Валентина Баева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР «Звуки [Н]-[Н’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [Н – Н’]
(на материале лексической темы "Зимующие птицы")
Цели:
коррекционно - образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звуков [н - н’];
- закреплять навыки четкого произношения звуков [н - н’ ] в словах, фразах, предложениях;
- закрепление чёткой дифференциации звуков [н - н’] по мягкости и твёрдости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;
- закреплять умение определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР „Звуки [Н]-[Н’]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- учить давать акустическую характеристику звукам [н- н’];
- обогащать и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;
- развивать у детей фонематический слух и восприятие.
коррекционно - развивающие:
- развивать связную речь;
- общую и мелкую моторику;
- внимание, память, мышление.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым;
- формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.
Оборудование: Снежинка, предметные картинки со звуками [н - н’], пособие «Птичка» для определения местонахождения звуков [н - нь];, фишки для выкладывания звуковых схем, бумажные снежинки, разрезные картинки, мяч, изображения зимующих птиц.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
- Как вы догадались? Какие признаки зимы вы знаете?
- Вам нравится, когда зима снежная? Почему? - А для кого снег создает трудности? (Птицам, животным; нет корма, тяжело передвигаться).
- Ребята, какая интересная снежинка прилетела к нам.
- Как вы думаете, какое у неё настроение? (Печальное, хмурое, грустное, расстроеное, недовольное) - Интересно, почему она грустит?
- Ребята, на снежинке что-то написано. Хотите узнать, что там написано? «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Мне сказали, что вы очень сообразительные, внимательные, звуки разные изучаете и много всего знаете. Это правда? (Ответы детей.) Вот сегодня я проверю вашу находчивость и смекалку, посмотрю, чему вы научились в детском саду. Ну, что готовы? Точно-точно? (Ответы детей.) Тогда начнем!
Логопед. Хорошее настроение есть? Дети. Есть.
Логопед. Лентяев нет? Дети. Нет.
Логопед. Улыбки всегда? Дети. Всегда.
Логопед. Играть будем? Дети. Да!
2. Основная часть.
- Ребята, у меня есть сундучок в нем очень много звуков. Хотите открыть?
- Да, хотим. (Открывают) Он же пустой!
- Как вы думаете почему? (Звуки мы слышим и произносим).
- Правильно! Звуки мы слышим и произносим. Назовите звуки, с которыми мы уже познакомились? (Ответы детей).
- Посмотрите, к нам пришли гости: девочка и мальчик. Имя девочки начинается на звук [н]. Назовите её имя. (Наташа)
- Имя мальчика начинается на звук [нь]. Как зовут мальчика? (Никита) - Догадались, с какими звуками мы будем знакомиться? (Звуки [н –н’]) - Назовите первый звук в имени Наташа? (Звук [н]) - Как вы думаете, какой это звук гласный или согласный? Почему? (Звук [н] согласный, потому что воздух во рту встречает преграду.) - Матвей, как ты думаешь, звук [н] твердый или мягкий? (Звук [н] твердый.)
- Звук [н] звонкий или глухой? (Звук [н] звонкий потому, что горлышко дрожит, работает.) - Ребята, расскажите Наташе про её любимый звук: [н] - согласный, твердый, звонкий. - А теперь вспомните, как зовут мальчика? (Никита) - Назовите первый звук. (Звук [н’]) - Звук [н’] гласный или согласный? (Звук [н’] согласный потому, что воздух во рту встречает преграду.) - Звук н твердый или мягкий? (Звук н мягкий.) - Этот звук звонкий или глухой? (Звук н’звонкий потому, что горлышко дрожит, работает.) - Расскажите Никите про его любимый звук: - согласный, звонкий, мягкий. - Молодцы! - Ребята мы забыли о снежинке, она совсем загрустила. Как вы думаете, как мы можем ее развеселить? (Нужно с ней поиграть) - Возьмите по одной снежинке и посмотрим, у кого она лучше летает. (Выработка воздушной струи). - Вспомните, как правильно нужно подуть на снежинку? (Нужно набрать воздух через нос и подуть на снежинки, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.) - Правильно, полетели наши снежинки! (Выполняют упражнение 4-5 раз) - Молодцы ребята, как высоко летали ваши снежинки, положите снежинки. Сколько их много, что можно слепить снежок. - Хотите поиграть в снежки? Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Снежок».
Раз, два, три, четыре (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два – поймаем (Ловят снежок, обнимая себя.)
