Татьяна Жерлицина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Вид деятельности : непосредственно -образовательная
Возрастная группа : старшая дети с ТНР.
Тема: «Путешествие в сказку «Колобок». Цифра 7. Счёт до 7».
Цель: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Программное содержание
Образовательные задачи :
- знакомить с цифрой 7 как с символом, обозначающим семь предметов;
- формировать умение сравнивать группы предметов, предметы в группе;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять представление о частях суток.
Развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук, ног;
- развивать пространственное мышление;
- упражнять в составлении одной фигуры из нескольких.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции;
- воспитывать интерес к математическим занятиям;
- стремление оказывать помощь тем. кто в ней нуждается;
-чувство коллективизма.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», счёт до 6, работа с календарём природы (закрепление частей суток).
Словарная работа: постеречь.
Материалы и оборудование:
Игрушки бибабо – бабушка и дедушка. Схема пути (на большом листе бумаги.) Семь плоскостных фигурок зайчат. Десять плоскостных морковок. Плоскостное изображение домика лисы. Изображение ключей с разными бородками. Геометрические фигуры. Таз с водой. Тканевые салфетки. Два ведёрка с разным количеством воды. Два ведёрка с разным количеством крупы. Лепёшки из сырого теста – на каждого ребёнка. Набор цифр 1-7. Поднос. Угощение. Массажная дорожка. Большие кубики.
Ход деятельности
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости, (надули щёки)
С ними худые – лишь кожа да кости. (втянули щёки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбаются)
И поцеловать они всех потянулись. (вытягивают губы)
Утром проснулись, в улыбочку губы, (улыбаются)
Чистим мы все свои верхние зубы (чистят зубы)
Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмём мы и рот прополощим.
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим, блины нам положат.
Дуем на блинчик, не щёки, не мимо,
Блинчик жуём, завернём и прикусим.
Чашки поставим, чтоб чаю налили,
На нос подуем, мы чай остудили.
Дедушка сделал для внуков качели,
Все мы на них покататься успели.
После качелей мы в прятки играли,
Прятались на чердаке и в подвале.
Дедушка скачет на лошади ловко.
Звонкие вязнут на глине подковки.
Вот замедляет лошадка шаги,
К бабушке с дедушкой быстро беги.
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? (Да.) Сейчас я вам расскажу сказку «Колобок на новый лад». Жили- были бабушка и дедушка. Приехали к ним внуки в гости. Попросили они бабушку испечь им колобок. Испекла бабушка колобок, положила его остывать на окошко и приказала внукам постеречь колобка. Стерегли они стерегли колобка, да стало им скучно и затеяли тогда они игру. Да так заигрались, что про колобка и забыли.
Звучит аудиозапись плача. Воспитатель надевает на руки игрушки бибабо – дедушку и бабушку, говорит за них.
Воспитатель. Дедушка, бабушка, что случилось? Почему вы плачете?
Дедушка. Колобка нашего лиса утащила. Мы только успели заметить, как это (указывает на схему) выпало из кармана её фартука.
Бабушка. Может быть, тут изображено место, где она его спрятала? Помогите нам найти колобка.
Воспитатель. Ребята, поможем найти колобка? (Поможем!)
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней чем «я»
Мы – семья
И мы – друзья!
Давайте рассмотрим схему. Откуда мы начнём поиски? (С цифры 1.) Верно. Рядом с цифрой 1 нарисован заяц. Он просит накормить зайчат морковкой так, чтобы всем досталось поровну. (Выкладывает шесть плоскостных фигурок зайчат на магнитную доску.) Сколько перед вами зайчат? (Шесть.) Сколько морковок нужно зайчатам? (Шесть.) Вика, приложи по одной морковке к каждому зайчику. Клим, сколько морковок приложила Вика? (Шесть.) А зайчат сколько? (Шесть.) Всем ли хватает морковок? (Всем. Морковок и зайчат поровну. Сколько зайчат – столько морковок.)
Посмотрите, ещё один зайчонок прибежал. (Выкладывает ещё одну плоскостную фигурку зайчонка.) Что нужно сделать, чтобы этот зайчонок не обиделся? (Нужно добавить одну морковку.) Верно. Давайте посчитаем. Сколько стало зайчат? (Семь.) А морковок? (Тоже семь.) Почему зайчат стало семь? (Было шесть зайчат, прибежал ещё один.) Когда предметов семь, пишем цифру 7. (Показывает.)
Что за неугомонный зайчонок, он опять убежал. (Убирает одну плоскостную фигурку.) Сколько осталось зайчат? (Шесть.) А морковок сколько? (Семь.) Что нужно сделать чтобы зайчат и морковок стало поровну? (Нужно убрать одну морковку.) Верно.
Воспитатель. Молодцы, вы справились с этим заданием! Пора двигаться дальше. В какую сторону мы повернём? (Вправо к цифре 2.) Кто нарисован около цифры 2? (Волк.) Он просит помочь ему: назвать лишнее животное.
