Юлия Гольцова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Настроение» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Настроение»
Подготовительная группа общеразвивающей направленности
Гольцова Юлия Викторовна, педагог-психолог
МАОУ «Гимназия № 5» СП «Детский сад № 39», г. Краснокамск, Пермский край
Форма проведения: игра в форме экзамена.
Приоритетные образовательные области:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»
Цель игры – закрепление представлений об эмоциональных состояниях человека, о способах проявления эмоций в мимике, жестах, позе, словах.
Программные задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
• создать психологически положительную благоприятную атмосферу
• развивать эмоционально-личностную сферу: учить различать эмоции - называть, знакомить со способами выражения эмоций: мимика, жесты, позы, слова; развивать умение справиться с эмоциями – учить контролировать свои эмоции
• формировать умение взаимодействовать с другими пользуясь вербальными и невербальными средствами общения, учить умению сопереживать другому – развитие социальных эмоций
«Познавательное развитие»:
• закрепить представления детей об основных эмоциях: радость, страх, грусть, злость, удивление, пренебрежение
• развивать воображение детей, творческую деятельность детей на примере сказочных героев
• развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа ситуаций и развивать умение делать выводы
«Речевое развитие»:
• развивать умение выражать свои эмоциональные состояния вербально
• развивать способность выражать свои мысли
• учить описывать свои и чужие действия
Основные понятия: настроения, эмоции, радость, грусть, страх, злость, удивление, пренебрежение
Виды детской деятельности: коммуникативная (беседа, диалог, продуктивная (рисование пиктограмм, познавательно-исследовательская (экспериментирование с различными эмоциональными состояниями в различных ситуациях в форме психологических этюдов, двигательная (физкультминутка)
Формы организации детской деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность детей
Ресурсы:
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Раздаточный материал: контуры непрорисованных лиц мальчиков, девочек и цветные карандаши на каждого ребенка, ватман «Наше настроение», клеящий карандаш
Наглядно-демонстрационный материал: музыкальное сопровождение – песня «Первоклашка» (слова Ю. Энтин, музыка В. Шаинский, «Словарик эмоций», презентация заданий экзамена
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1. Организационный этап
Цель - создание положительного эмоционального настроя
Дети входят в зал.
Психолог, улыбаясь и раскрыв объятия, произносит:
- Собирай друзей, подруг,
Становись скорее в круг.
Дети становятся рядом с психологом в круг. Психолог продолжает:
- Если каждый улыбнется,
Что-то доброе начнется!
- Здравствуйте, ребята! А теперь сядем на коврик в кружок.
2. Мотивационно-ориентировочный этап
Цель - постановка цели и задач деятельности
Психолог: - Сегодня в гости к нам пришли ребята-зверята из Лесной школы. Они учатся в школе первый год – их называют первоклашки.
(Звучит песня «Первоклашка», презентация слайд 1)
- Мы с вами целый год знакомились с историями, которые происходили с ребятами-зверятами в Лесной школе. Многому научились ребята за этот год в школе: и читать, и писать, и считать… А также они научились дружить, играть в игры, вместе заниматься разными делами. Не сразу все получалось – иногда ребята обижались, сердились, боялись, чувствовали себя виноватыми, были недовольны, а иногда удивлялись, радовались, им было интересно.
- Как одним словом называется то, что чувствовали ребята-зверята?
Психолог заслушивает ответы детей.
- Правильно, эмоции? Мы с вами сделали даже целый словарь «Словарик эмоций» (психолог показывает «Словарик эмоций»).
- Сегодня мы вспомним с вами, какие эмоции мы знаем и для чего они нужны.
- У вас и наших ребят-зверят будет экзамен - я буду задавать вам задания, а вы самостоятельно их выполнять и в конце получите за это оценку.
- Вперед!
Физминутка
Психолог: - Вначале разомнемся (презентация слайд 2)
Психолог выполняет движения вместе с детьми.