Три – уроним (Встают, роняют снежок.)
И… сломаем (Топают.)
- Ребята, посмотрите! Кто это? (Снегирь) - Расскажите, какой он? (Маленький, красный, пушистый, шустрый, быстрый) - А это что за птица? (Синица) Расскажите, пожалуйста, что она умеет делать (Синица умеет: бегать, клевать, стоять) - Синица, снегирь… как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие птицы). Назовите ещё зимующих птиц.
- Я знаю сказку о зимующей птичке. Под эту сказку можно делать артикуляционную гимнастику. Хотите ее услышать? Проходите за столы, берите зеркала. А поможет нам …. (Воробей)
Жил – был воробей. Однажды он проснулась рано-рано, в 7 часов утра (Упражнение «Часики»). И пошёл, чистить зубки: сначала верхние, потом нижние (Упражнение «Чистим зубки»). После этого он вышел во двор и встретил кошку, которая на кого-то сердилась (Упражнение «Киска сердится»). Не обращая внимания на нее, воробей полетел кататься на качелях (Упражнение «Качели»). Затем сел на забор (Упражнение «Заборчик») и запел песенку (Упражнение «Трубочка»). - Интересная сказка? - Я знаю, что воробей приготовил вам игру «Доскажи словечко». Нужно досказать слово и определить положение звука «н» или «н’» .
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг,
И к зиме не улетает,
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды,
И пригорок,
И пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель Севера. (снегирь).
Окраской - сероватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это. (ворона).
Вперевалку шел со льдин,
Очень важный к нам. (пингвин)
Кто имеет один рог? Отгадайте!. .. (носорог)
Собаки, не троньте верблюда, Для вас это кончится худо. Он ловко дерётся с врагами, Своими большими (ногами).
Голубая простыня весь свет покрывает (небо)
Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (нос)
- Вам понравилась игра? Еще хотите поиграть?
Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». - Я буду называть слова, а вы, если услышите твёрдый звук «Н», поднимайте вверх синий цвет. А если услышите мягкий звук «Н’», поднимайте зеленый цвет. Согласны? Хорошо, начнем. Приготовились! Речевой материал: Наташа, нитка, нос, Никита, Нюша, ноты, сосны, синица, носки, нёс, манка, сирень, небо.
- Молодцы! Хотите еще поиграть? Предлагаю провести игру «Звуки подружились». - Пошёл звук Н гулять и повстречал звук А. Что получилось? (На) (Возьмите шарики Су-Джок. катайте шарик по ладошке и произносите слоги со звуком Н. На-на-на – мы увидели слона, Ну-ну-ну – угощенье дам слону, Ны-ны-ны – очень умные слоны, Но-но-но – открывается окно.
Составление схем слов со звуками Н-Нь. - Ребята, возьмите себе понравившийся конверт. Откройте его и соберите картинку. - Получилось? Составьте схему к картинке. Молодцы! (Слова: нос, сон, Ната, нота, окна) - Устали? Хотите отдохнуть? Приглашаю вас на Физкультминутку. Мы устали чуточку, потягиваются, руки вверх, Отдохнем минуточку, потягиваются, руки в стороны, Поворот, наклон, прыжок, поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок, поворот, наклон, прыжок, Прямо спину ты держи, выпрямили спину, руки вниз, На соседа посмотри, смотрят друг на друга, Руки вверх и сразу вниз, руки вверх и сразу вниз, Играть дальше становись! встают полукругом.
«Добавь слог»: (играют с мячом) - Ребята, я начну слово, а вы его продолжите слогом «на». На: шина, сосна, весна, машина, корона, осина, ворона; Но: окно, кино, полено, колено; Ны: кроны, карманы, картины, макароны, корзины, бананы. - Молодцы! - Ребята, вы хотите подарить Наташе и Никите подарки? В зеленую коробочку подарки для Никиты, в синюю для Наташи. - Я подарю Наташе…. - Я подарю Никите…. - Молодцы! Ребята, вам понравилось, как мы играли? - Ребята, вы рисовать хотите? Возьмите по одному листочку и обведите синим карандашом картинки, где встречается твердый звук «Н», а зеленым, где встречается мягкий звук Нь.
3. Подведение итогов:
- Ребята, посмотрите, наша Снежинка улыбается. Давайте оставим её у нас.
- Расскажите Снежинке, что вы нового узнали на занятии?
- Что больше всего понравилось?
- О чём расскажите дома?