Проводится игра «Четвёртый лишний»
(Воспитатель раздаёт детям карточки с животными, каждый ребёнок исключает лишнее животное на своей карточке и объясняет, почему это животное лишнее.)
Воспитатель. Какие вы внимательные! Помогли волку. Оказывается, волк и части суток путает. Послушайте, что он говорит: «Светло бывает ночью, а темно бывает днём». Это верно? (Нет!)
Проводится игра «Закончи предложение».
Дети поочерёдно заканчивают предложения, которые произносит воспитатель.
Спим ночью, а делаем зарядку … утром.
Завтракаем утром, а обедаем … днём.
Мы умываемся утром, а ложимся спать … ночью.
Луна видна ночью, а солнце … днём.
Ужинаем вечером, а спим … ночью. И т. п.
Воспитатель. Молодцы! Помогли волку разобраться. Но нам пора в путь, ведь нужно найти колобка. Куда мы двигаемся? (Влево к цифре 3.) Посмотрите, какая красивая поляна нарисована около цифры 3! Здесь мы поиграем.
Физминутка. Дети образуют круг.
Дети отбивают и ловят мяч двумя руками под ритм произносимого стихотворения по 2 раза на каждую строчку
Колобок, колобок
Круглый бок, румяный бок,
Шёл по лесу не спеша,
Как погода хороша!
Он от зайца ушёл,
От медведя убежал,
На обед к лисе попал.
Воспитатель. Продолжим наш путь. Куда двигаемся дальше? (Влево к цифре 4.) Кому мы будем помогать на этот раз? (Медведю. Он нарисован рядом с цифрой 4.) Медведь решил угостить кашей всех своих друзей. Набрал два ведра воды из речки и два ведра крупы в амбаре. Решил перенести в свою избушку сначала вёдра с водой, потом вёдра с крупой. Поднял он вёдра с водой и не может идти – одно ведро перетягивает. Поднял он вёдра с крупой. Тоже не может идти – одно ведро перетягивает.
Женя и Витя, возьмите вёдра с водой и определите, в каком из них больше воды. А Люба и Артём определят, в каком ведре больше крупы.
Что нужно сделать, чтобы вёдра стали одинаковыми по весу? (Уравнять воду и крупу в вёдрах.)
Дети уравнивают воду и крупу в вёдрах.
Воспитатель. Молодцы, помогли медведю! Теперь он быстро донесёт вёдра до дома. А мы отправимся дальше. Куда мы повернём? (Влево к цифре 5.)
Мы идём по камням. Камни большие, высоко поднимайте колени.
Дети идут по массажным дорожкам, перешагивают через кубики. Звучит аудиозапись шума воды. Дети подходят к тазу с водой, на дне которого лежат геометрические фигуры.
Воспитатель. Слышите, как плещется вода? Посмотрите, какие красивые камешки – фигурки. Скажите, чем любит лакомиться лиса? (Рыбой.) Достаньте камешки – фигурки и выложите на салфетке угощение для лисы, тогда она не съест колобка.
Дети достают по несколько геометрических фигур и выкладывают изображения рыб.
Воспитатель. Сколько здесь рыб! Ваня, из каких фигур ты выложил рыбу? Ева, сколько треугольников ты использовала? Эля, какого цвета твоя рыбка? (Ответы детей.) Молодцы! Лиса будет рада. А вот и её домик. (Указывает на плоскостное изображение домика, лежащее на полу.) Интересно, здесь ли колобок? Но мы не можем войти. Почему? (На двери висит замок.) Прежде, чем открыть замок, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок,
Кто открыть бы его смог,
Постучали,
Покачали,
Потянули,
И открыли.
Воспитатель. Этот замок мы с вами открыли, а теперь давайте откроем замок на домике лисы. У меня есть набор ключей. Может среди них есть нужный нам ключ?
Дети подбирают ключ, подходящий к замку.
Воспитатель. Вот мы и открыли замок. (Достаёт из – под домика тарелку с лепёшками разной величины.) Разве это колобок? Разве он был такой формы? (Нет, он был круглый как шар.) Как же быть? Ведь бабушка и дедушка расстроятся. (Надо слепить колобка.) Верно.
Воспитатель и дети берут по одной лепёшке и лепят колобки разной величины.
Воспитатель. У меня получился самый большой колобок. Давайте расставим колобки на подносе в ряд: от самого большого до самого маленького.
Дети вместе с воспитателем выполняют задание.
Воспитатель. Теперь пора возвращаться к бабушке и дедушке и порадовать их.
Надевает на руки игрушки бибабо – бабушку и дедушку, говорит за них.
Дедушка. Спасибо, мои милые, за помощь! Теперь у нас не один колобок, а много.
Бабушка. Вот вам угощение за ваши добрые дела. До свидания!
Дети. Спасибо. До свидания!
Воспитатель. Ребята, скажите, какие добрые дела вы сделали? Вам понравилось помогать другим? (Ответы детей.) Молодцы!