Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР «Звуки [Н]-[Н’]»

Валентина Баева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР «Звуки [Н]-[Н’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звуки [Н – Н’]

(на материале лексической темы "Зимующие птицы")

Цели:

коррекционно - образовательные:

- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звуков [н - н’];

- закреплять навыки четкого произношения звуков [н - н’ ] в словах, фразах, предложениях;

- закрепление чёткой дифференциации звуков [н - н’] по мягкости и твёрдости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;

- закреплять умение определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов;

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР „Звуки [Н]-[Н’]“» размещена в разделах

- учить давать акустическую характеристику звукам [н- н’];

- обогащать и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;

- развивать у детей фонематический слух и восприятие.

коррекционно - развивающие:

- развивать связную речь;

- общую и мелкую моторику;

- внимание, память, мышление.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым;

- формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование: Снежинка, предметные картинки со звуками [н - н’], пособие «Птичка» для определения местонахождения звуков [н - нь];, фишки для выкладывания звуковых схем, бумажные снежинки, разрезные картинки, мяч, изображения зимующих птиц.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

- Как вы догадались? Какие признаки зимы вы знаете?

- Вам нравится, когда зима снежная? Почему? - А для кого снег создает трудности? (Птицам, животным; нет корма, тяжело передвигаться).

- Ребята, какая интересная снежинка прилетела к нам.

- Как вы думаете, какое у неё настроение? (Печальное, хмурое, грустное, расстроеное, недовольное) - Интересно, почему она грустит?

- Ребята, на снежинке что-то написано. Хотите узнать, что там написано? «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Мне сказали, что вы очень сообразительные, внимательные, звуки разные изучаете и много всего знаете. Это правда? (Ответы детей.) Вот сегодня я проверю вашу находчивость и смекалку, посмотрю, чему вы научились в детском саду. Ну, что готовы? Точно-точно? (Ответы детей.) Тогда начнем!

Логопед. Хорошее настроение есть? Дети. Есть.

Логопед. Лентяев нет? Дети. Нет.

Логопед. Улыбки всегда? Дети. Всегда.

Логопед. Играть будем? Дети. Да!

2. Основная часть.

- Ребята, у меня есть сундучок в нем очень много звуков. Хотите открыть?

- Да, хотим. (Открывают) Он же пустой!

- Как вы думаете почему? (Звуки мы слышим и произносим).

- Правильно! Звуки мы слышим и произносим. Назовите звуки, с которыми мы уже познакомились? (Ответы детей).

- Посмотрите, к нам пришли гости: девочка и мальчик. Имя девочки начинается на звук [н]. Назовите её имя. (Наташа)

- Имя мальчика начинается на звук [нь]. Как зовут мальчика? (Никита) - Догадались, с какими звуками мы будем знакомиться? (Звуки [н –н’]) - Назовите первый звук в имени Наташа? (Звук [н]) - Как вы думаете, какой это звук гласный или согласный? Почему? (Звук [н] согласный, потому что воздух во рту встречает преграду.) - Матвей, как ты думаешь, звук [н] твердый или мягкий? (Звук [н] твердый.)

- Звук [н] звонкий или глухой? (Звук [н] звонкий потому, что горлышко дрожит, работает.) - Ребята, расскажите Наташе про её любимый звук: [н] - согласный, твердый, звонкий. - А теперь вспомните, как зовут мальчика? (Никита) - Назовите первый звук. (Звук [н’]) - Звук [н’] гласный или согласный? (Звук [н’] согласный потому, что воздух во рту встречает преграду.) - Звук н твердый или мягкий? (Звук н мягкий.) - Этот звук звонкий или глухой? (Звук н’звонкий потому, что горлышко дрожит, работает.) - Расскажите Никите про его любимый звук: - согласный, звонкий, мягкий. - Молодцы! - Ребята мы забыли о снежинке, она совсем загрустила. Как вы думаете, как мы можем ее развеселить? (Нужно с ней поиграть) - Возьмите по одной снежинке и посмотрим, у кого она лучше летает. (Выработка воздушной струи). - Вспомните, как правильно нужно подуть на снежинку? (Нужно набрать воздух через нос и подуть на снежинки, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.) - Правильно, полетели наши снежинки! (Выполняют упражнение 4-5 раз) - Молодцы ребята, как высоко летали ваши снежинки, положите снежинки. Сколько их много, что можно слепить снежок. - Хотите поиграть в снежки? Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Снежок».

Раз, два, три, четыре (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два – поймаем (Ловят снежок, обнимая себя.)

Три – уроним (Встают, роняют снежок.)

И… сломаем (Топают.)

