Елена Яничкина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «На помощь к дальним планетам»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция: познавательное развитие, социально - коммуникативное
Цель: Использование математических заданий в игровой ситуации, закрепление знаний о геометрических фигурах
Задачи
Образовательные :
закреплять навыки порядкового счета, называть соседей числа, предшествующие и следующие число;
закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
закреплять умение в выполнении арифметических действий в пределах 10
познакомить с процессом формирования облаков и дождя
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе „На помощь к дальним планетам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Развивающие: развивать речь, наблюдательность, умение высказываться и обосновывать свои суждения, развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, дружеские взаимоотношения между детьми
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная
Оборудование: ноутбук, презентация, музыка, планшеты по количеству детей, фломастеры по количеству детей, мяч, раздаточный материал по количеству детей, стеклянная банка (3 литра, лед, чайник с горячей водой, металлическая крышка, конверты с наборами геометрических фигур и шаблонами ракет по количеству детей, обручи.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов)
Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования)
Словесный (напоминание, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей)
Предварительнаяя работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, выполнение арифметических действий, знакомство с космическими объектами.
Модель занятие с указанием этапов
1 – этап Мотивация детей к деятельности
Воспитатель: ребята, мы сегодня совершим путешествие в математический космос. Давайте посмотрим на космическое пространство (слайд 1). (Вдруг вместо космического пространства на экране появляется инопланетянин (слайд 2).
Инопланетянин : - «Земляне, SOS, SOS, земляне, помогите, помогите. Я, Альф, с планеты Мелмерк. Мой космический корабль потерпел крушение на планете «Геометрических фигур». Мне нужен новый корабль, чтобы отправится домой. Но проблема в том, что, запчасти для корабля находятся на других планетах математического космоса. Чтобы получить часть корабля нужно решить какую-то математическую задачу. Помогите земляне, помогите, SOS-SOS.
2 – этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели помочь? (Да, хотели бы помочь) Что для этого необходимо? (Нужно отправиться на другие планеты «Математического» космоса, и выполнить все задания и сконструировать новый летательный корабль). А какими качествами должны обладать космический путешественники (смелостью, храбростью, выносливостью и т. д.)
Воспитатель: И так нам нужно отправиться в математический космос, на другие планеты, чтобы выполнить все космические задания и получить детали корабля и сконструировать корабль. А чтобы справиться, как нам должны действовать, как нужно все делать? (Быстро, четко, правильно, не забывать помогать друг другу. Так как работает настоящая команда).
3 – этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств
деятельности.
Воспитатель: Всем членам экипажа занять места в ракете. Объявляется минутная готовность, до старта 10 секунд. Начинаем обратный отсчет. (Дети хором считают от 10 до 0.)
Пуск! (Звучит космическая музыка.)
Ракета уносит вас в звездное небо. 10 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 0 до 10.) 20 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 10 до 20.) Корабль вышел на орбиту.
Сейчас перед нами открывается космическое пространство и на случай непредвиденной ситуации каждый из вас должен быть готов стать штурманом космического корабля, на котором мы совершаем путешествие, чтобы вернуться обратно на Землю. Для этого нужно составить карту-схему. Возьмите планшеты и карандаши и отмечайте наш маршрут.
Мы сейчас вышли на орбиту Земли и на карте находимся в левом верхнем углу (обозначьте красной точкой, затем наш путь лежит верхний правый угол на планету «Потерявшихся цифр» (отметьте стрелкой направление движения нашего корабля, далее мы будем двигаться в центр к планете «Размышляйка», затем в нижний правый угол на планету «Космической лаборатории», далее облетая метеоритный дождь движемся в нижний левый угол, там будет посадка на планету «Геометрических фигур» и возвращаемся на Землю в верхний левый угол.
Полет совершаем по следующему маршруту (выставляется карта схема) Сверьте свои карты-схемы.
4 этап. Самостоятельная работа с детьми по апробации способов деятельности
Наше путешествие мы начинаем с планеты «Потерявшихся цифр». Как вы думаете, почему эта планет так называется? (Размышления детей)
На этой планете цифры потерялись, и забыли кто где живет, и кто у кого сосед. Мы как-то можем помочь им?» (Мы, должны назвать соседей чисел) Игра «Назови соседей числа» (Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч и задает вопросы)
- Назови соседей числа 3?
- Назови соседей числа 7?
- Назови соседей числа 4?
- Назови соседей числа 9?
- Назови цифру которая живет между цифрами 5 и 7?
- Назови цифру которая живет между цифрами 6 и 8?
- Назови цифру которая живет между цифрами 1 и 3?
Задания выполнены, получите детали для космического корабля. (Дети получают конверты с геометрическими фигурами)
Продолжаем полет, и наша ракета приближаемся к планете «Размышляйка». Как вы думаете почему так называется эта планета? (Эта планета так называется потому что на ней нужно размышлять и думать). И так давайте поразмышляем (Игра «Расставь не достающие фигуры». (Детям предлагается, вернуться на ковер и сесть на подушки). И так возьмите карточки и нарисуйте в пустых окошках фигуры, так чтобы в каждом ряду они были разные. (После выполнения задания, детям предлагается поменяется карточками друг с другом для проверки задания. При этом выставляется карточка с правильным ответом)
Теперь давайте вернемся к монитору, следующие задание (слайд № 3) - «Инопланетяне пришли в магазин, помогите им купить самые дешевые конфеты, и самые дорогие» (Самые дешевые конфеты стоят 1 рубль, а самые дорогие 9 рублей). Молодцы, а теперь ракетам нужно помочь долететь до нужной звезды, а для этого нужно решить примеры.