Психолог: - Отлично! Мы зарядились с вами энергией, а теперь сядем на места. Скажите, какие эмоции вы испытывали сейчас?
Психолог заслушивает ответы детей.
- Да, физминутка вызвала у вас радостные эмоции!
- Ну, тогда приготовились к экзамену (слайд 4)
3. Практический этап
Цель - развитие эмоционального интеллекта: эмоциональной памяти, умения анализировать и делать умозаключения на основе жизненных ситуаций в жизни детей, закрепить представления детей о связи мимики, поз и жестов, закрепить способность выражать эмоции словами.
1. Упражнение «Назови эмоцию» (самодовольство, обида, презентация слайд 4, 5)
Цель – узнавание мимического выражения эмоций по показу.
Психолог: - Первое задание «Назови эмоцию». Как мы можем узнать какую эмоцию испытывает человек? Правильно: на лице – мимика, руками – жесты, всем телом – поза, а также словами.
Психологический этюд на выражение презрения-самодовольства «История про Петушка»
- Послушайте и посмотрите «История про Петушка». Назовите эмоцию, которую испытывает Петушок.
- В класс пришел Петушок. Он был в нарядном костюме, в руках держал красивый портфель, а на голове у него была красивая кепка. Он считал себя самым красивым и умным, а остальных детей — недостойными ее внимания (самодовольство).
Дети отвечают.
- А правильно вы ответили или нет нам подскажет компьютер. Я показываю эмоцию на слайде. Угадали верно! Как вы догадались, расскажите?
Психологический этюд на выражение обиды «Про Обидку»
- Прослушайте и посмотрите еще одну историю и назовите другую эмоцию.
- Иногда Петушок приходит в школу с плохим настроение. Оказывается, он в этом не виноват к нему по дороге приклеилась одна эмоция (обида) – я ее показываю ее на своем лице. Угадайте!
Дети отвечают.
Я показываю эмоцию на слайде. Вы угадали правильно! Как теперь догадались?
- Молодцы! Справились!
2. Упражнение «Угадай эмоцию по описанию» (вина, радость, презентация слайд 6, 7)
Цель – узнавание эмоций по вербальному описанию.
Психолог: - Второе задание «Угадай эмоцию по описанию». Усложняю задание. Я показываю вам слайд. Но! Он пустой, на нем ничего пока нет. Я опишу вам эмоцию, а вам нужно угадать - о какой эмоции идет речь.
Психологический этюд «Сломанная ваза»
- Зайчонок шалил дома: бегал, прыгал, скакал и вдруг… налетел на стол, где стояла мамина любимая ваза. Ваза полетела на пол и разбилась…
- Я описываю эмоцию, а Зайчонок показывает – угадайте, что это за эмоция. Голова повернута вбок, глаза опущены, взгляд печальный, губы поджаты, уголки губ смотрят вниз, нос опущен вниз (вина)
После того как дети угадают эмоцию, психолог включает анимашку на слайде.
Психологический этюд «Ласка»
- Мама очень любит Зайчонка, хоть иногда ругает за проделки: она нежно обнимает его, ласково гладит, целует в лобик, говорит нежно-нежно приятные слова.
- Я описываю эмоцию, а Зайчонок показывает и угадывает. Если Зайчонок не справится, мы ему поможем. Голова поднята вверх, глаза большие – как будто светятся, брови поднялись вверх, нос вздернут кверху, уголки губ подняты кверху (радость)
- Проверяем на слайде.
- Молодцы! Со вторым заданием вы справились!
3. Упражнение «Какая эмоция лишняя?» (презентация слайд 8, 9, 10)
Цель – сравнение пиктограмм эмоций по разным мимическим проявлениям.
Психолог: - Переходим к третьему заданию.
- Задание для Волчонка и всех ребят называется «Какая эмоция лишняя?». Перед вами на слайде три эмоции. Одна эмоция лишняя. Какая?
Психолог заслушивает ответы детей.
