Ирина Ананьева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы «Цилиндр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (т. е. свойства цилиндра) и соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами, развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальной активности,
Программные задачи:
Образовательные: Формирование умений считать до 5, находить новые способы использования знакомых предметов, формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы „Цилиндр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Цилиндр. Все о цилиндрах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Развивающие: Развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели, обогащать речь детей словами, обозначающими признаки предметов.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.
Планируемый результат: Умение обследовать предметы, находить новые способы использования знакомых предметов, классифицировать по различным признакам.
Методы и приёмы: Вербальное обращение, одобряющие жесты, беседа, вопросы, образное сравнение.
Наглядные средства обучения: 1. демонстрационный – картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты.
2. раздаточный – карточки с «паспортом» цилиндра. Модели цилиндров и кубик, цифры 1- 5.
Ход занятия: Знакомство с цилиндром и его свойствами.
Дети сидят за столами буквой П, на столах перед ними стоят коробочки, в которых находятся модели геометрических тел разного размера. 1) Воспитатель показывает детям картинки. На которых изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр, банка цилиндрической формы, клей-карандаш.
- Что общего вы заметили на этих картинках? (У всех предметов похожая форма).
(При затруднении ответов на вопрос, можно задать наводящие вопросы:
- Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы? Их размер? Цвет? Назначение)
Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами. Найдите цилиндры на своих столах (среди цилиндров предметы других форм- шар, параллелепипед, конус). Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы ЛЭП.
2) Дети знакомятся со свойствами цилиндра.
- Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?
Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши, кубик.
Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. Вы убедились, что цилиндр оказывается может катиться. Слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.
3) Ребята, предлагаю разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы. Возвращаетесь к столу, на котором стоят разные цилиндры. Предлагаю найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур признаки отличия. (например: цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которых они сделаны (из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные).
Физкультминутка «Заинька».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд –
Он подпрыгнул 10 раз!
Игра: «Паспортный стол».
1) Ребята, у вас на столах карточки от 1 до 5. Предлагаю рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов:
Вопросы воспитателя:
- Сколько всего фигур? (Показывают цифру).
- Какая по счёту, начиная слева, красная фигура, синяя, зелёная? (Показывают цифры).
- Какого цвета вторая фигура, пятая фигура? (Жёлтая, коричневая).
- Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.
- Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши).
- Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура не цилиндр).
- Можно ли с помощью таких фигур перемещать груз? Попробуйте.
После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.
2) Я поставлю цилиндр на стол, а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз. Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать? А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз, что вы видите? В результате обсуждения приходят к выводу:
- Значит, если хотят рассказать о цилиндре, это делают так:
Это «паспорт» фигуры. О чём по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).
Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает таким образом, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.
3) У вас на столах разные цилиндры. Каждому даю «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.
Итог занятия.
С какой новой фигурой познакомились?