник? (Дети: Потому, что яйца являются это символом Пасхи. Яйцо - символ жизни, символ надежды и Солнца.
Воспитатель: Ребята, какие интересные у вас фотографии. Здорово! Я думаю, что всем будет интересно увидеть эти фотографии. Чуть позже мы повесим наш плакат. Ребята, яйца, которые раскрасили вы, яркие, красивые, разноцветные, украшены наклейками. А вот когда я была маленькой, в моей семьей, яйца красили в луковой шелухе. Шелуху сначала варили, а потом в этот раствор отпускали яйца и варили еще 10 мин. И яйца получались по цвету от темно – желтого до красного. Ребята, а кто из вас знает, как назывались в старину крашеные яйца? (Они назывались крашенки).
Воспитатель: А еще я помню, как мы собирались большой семьей за столом и каждый с помощью кисти и красок разрисовывал яйца, рисовал свой узор. А в старину, наши предки, наносили узоры с помощью травинок, листочков, лоскутков ткани, расписывали воском. Ребята, а как называли такие яйца? (Их называли писанки).
Воспитатель: Ребята, мне очень нравится этот праздник! Для вас, ребята, я накрыла праздничный стол, в традициях Пасхи. Есть здесь и куличи, и пасхальные яйца, и сладости. А еще на праздник дом украшали пасхальными сувенирами. Вот, например, такими! (Воспитатель берет со стола курочку и показывает ее детям).
Воспитатель: Только, дорогие мои, мне кажется, что здесь чего –то не хватает. Как вы думайте, чего? (Дети: Пасхальных яиц).
Воспитатель: А я знаю интересную игру, которая называется «Любимые праздники». В нее можно играть на любой праздник. А раз мы говорим о Пасхе, то и игра будет об этом празднике. Хотите поиграем?
Дети и воспитатель присаживаются на ковер.
Воспитатель: Вот игровое поле. На нем 4 сектора: «Праздничные игры», «Традиции и обычаи», «»Приметы» и «Праздничные блюда». На каждом секторе стоят тарелочки с пасхальными яйцами. Я вращаю стрелку. О, пасхальные блюда: «Пасхальные крашеные яйца». Я правильно сказала? (Да). Тогда беру одно яйцо и украшаю им сувенир. Начнем?
1. Игра «Любимые праздники»
После игры все украшают стол пасхальным сувениром.
Воспитатель: Оказывается, какие интересные традиции и обычаи у этого праздника! А я тут вспомнила, что когда я была маленькая, мы с папой любили играть в старинную игру «Покрути яйца». Чье яйцо прокрутится дольше, то и считается победителем. Хотите, поиграем? (Да). Тогда берем по одному яйцу и раскручиваем. Чье дольше прокрутилось? (Играем 2 раза).
2. Игра «Покрути яйца».
Игроки раскручивают на столе вареные яйца, чье дольше будет крутиться, тот и выиграл.
Воспитатель: А мне вот интересно, почему в эту игру играют вареными яйцами? А разве сырыми нельзя? (Варианты ответов)
Воспитатель: Тогда, может быть, мы проверим это в нашей лаборатории? (Да). Наденем фартуки. Разделимся на пары. (Дети делятся на пары и присаживаются за столы)
3. Опыты с яйцами.
Опыт 1 «Вареное или сырое»
Воспитатель: Что же мы хотели здесь проверить?
- Точно. Вот две тарелки: одна с сырыми яйцами, а другая – с вареными. Возьмем вареное яйцо-крашенку и раскручиваем его. Что видим? А теперь берем и раскручиваем сырое яйцо. Только не давите сильно на скорлупу, т. к. она может треснуть. Что мы видим? (Что вареные яйца вращаются быстрее и дольше, а сырые яйца заставить вращаться очень сложно. Они хуже крутятся и быстрее останавливаются).
Вывод. А знаете, почему так происходит? Потому, что вареное яйцо оно единое целое, все твердое, плотное. А у сырого яйца твёрдая только скорлупа, а внутри оно жидкое. Когда раскручиваем сырое яйцо, то жидкое содержимое не сразу начинает двигаться, поэтому сырое яйцо крутится хуже и быстро останавливается.
Воспитатель: Ребята, яйца мы употребляем в пищу. Это продукт. А как любой продукт, яйца могут быть испорченными, не свежими. И если мы сварим такое яйцо, то съев его – заболеем. Ребята, а как можно определить свежесть яйца не разбивая его? (Варианты ответов).
Воспитатель: Я знаю очень хороший способ. Хотите, я вас научу? (Да)
Опыт 2 «Свежее или несвежее»
Воспитатель: Для этого нам понадобится емкость, вода и сырое яйцо. Налива и вы со мной воду в банку до метки. Опускаем на ложке яйцо в воду. Что мы видим? Вот, если яйцо свежее, оно опускается на дно, а если старое, то всплывет.
Воспитатель: Я думаю, что вы и своих родителей научите этому простому способу определения свежести яиц.
Дети и воспитатель снимают фартуки
Воспитатель: В пасхальную неделю люди совершают добрые поступки, как для людей, так и для животных и птиц. Есть такая традиция – отпускание птиц на волю. Считается, что с прилетом птиц окончательно наступает весна. А еще считается, что птицы на крыльях приносят удачу. Хотели бы вы сами отпустить птиц? Тогда мы сделаем птиц из бумаги.
4.Поделка из бумаги «Жаворонок»
Воспитатель: Вот силуэты птиц (Беру птицу и дети тоже). Чего у них не хватает? (Дети: У них не хватает крыльев).
Воспитатель: Правильно. Мы сейчас их сделаем. Берем лист бумаги и складываем его гармошкой, вот так, как я (Складываем).
Воспитатель: Теперь помещаем гармошку в надрез. Расправляем крылья. Теперь наша птичка готова! (Показать, поднять)
Воспитатель: Ребята, раньше все обряды проводили у обрядового дерева. У нас с вами и дерево есть (Показ дерева).
Воспитатель: Но оно же обычное, что в нем такого? Мы украсим его лентами, колокольчиками, бумажными цветами, пасхальными яйцами (Дети и воспитатели украшают дерево). Вот обрядовое дерево есть, теперь можно и выпускать наш птиц на волю.
5. «Пасхальное дерево»
Дети с воспитателями украшают дерево.
Воспитатель и дети садят птиц на ладошки и зачитывают стих.
В России свято соблюдаем
Родной обычай старины:
На волю птичек выпускаем
При светлом празднике весны.
Дети и воспитатель украшают дерево «жаворонками».
Воспитатель: Ребята, на Пасху яйца красят и украшают всевозможными способами. У нас с вами есть «крашенки». Я предлагаю их украсить.
Воспитатель и дети проходят за столы.
4. Украшение пасхальных яиц разными материалами: пайетки, тесьма, наклейки.
Звучит музыка. Дети украшают.
Воспитатель: Ребята, одним из обычаев Пасхи, является обычай дарить друг другу крашеные яйца, в знак примирения, прощения обид и пожелания здоровья. Подарим друг другу яйца! (Дети и воспитатель обмениваются яйцами).
Воспитатель: А теперь мы можем с вами повесить наш плакат.