- А теперь объясни, почему она лишняя? Какую бы эмоцию ты сюда поставил добавил?
- Следующий слайд «Какая здесь эмоция лишняя?» Объясните.
- Верно угадали!
- И еще один слайд. Угадайте здесь лишнюю эмоцию.
- Точно!
- Молодцы! И третье задание не было для вас сложным!
4. Упражнение «Найди недостающую эмоцию»
Цель – сравнение пиктограмм эмоций среди множества пиктограмм (презентация слайд 11)
Психолог: - Четвертое задание – самое сложное. Называется оно «Найди недостающую эмоцию».
- С ним решил справиться Щенок, но немного запутался – помогите ему.
- На слайде эмоции расположены в три ряда: верхний, средний, нижний; и в три столбика: слева, посередине, справа. В третьем ряду, во втором столбике недостает эмоции. Какой?
Психолог заслушивает ответы детей.
- Объясните?
- Молодцы! И самое сложное задание вам оказалось по плечу!
5. Упражнение «Найди подходящую эмоцию и позу» (презентация слайд 12, 13)
Цель – узнавание эмоций и поз человека в различных ситуациях.
Психолог: - Пятое задание. Для Медвежонка. Называется оно «Найди недостающую эмоцию и выбери подходящую позу».
- На слайде эмоции расположена ситуация. Два мальчика дерутся – у них на лице ничего не нарисовано. С левой стороны расположены эмоции. Какая эмоция подойдет для мальчиков? (слайд 12)
Психолог заслушивает ответы детей.
- Правильно – злость. Изобразите. Отлично!
- Когда мы испытываем какую-то эмоцию, мы принимаем определенную позу. Какую позу занимают мальчики в этой ситуации?
- Правильно. Изобразите. Здорово!
- Задание для Лисенка. Ситуация – мальчик нашел бооольшой гриб. Какая эмоция для него подойдет? А поза? (слайд 13)
Психолог подводит итог (презентация слайд 14):
- Молодцы! Экзамен сдан!
Физкультминутка - игра на внимание «Радость – спокойствие - злость»
Звучит музыка. Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.
Психолог: - Поиграем в игру «Радость – спокойствие - злость».
Если я называю радость – вы поднимаете руки вверх и улыбаетесь.
Если я называю спокойствие – вы один раз хлопаете в ладоши, лицо спокойное.
Если я называю злость – вы показываете злость на лице, обхватываете себя руками и приседаете.
- Приготовились! Начали!
А теперь я ускоряюсь и быстро называю эмоциональное состояние – постарайтесь не спутаться.
Упражнение «Для чего нужны эмоции?»
Психолог: - А для чего нам нужны эмоции? Они создают наше настроение! Когда нам плохо – мы испытываем отрицательную эмоцию – нужно исправить ее на положительную – радость, спокойствие, интерес-удивление. Как вы это сделаете?
После рассказа педагога можно проиграть ситуации снятия плохого настроения.
• Обида (главное ее найти и сбросить с себя, стишок «Прочь обидка»)
• Самодовольство (помочь другому и играть дружно вместе)
• Вина (сказать: «Я виноват (я виновата). Простите)
• Злость (стишок-разминка «Злишка» для снятия психоэмоционального напряжения)
4. Рефлексивный этап
Цель – обмен мнениями о знаниях эмоций
Психолог: - Давайте присядем на коврик, и вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Психолог заслушивает ответы детей.
- Замечательно! Сейчас каждому я раздам контуры лиц мальчиков и девочек. Возьмите карандаш и нарисуйте эмоцию, какую вы сами захотите.
По окончании рисования картинки размещаются на листе ватмана «Наше настроение».
Психолог разводит руки в стороны и улыбаясь говорит:
- Собирай друзей подруг
Становись скорее в круг.
- Спасибо за игру! До свидания!
Литература:
К. Э. Изард, Психология эмоций
Интернет-ресурсы
Сборник психологических этюдов