(Первая ракета ей нужно лететь к звезде с цифрой 9, так как 3+6 = 9. Вторая ракета полетит к звезде с цифрой 4, так как 8-4=4. Третья ракета летит к звезде с цифрой 7, потому что 2+7=9. Четвертая ракета летит к звезде с цифрой 6, потому что 3+3= 6. И последняя пятая планета летит к звезде с цифрой 5, так как 9-4=5.
Ну что ж, молодцы. Задания планеты «Размышляйка», выполнены получите еще детали для космического корабля.
Как, вы думаете ребята, а космонавтам нужно отдыхать? (Конечно нужно). Так мы, с вами сейчас космонавты, давайте и мы отдохнём. Подвижная игра «Старт ракет»
(Дети стоят в центре группы, на полу лежат обручи, дети ходят по кругу и говорят)
Ждут нас Быстрые ракеты (изображают ракету)
Ждут нас звезды и планеты (руки вверх, вниз в стороны)
На какую захотим, на такую полетим
Но в игре один секрет опоздавшим места нет (дети быстро встают в обруч по трое) (повторяется 2 раза)
Ребята, в иллюминаторе видна планета «Космическая лаборатория». Совершаем посадку. Эту планету покинули все жители, так как на ней давно не было дождей, все реки и озера пересохли и на планете совсем не осталось воды. А как вы думаете, может ли быть планета обитаемой, если на ней нет воды? (Нет, планета не может быть обитаемой, так как без воды нет жизни). А мы как-то можем помочь, этой планете (Размышления детей). Давайте попробуем, для этого нам нужно провести опыт – наблюдение (когда взрослый проводит опыт сам, а дети наблюдают и делают вывод)
(Уточнение правил техники безопасности.) В этом опыте помогает младший воспитатель (приносит и убирает чайник с горячей водой).
Перед началом эксперимента проговаривается, что мы будем работать с горячей водой. Уточняется, чем опасна горячая вода, можно ли без взрослых включать чайник и самостоятельно наливать себе чай. В итоге делается вывод:
Выполнение эксперимента.
На столе стоит все необходимое для проведения опыта: банка, железная крышка, лед и чайник с кипящей или горячей водой. Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Опыт проводит воспитатель и комментирует по ходу выполнения.
- Давайте попробуем сами сделать дождь. Нам понадобится большая стеклянная банка (мы взяли трехлитровую, металлическая крышка, чтобы закрыть ее, и что-то холодное (у нас это формочки со льдом).
-Наливаю горячую воду в банку. Лед положу на железную крышку, а крышку на банку.
(Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку).
-Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются).
Воспитатель подводит детей к сл. выводу:
- Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что происходит со льдом на крышке и спрашивает детей, почему лед тает, почему рядом со льдом появилась вода. (в тепле лед тает, лед-это замершая вода)
Фиксирование результатов эксперимента.
-Итак, давайте проговорим, что мы использовали для проведения опыта и что мы делали.
Формулировка выводов
-Так откуда идет дождь?
Нам удалось, создать дождь, надеюсь, что скоро на эту планету вернется жизнь, получайте следующие детали. Все детали собраны, и впереди нас ждет планета «Геометрических фигур».
Вот мы и совершили посадку на плане «Геометрических фигур», предлагаю пройти к столам и открыть конверты с вашими деталями для космического корабля. Что вы видите в конвертах? (Мы видим, геометрические фигуры). Как с помощью геометрических фигур мы, можем создать космический корабль для инопланетян? (Нам, нужно выложить его с помощью геометрических фигур) Дети выполняют, задание.
Когда задание выполнено, воспитатель спрашивает
- из каких геометрических фигур, была сделан космический корабль? Сколько кругов желтого цвета, использовали? Сколько четырех угольников ушло на корабль? Сколько всего использовали геометрических фигур?
(Детям предлагается перейти к ноутбуку. На экране, снова появляется инопланетянин)
Инопланетянин : - «Земляне, спасибо, земляне, теперь я могу вернуться домой на свою планету. Мне так понравились ваши, космические корабли. Вы, молодцы, земляне, спасибо вам, спасибо. Отключаюсь пора домой»
Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться домой, давайте займем наши места в ракете, держим курс к планету Земля. А пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, давайте заполним проездной билет на следующее путешествие в виде отметок в иллюминаторах ракет. Вам нужно будет расставить цифры от 5 до 3. Пять если все отлично, 4 если хорошо, и три если не очень хорошо. В верхнем иллюминаторе оцените свое поведение, в среднем – интерес к сегодняшнему путешествию и в нижнем –свою работу (как вы справлялись с заданиями). Расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?