Анжелика Денисова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков. Лакмусовая бумага» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела:
воспитатель
Денисова А. В.
Цель: Познакомить детей со свойствами лакмусовой бумаги через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Познакомить детей с понятиями кислота и щелочь.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Лаборатория юных химиков, Лакмусовая бумага“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
3. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность, умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.
5. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: лакмусовая бумага, сода, уксус, лимонный сок, реакция, взаимодействие, нейтрализация.
Предварительная работа: знакомство с работой ученых-химиков, знакомство с понятием лаборатория и ее оснащением, игры на развитие вкусовых и обонятельных ощущений.
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: пластмассовые стаканчики с водой, пластмассовые тарелочки для проведение опыта. пластиковые ложки, уксус, лимонновый сок, пищевая сода, лакмусовая бумага, маски, халаты.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу принесли письмо. Что же нужно сделать?
Дети: Прочитать
Воспитатель: Правильно.
Но перед тем ка мы его прочтем, нам нужно поздороваться.
При встрече обязательно нужно здороваться.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!
1. Постановка проблемы
Воспитатель: Молодцы! Ну что ж, давайте начнем!
- Ребята, давайте его прочитаем.
Дорогие ребята! Я узнал, что вы любите экспериментировать и проводить интересные опыты. Приглашаю вас к себе в настоящую химическую лабораторию, где вы узнаете много интересного. Ученый-химик Знайка.
- Ребята, принимаем приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто знает, чем занимаются ученые-химики?
Дети: Проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: А где же химики проводят свои опыты?
Дети: В научной лаборатории.
Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Воспитатель: Дети скажите, а что бы провести опыт, что мы должны сделать.
Дети: Прочесть инструкцию по опыту, или прочитать книгу.
Воспитатель: правильно молодцы, я сегодня вам принесла разные книги, называются они (Инциклопедии, и Простая наука).
Сейчас мы с ними познакомимся.
Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в настоящую химическую лабораторию.
(шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтобы тайны все узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
2. Основная часть:
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Знайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Меня зовут Знайка, я - заведующий химической лаборатории.
В лаборатории должно быть все стерильно, поэтому надевайте халаты, шапочки, перчатки и проходите за столы.
Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Вы их знаете, назовите.
Дети:
Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.
Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
Правило№3. На столах ничего не трогай без разрешения руководителя.
Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Знайка: Сейчас я вам покажу один фокус –хотите.
Дети: Конечно хотим.
Знайка: Хорошо, но прежде нам надо выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.
А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? (желтая). Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.
Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:
Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Она желтая всегда.
Исследовательская работа:
Знайка: Перед вами стоят сосуды с водой, с уксусом, с содой, и лимонный сок. Какого цвета вода? В этих сосудах.
Дети: Прозрачная.
- Их мы будем капать на наши лакмусовые полоски, различные средства и жидкости, чтобы понять, что же является кислотой, а что является щелочью. А результаты занесем в специальную таблицу.
И так, еще раз вспомним. В кислой среде наша «волшебная» лакмусовая бумага окрасится в какой цвет?
Дети: В красный.
Знайка: Правильно. А в щелочной среде лакмусовая бумага должна окраситься в какой цвет?
Дети: В синий.
Знайка: Совершенно верно.
Опыт№1(с водой)
Знайка: Из первого стакана с водой возьмем ложечкой чуть-чуть житкости и капнем на конец лакмусовой бумаги. Что произошло, изменился цвет бумаги?
Дети: Да, он стал темно желтым.
Знайка: Значит, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: Цвет лакмусовой бумаги остался таким же цветом, значит вода – нейтральная среда, не кислота и не щелочь.
Опыт№2(с лимоном)
Знайка: Во второй стакан с лимоным соком.
и ложечкой берут раствор.
Знайка: И капнем на кончик лакмусовой бумаги в тарелочке. Что произошло с цветом бумаги?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет.
Знайка: Если бумага стала красного цвета, значит что получилось?
Дети: Кислота
Знайка: Попробуйте сделать вывод.
Дети: Полученный раствор окрасил бумагу в красный цвет, значит это кислота.
Опыт№3(с содой, щелочью)
Знайка: Возьмите третий стакан с водой, добавьте в него ложечку питьевой соды.
Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду пищевую соду и размешивают полученный раствор.
Знайка: Какого цвета стала вода?
Капнем на кончик лакмусовой бумаги раствор, что произошло?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.
Опыт№4(с уксусом)
Знайка: Возьмите четвертый стакан с уксусом.
И капнем на кончик лакмусовой бумаги раствор, что произошло?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в зеленый цвет, значит это – щелочь.
Знайка: Посмотрим на результаты.
Дети: Лимон – это кислота, т. к. лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет, питьевая сода – щелочь, т. к. лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, вода – это нейтральная среда, т. к. цвет бумаги остался тем же - желтым.
Знайка: Ребята, мы с вами хорошо потрудились и как на любом предприятии должны немного отдохнуть.
Динамическая пауза:
Глубоко вздохнули:
Вот мы набрали кислород.
Выдохнув-из легких чистых
Газ уходит углекислый.
Руки вверх, потом вперед-
Не поймать нам водород!
Руки в стороны, ходить.
Будем с химией дружить.
Итог:
Знайка: И так, юные ученые-химики. Что же мы сегодня узнали с помощью «волшебной» лакмусовой бумаги?
Дети: Что лимонный сок-это кислота. А пищевая сода -это щелочь.
Мы выяснили, что кислота и щелочь всегда вступают во взаимодействие и в результате этой реакции получается среда, которую называют нейтральной.
Знайка: Хорошо. Мы отлично потрудились.
Лабораторию открыли,
Опыты мы проводили.
Много нового узнали,
И ни капли не устали!
Воспитатель: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями и покидать лабораторию.