Галина Хлевнюк
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие с кленовым листом"
Участники: дошкольники 5-6 лет.
Количество детей – 6 человек.
Длительность – 25 минут.
Дата проведения: 25.10 2014 г.
Педагогический замысел:
1. Развивать познавательный интерес к сезонным изменениям в природе;
2. Вызывать желание участвовать в театрализации;
3. Помогать выразительно, с естественными интонациями участвовать в инсценировках.
Материал: Женский силуэт в сарафане, набор мелких листьев, цветов, веток из бумаги, сухие осенние листья, шапочки - маски кленового листа, паучка, ручейка, медведя, кленового семечка.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе» размещена в разделах
Предварительная работа:
1. Наблюдение в природе за признаками осени;
2. Разучивание небольших ролей с детьми (кленовый лист, паучок, ручеек, медведь);
3. Наблюдение за листопадом;
4. Вырезание из цветной бумаги листьев;
5. Изготовление цветов, веточек;
6. Знакомство с теплыми и холодными тонами.
Методы и приемы:
1. Эмоционально-образные этюды;
2. Драматизация;
3. Создание целевой проблемы, ситуации.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Задачи:
1. Формировать представление о чередовании времен года;
2. Закрепить представление о сезонных изменениях, происходящих в растительном и животном мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи;
2. Развивать умение выслушивать своего товарища;
3. Развивать умение работать в коллективе;
4. Продолжать формировать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия;
5. Поощрять импровизацию;
6. Формировать умение свободно чувствовать себя в роли;
7. Воспитывать артистические качества.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1. Развивать умение симметрично располагать узор;
2. Дать представление о холодных и теплых тонах;
3. Развивать эстетический вкус;
4. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
Продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Ход совместной деятельности.
Воспитатель предлагает детям отправиться в удивительное путешествие.
Он просит детей вспомнить:
- Какое сейчас время года? /Осень. /
- Как об этом можно узнать? /Похолодало, часто идут дожди, листья опадают с деревьев и лежат ковром на земле. Птицы улетают в теплые края. /
Педагог читает детям стихотворение и разбрасывает на полу осенние листья:
"Облетели листья с клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожках у балкона
Золотой ковер лежит".
Воспитатель спрашивает у детей, смогли ли они догадаться, что же это за "золотой ковер?" Почему его так называют? Какого цвета листья?
Воспитатель просит детей сесть, протянуть руки ладонями вниз над листьями и закрыть глаза. Уточняет, что ощущают дети, держа руки над листьями: холод или тепло?
Педагог просит детей открыть глаза. Он рассказывает детям о том, что желтый, красный и оранжевый цвета – теплые, поэтому от них не веет холодом, а идет тепло. Воспитатель просит назвать и показать самый теплый цвет.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Укрась сарафан Осени». Дает детям бумажные листья разного цвета, осенние цветы, ветки и просит украсить сарафан Осени. Дети, по просьбе воспитателя, рассказывают, какого цвета листья украсили сарафан Осени. Как можно сказать об осени в таком наряде? /Золотая осень. /
Воспитатель держит в руке кленовый лист, показывает его детям, спрашивает детей, хотят ли они отправиться в необычное путешествие с кленовым листом?
Раздаёт детям шапочки-маски и начинает рассказ.
"Кленовый лист" /ребенок/:
- Жил-бил я, кленовый лист. У меня было много братьев - листьев. Мы все росли на клене. Мы шумели, качались, слушали пение птиц и звонкое журчание ручейка, разговаривали с другими деревьями, что росли в лесу. Нам было очень весело. /Этюд "Веселье"/.
Воспитатель:
– А как вы разговаривали между собой?
Кленовый лист:
А вот так: ш-ш-ш-ш-ш….
/Дети повторяют вслед за кленовым листом: ш-ш-ш-ш-ш…. /
Кленовый лист:
- И вот однажды посмотрел я на верхушки деревьев и затрепетал - так красиво блеснули они золотом! Тут налетел ветерок и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья. Мы плавно летели, медленно кружились и чуть слышно шелестели: ш-ш-ш-ш-ш….
Воспитатель предлагает детям показать, как падают листья с деревьев. /Этюд «Падающие листья»./ Дети медленно кружатся в разные стороны, затем приседают.
Воспитатель:
- Посмотрел наш Кленовый лист на другие листочки, и захотелось ему тоже ними полететь.
Этюд «Танец листьев». Дети бегают на носках под звуки музыки в разных направлениях, кружатся, по окончании музыки приседают.
Воспитатель:
- Тут ветер стих, и Кленовый лист стал медленно опускаться, но вдруг за что-то зацепился. /Этюд «Испуг»/.
Перед листом появился Паучок.
Паучок /сердито/ /Этюд "я сержусь"/
- Не дергай так, ты порвешь мои сети! Ты же не муха!
Кленовый лист:
- Извините, пожалуйста, я не хотел цепляться, я просто летел. Отпустите меня, пожалуйста! / Этюд «Извинения», «Просьба»/
Паучок:
- Летел… Конечно, не сидеть же на одном месте! И потом, осенью все летают! /Этюд «Прощение»/.
Кленовый лист:
- Значит, мне захотелось лететь, потому, что осень? /Этюд ”Удивление"/
Паучок:
Да, летом ты был нужен дереву. Ты ловил для него солнечные лучи. А сейчас дерево собирается спать, и оно отпустило тебя. /Распутывает паутину/.
- Прощай!
Воспитатель:
- Тот же ветер подхватил Кленовый лист и опустил его в Ручеек.
Ручеек:
-Как ты хорош? Побежим вместе! /Этюд "Радость"/
Этюд «Говорливый ручеёк». Дети берутся за руки, бегут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: по камешкам - динь-динь-динь, по корягам – буль-буль-буль, по осоке - ш-ш-ш-ш-ш.
Воспитатель:
- Увидели Ручеёк и листок, что на берегу Медведь сидит.
Медведь: / Этюд «Грусть»/
Ручеек:
- Что пригорюнился, Мишка? /Этюд «Сочувствие»/
Медведь:
- Да, жалко мне с летом прощаться. В берлогу надо ложиться спать, а всю зиму спать совсем невесело. / Этюд «Грусть»/
Ручеёк:
- Не горюй, не печалься! Не заметишь во сне, как весна придет. А чтобы сны приятные снились, я тебе песенку спою. /Дети повторяют этюд «Говорливый ручеек/.
Воспитатель:
- И дальше побежал Ручеек с Листком. Потом пристал он к бережку и накрыл собой двукрылое семечко.
Семечко:
- Ой, как хорошо, ты укроешь меня от холода, а весной я пущу росток, чтоб вырос новый клен.
Кленовый Лист:
- Так вот зачем листья осенью летают и падают на землю!
Воспитатель:
- Вот наше путешествие и закончилось.
С кем встречался Кленовый Лист?
Какую песенку пел Ручеек?
Почему Семечко обрадовалось, когда его накрыл Кленовый Лист?
- Давайте попрощаемся с Кленовым Листом и тихонько пойдем, чтобы ему не мешать спать.
Планируемый результат:
1. Дети знают характерные признаки времён года, и соотносят с осенним периодом особенности жизни растений;
2. Умеют передавать интонационно настроение героев;
3. Умеют двигаться под музыку выразительно и ритмично;
4. Умеют договариваться во время совместной деятельности.
Дальнейшая работа:
1. Продолжать знакомить детей с характерными признаками времён года;
2. Добиваться выразительного отображения эмоций разными способами: мимикой, жестами, интонацией.