- Ребята, посмотрите! Кто это? (Снегирь) - Расскажите, какой он? (Маленький, красный, пушистый, шустрый, быстрый) - А это что за птица? (Синица) Расскажите, пожалуйста, что она умеет делать (Синица умеет: бегать, клевать, стоять) - Синица, снегирь… как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие птицы). Назовите ещё зимующих птиц.

- Я знаю сказку о зимующей птичке. Под эту сказку можно делать артикуляционную гимнастику. Хотите ее услышать? Проходите за столы, берите зеркала. А поможет нам …. (Воробей)

Жил – был воробей. Однажды он проснулась рано-рано, в 7 часов утра (Упражнение «Часики»). И пошёл, чистить зубки: сначала верхние, потом нижние (Упражнение «Чистим зубки»). После этого он вышел во двор и встретил кошку, которая на кого-то сердилась (Упражнение «Киска сердится»). Не обращая внимания на нее, воробей полетел кататься на качелях (Упражнение «Качели»). Затем сел на забор (Упражнение «Заборчик») и запел песенку (Упражнение «Трубочка»). - Интересная сказка? - Я знаю, что воробей приготовил вам игру «Доскажи словечко». Нужно досказать слово и определить положение звука «н» или «н’» .

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг,

И к зиме не улетает,

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды,

И пригорок,

И пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель Севера. (снегирь).

Окраской - сероватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это. (ворона).

Вперевалку шел со льдин,

Очень важный к нам. (пингвин)

Кто имеет один рог? Отгадайте!. .. (носорог)

Собаки, не троньте верблюда, Для вас это кончится худо. Он ловко дерётся с врагами, Своими большими (ногами).

Голубая простыня весь свет покрывает (небо)

Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (нос)

- Вам понравилась игра? Еще хотите поиграть?

Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». - Я буду называть слова, а вы, если услышите твёрдый звук «Н», поднимайте вверх синий цвет. А если услышите мягкий звук «Н’», поднимайте зеленый цвет. Согласны? Хорошо, начнем. Приготовились! Речевой материал: Наташа, нитка, нос, Никита, Нюша, ноты, сосны, синица, носки, нёс, манка, сирень, небо.

- Молодцы! Хотите еще поиграть? Предлагаю провести игру «Звуки подружились». - Пошёл звук Н гулять и повстречал звук А. Что получилось? (На) (Возьмите шарики Су-Джок. катайте шарик по ладошке и произносите слоги со звуком Н. На-на-на – мы увидели слона, Ну-ну-ну – угощенье дам слону, Ны-ны-ны – очень умные слоны, Но-но-но – открывается окно.

Составление схем слов со звуками Н-Нь. - Ребята, возьмите себе понравившийся конверт. Откройте его и соберите картинку. - Получилось? Составьте схему к картинке. Молодцы! (Слова: нос, сон, Ната, нота, окна) - Устали? Хотите отдохнуть? Приглашаю вас на Физкультминутку. Мы устали чуточку, потягиваются, руки вверх, Отдохнем минуточку, потягиваются, руки в стороны, Поворот, наклон, прыжок, поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок, поворот, наклон, прыжок, Прямо спину ты держи, выпрямили спину, руки вниз, На соседа посмотри, смотрят друг на друга, Руки вверх и сразу вниз, руки вверх и сразу вниз, Играть дальше становись! встают полукругом.

«Добавь слог»: (играют с мячом) - Ребята, я начну слово, а вы его продолжите слогом «на». На: шина, сосна, весна, машина, корона, осина, ворона; Но: окно, кино, полено, колено; Ны: кроны, карманы, картины, макароны, корзины, бананы. - Молодцы! - Ребята, вы хотите подарить Наташе и Никите подарки? В зеленую коробочку подарки для Никиты, в синюю для Наташи. - Я подарю Наташе…. - Я подарю Никите…. - Молодцы! Ребята, вам понравилось, как мы играли? - Ребята, вы рисовать хотите? Возьмите по одному листочку и обведите синим карандашом картинки, где встречается твердый звук «Н», а зеленым, где встречается мягкий звук Нь.

3. Подведение итогов:

- Ребята, посмотрите, наша Снежинка улыбается. Давайте оставим её у нас.

- Расскажите Снежинке, что вы нового узнали на занятии?

- Что больше всего понравилось?

- О чём расскажите дома?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П» Тема: «Звуки [п], [п’], букв П» Направление: - Познавательно-речевое развитие - Социально-личностное развитие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию «Петух и краски» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию «Петух и краски» для детей среднего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития художественных способностей детей 4-5 лет через интеграцию изобразительной и театрализованной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка»Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка» Приоритетная образовательная область: Художественно- эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Образовательные задачи: продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР «Звуки [Н]-[Н’]»
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 11:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей с ОНР «Звуки [Н]-[Н’]»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Баева (УИ 3258205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД