Светлана Евгеньевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ах, этот фольклор!» (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Ах, этот фольклор»
старшая логопедическая группа
Максимова С. Е., воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ № 77 «Родничок»
города Калуги
Цель: формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Ах, этот фольклор!“ (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Закреплять знания детей о малых формах фольклора (песенки-заклички, потешки, загадки, небылицы, пословицы).
2. Развивать связную речь дошкольников.
3. Упражнять в составлении загадок-описаний.
4. Развивать логическое и образное мышление.
5. Развивать эмоциональную сферу детей: воспитывать любовь к русскому народному творчеству, воспитывать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок, разучивание пословиц, народных песенок-закличек, потешек, небылиц.
2. Разгадывание загадок.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие точности восприятия.
Материалы и оборудование:
1. Аудиозапись народных песен.
2. «Чудесный мешочек».
3. Книга сказок, конверт с письмом, листочки-подсказки.
4. Кусок ткани, имитирующий реку.
5. Сундук (волшебная коробка).
6. Мяч.
7. Книжки-малышки по количеству детей.
Ход НОД.
Звучит русская народная песня.
В группу к детям вбегает Петрушка (воспитатель)
- Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную песню и прибежал к вам. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А можно, я у вас погощу? Ну тогда я вас позабавлю, да потешу!
-Ребята, а вы гулять любите? Во что вы любите играть зимой (Дети перечисляют, в какие игры они играют зимой).
-А знаете, что надо делать, чтобы мороз не морозил людей, чтобы потеплело?
Люди всегда пели песни-заклички морозу, чтобы от не злился. Давайте встанем в круг и попросим мороз нас не морозить. (Дети встают в круг и произносят песенку-закличку «Ты мороз, мороз, мороз…»)
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.
-Пришла весна – зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило. Давайте и мы позовем солнышко. Улыбнемся солнышку. (Дети закрывают глаза, «играют» с солнцем, улыбаются).
Дети поют песенку-закличку «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
-А какие вы знаете потешки (Дети произносят потешки «Наша Маша маленька…», «Совушка-сова…»)
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, во все стороны глядит,
А вдруг как полетит!
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая
-Сяду с вами я на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленый – погляжу. Петрушка загадывает детям загадки:
1. Растет оно вниз головою
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
2. Не огонь, а больно жжет
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет. (Солнце)
3. Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. (Снег)
-Ай да, молодцы, ох, и смекалисты! А можете сами про какую-нибудь игрушку загадку сочинить? У меня есть сундучок, в нем спрятаны интересные вещи (матрешка, свистулька, куколка). Дети составляют загадку-описание.
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
-А вы знаете, что я вам сейчас рассказал? (Небылицу)
А что такое небылица? (То, чего на самом деле не может быть).
А может, кто-нибудь из вас расскажет нам небылицу?
Двое заранее подготовленных детей рассказывают небылицы:
«На болоте стоит пень…»,«Между небом и землей»
А чем вас развеселили небылицы? Чего из рассказанного не может быть?
Замечательно справились с заданием, не зря говорят «Ум хорошо, а два лучше». Давайте поиграем в игру: «Назови пословицу» (с мячом).
(Дети стоят возле стульчиков, ловят мяч и называют пословицу)
Выходи играть – ребята,
Выходи играть – девчата
Лента яркая – атлас,
Закружит всех дружно нас! (Дети играют в русскую народную игру «Карусель»)
Дети, нарисуйте свою любимую пословицу, загадку, потешку.
-Ребята, вам понравилось со мной сегодня играть?
Делу время – потехе час.
Вот и кончился мой час.
Рисунки детей подшиваются и получается книга.
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб. :Детство-ПРЕСС,2001.
2. Кузнецова Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. -М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. (Серия «Программа развития».)
3. Литература и фантазия : [Сборник] : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Составитель Л. Е. Стрельцова. - М. : Просвещение, 1992.