Нина Прохорова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Птицы весной» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные : расширить представление детей о жизни деятельности зимующих и перелетных птицах в весенний период. Закрепить признаки весны. Дать необходимые сведения о видах гнёзд, их размещении, представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.
Развивающие : развивать внимание, наблюдательность, мышление, память, речь, интерес к природе и жизни птиц.
Воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение к друг другу, умение слушать.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему „Птицы весной“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Методы работы: наглядный, игровой, словесный.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, беседа о перелётных птицах, разучивание загадок о птицах, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», разучивание физкультминуток по данной теме, рассматривание иллюстраций, фотографий о птицах.
Демонстрационный материал:
Деревья, цветок, птичка (игрушка,прищепки, веточки, картинки с признаками весны, иллюстрации, фотографии птиц, (перелетных, зимующих, солнышко, выполненное в технике аппликация на ватмане, жёлтые фломастеры, конверт с заданиями от Весны, гнездо, картинки с гнёздами, скворечник, карточки с изображением кормов для птенцов, плакат с названием: «Берегите птиц!», аудиозаписи с голосами птиц, звуков природы, подборка картинок, два мольберта с изображениями проталин и полянки со снежинкой, иллюстраций что нужно делать для охраны птиц на электронном носителе, иллюстрация Весна-красна (ноутбук или телевизор). Фонограмма весёлой музыки.
Формы и методы организации совместной деятельности :
Детская деятельность;
Двигательная физкультминутка;
Дидактическая игра;
Коммуникативная беседа, викторина, рассказы детей, диалог, ответы на заданные вопросы, игра, чтение стихов;
Познавательно- исследовательская через проблемную ситуацию, рассматривание картин, гнезда;
Логика образовательной деятельности;
Ход НОД:
Вначале психологический настрой: дети, взявшись за руки стоят в кружочке:
«При встрече здороваться, желать здоровья, говорить добрые слова это хорошо?
-Доброе утро друзья!»
Проблемная ситуация:
-Ребята, сегодня утром я проснулась от перезвона птичьих голосов за моим окном. Птицы весело, громко пели свои песенки. А вы слышали? (Ответы детей).
-Почему птицы стали так громко и весело петь? (Потому что наступила весна)
-Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо, давайте вместе откроем и узнаем от кого оно
(-От весны). Почему вы так решили?
-Весна прислала нам интересные задания: «Игра с цветком» :
-Называем признак весны, передаем друг другу цветок
(«Приметы весны» :
-Весной солнце не только светит, но и греет.
-Весной появляются проталины.
-Весной таит снег, появляются лужи и текут ручейки.
-Весной с крышь домов свисают сосульки.
-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.
-Весной появляются первые цветы – подснежники.
-Весной просыпается медведь после зимней спячки.
-Весной с тёплых стран прилетают птицы.)
Мы долго ждали прихода весны. Скажите какая весна?
-Каждое слово о весне будет лучиком солнышка. (Достать из конверта второе задание, показать изображение солнышка без лучей). Игра «Помощники весны».
-Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнышка, тем теплее оно будет греть. (Дети называют слова, рисуют лучик).
Достать из конверта третье задание (звуковое).
-Что вы слышите? (голоса птиц, звуки природы)
-Весна просит рассказать о птицах весной, которые прилетают к нам из тёплых стран. Их называют как? А как называются птицы, которые оставались зимовать, никуда не улетали?
-А как называется когда птиц много? (стая).
Дидактическая игра: «Раздели на группы».
-На дереве иллюстрации птиц, это собралась стая и не разобраться, где перелётные, где зимующие. Помогите их разделить просит Весна.
-Поместить на полянку с проталиной перелётных птиц, а на полянку со снежинкой зимующих. (это
два мольберта с обозначениями, нарисованное дерево с иллюстрациями птиц : ласточки, совы, дятла, кукушки, воробья, синички, сороки, вороны, скворца, грача, снегиря, жаворонка.
-Проверим. Хорошо справились и с этим заданием Весны.
- А вот ещё задание от Весны вам ребята :
-Вспомните и скажите, чем же занимаются птицы весной? (строят гнёзда, высиживают птенцов).
-Вы знаете, как называются птенцы у разных птиц? Давайте вспомним.
Дидактическая игра: «У кого кто?»
-У кукушки- кукушонок
-У скворца-скворчонок
-У грача- грачонок
У аиста-аистёнок
У лебедя-лебедёнок
У журавля- журавлёнок.
-Предлагаю немного отдохнуть: «Пальчиковая игра с прищепками: «Поможем птицам построить дом»».
(Воспитатель ставит под дерево игрушку птичку. Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок –«клювиков» несут птице веточки, из которых она построит гнездо.
-А я видела ребята настоящее гнездо. Хотите посмотреть и вы? (дети подходят к дереву и рассматривают его).
-А как вы думаете из чего сделано это гнездо? (из сухой травы)
- Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет? Почему)
-Руками гнездо трогать не будем. (Весна нас за это похвалила и просила достать от неё следующее задание. Посмотрите фотографии птичьих гнёзд. А ещё узнайте из чего строят птицы свои гнёзда (показываются фото).
-Кто строит свое гнездо из глины?
-А из чего строят свои гнёзда эти птицы? (веток, листьев)
-А где можно увидеть гнездо птицы? (на дереве, на земле, под крышами домов, в кустах)
-А какая птица не вьёт гнезда? (кукушка)
-А как же тогда у кукушки птенцы появляются? (она оставляет в чужих гнёздах своё потомство -яйцо. Чужая птица-мама высиживает их как своих).
-Ребята, а как называется такой птичий дом? (скворечник).
-А кто делает такие дома? И кто там живёт?
-Папу назовём скворцом, а маму -скворчиха, птенца- скворчонок.
-А как мы можем помочь птицам весной? (сделать скворечники и развесить их).
Вот когда гнёзда готовы, какая же дальше забота у птиц-родителей? (отложить яйца и вывести птенцов).
-А кто заботиться высиживает, согревает, бережёт яйца? (мама птица-самка).
-Птенчики появились, а кто же их кормит? (оба родителя и мама-самка, и папа самец)
-А когда птенцы подрастут они сами себе ищут корм.
Подвижная игра: «Найди корм».
-Сейчас мы превратимся в птенцов и полетим собирать корм:
-Покружились, покружились
-В птенчика превратились, вы теперь птенчики и вам нужно выбрать корм, летите (дети выбирают себе корма). Что выбрали? А какие корма остались? Молодцы! А теперь снова превращаемся в мальчиков и девочек:
-Покружились, покружились в ребятишек превратились.
-И чем же питаться птицы ответьте мне? ( насекомыми: червями, гусеницами, личинками.)
-Питаясь насекомыми птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.
-В конце дети озвучивают иллюстрации, картинки с электронного носителя: «Что нужно делать для охраны птиц» соответствующие наклеивают на плакат: «Берегите птиц!» (Нельзя шуметь в лесу. Нельзя забирать птиц домой. Нельзя ловить и убивать птиц. Нельзя разорять птичьи гнезда. Нельзя брать птенцов из гнезда.) Молодцы ребята! На экране компьютера появляется картинка Весны-красны. Она благодарит детей за все выполненные её задания и за такой полезный плакат, который дети обещают передать своим друзьям в младшую группу.