Папки-передвижки

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Озеро Байкал» (1 фото)

Луиза Шерлиева
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Озеро Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход НОД:

Цель: Развивать познавательный интерес к озеру Байкал.

Задачи:

• закрепить представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере Байкал

• обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края

• развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

• развивать умение отгадывать загадки;

• воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Предварительная работа:

• Беседы об озере Байкал, его обитателях.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Озеро Байкал“» размещена в разделах

• Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», рассматривание иллюстраций

• Материалы и оборудование: стулья, столы, мультимедийная установка, карточки с правилами поведения в лесу и на зере, бумага для рисования, карандаши, разноцветный песок, клей, кисточки для клея

Продуктивная деятельность: рисование рыб.

Отгадайте загадки.

Течет, петляет тут и там

И по полям, и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это, знаешь ты? (Река)

На полянке - солнцепек,

Солнце греет стебелек,

Кто ж ему несет водичку?

Наш весенний. (ручеек)

Кто в гости реки созывает

И воды все в себя впускает? -

Бунтуя в голубом просторе,

Волною бьет о берег. (море)

Омывает шар земной

Он соленою водой,

Кто морей всех капитан?

Необъятный. (океан)

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои перед ним

поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? ОЗЕРО

Ребята, давайте закроем глазки и представим себе, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде. Откроем глазки (музыку выключить).

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашей Родины.

В восточной части Иркутской области, на границе с Бурятией находится удивительное, в виде гигантского полумесяца – озеро Байкал, самое глубокое на Земле и самое древнее по происхождению. Поэтому и называют его жемчужиной Сибири.

1 слайд

Мы с вами на берегу озера Байкал. Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).

Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Его глубина 1642 м. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкалье. Байкал – самое древнее озеро на планете (26 млн. лет). Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале, как вы думаете какая?

Ответы детей: пресная.

2 слайд

Озеро Байкал имеет самую чистую прозрачную воду. В Байкале очень большие запасы пресной воды. Как вы думаете, что помогает ему пополнять свои запасы?

Ответы детей: подземные источники, реки, осадки.

Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.

3 слайд

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев. Самые большие реки – это Селенга и Верхняя Ангара. И лишь единственная река Ангара вытекает из озера (нажать на кнопку 2 раза). Хотите знать, почему так происходит?

Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Была у Байкала единственная дочь — Ангара. Первой красавицей она слыла во всём свете, красивее её не было на земле. Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о житье-бытье в богатых далёких степях. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее. Полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею.

Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил — испугался. Кругом шум, треск. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.

Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара.

Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман- камнем (4слайд)

Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде. Как вы думаете, почему она такая холодная?

Ответы детей: потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью.

Особенно бурная пора на Байкале – поздняя осень и начало зимы. Зимой ветры сметают с Байкала снег.

5 слайд

Байкальский лед блестит под солнцем металлическим блеском весь март и апрель.

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

Как вы думаете, кто является основным обитателем водной среды? Ответы детей: рыбы, моллюски, рачки, водоросли.

В Байкале обнаружено 52 вида рыбы: омуль, сиг, щука, таймень, осетр, хариус, сорога, окунь, налим, сом и многие другие.

Что за рыбка-невеличка

Меньше вашей рукавички?

Жаль, на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка).

6 слайд

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает и глаза ей, казалось бы, не нужны. Но довольно продолжительное время она находится и в освещённой зоне, где добывает себе пищу, охотясь за планктонными организмами, и здесь ей глаза необходимы.

Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. Тело голомянки голое, без чешуи.

Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.

7 слайд

А вот это рыба-омуль, которая обитает только в Байкале. Именно омуль по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

А как вы думаете, почему омуль уходит в реки на нерест?

Ответы детей: потому что в реках вода теплее, чем в озере.

Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство. Омуль живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит.

8 слайд

А вот еще плывет рыбка. Вы ее узнали?

Ответы детей: Верно, щука (нажать кнопку).

9 слайд

И ещё одна рыба, которую вы все знаете. Его можно узнать по красным плавникам. Окунь.

10 слайд

А это рыбка – хариус. Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

Это очень проворная и живая рыбка. Большая скорость передвижения позволяет ей успешно охотиться за летающими насекомыми и мелкими рыбешками. Но обычно хариус - это домосед. Он может целый день стоять на одном месте, где быстрое течение, - так ему легче высматривать добычу. Днем рыба хариус выбирает более глубокие места, прячась в траве и за камнями. Зимует он в глубоких ямах. Откладывает икру хариус на мелководье. После того как отложит икру, хариус отправляется домой. И больше уже не путешествует.

11 слайд

Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, 12 слайд покрытыми тайгой, где произрастают различные растения. Некоторых из них больше нет нигде на планете. Ребята, а вы знаете, что такое тайга (ответы детей). Тайга- это густой лес состоящий из хвойных деревьев.

13 слайд

Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (елка) Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы, наверное, ели кедровые орешки. Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют наш иммунитет.

14 слайд

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, и поэтому их так и называют ходульными. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

15 слайд

Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья – один из символов Байкала.

16 слайд

Богаты окрестности и ягодами. Там растут голубика,

17 слайд ежевика,

18 слайд морошка,

19 слайд брусника,

20 слайд малина.

Рядом с озером Байкал живут также разные животные. Отгадайте, какие.

Он зимою спит в берлоге,

Не гуляет по дороге,

Любит мед и сладкоежка,

Но не прочь погрызть орешки.

Кто в берлоге спит, ответь,

Видит сны свои. (Медведь) 21 слайд

На белочку чуть-чуть похож

Спина в полосках, мал, пригож.

Полна кладовка, как сундук

Запаслив крошка. (Бурундук) 22 слайд

У меня такие ноги,

Что ношусь я по дороге,

Летом серый - весь в тревоге,

А зимою,- снег в подмоге;

Хвостик - куцый одуванчик,

Называют меня - (зайчик) 23 слайд

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (лиса) 24 слайд

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? (Сурок) 25 слайд

Мы не назвали еще одного, можно сказать самого главного жителя Байкала. Послушайте еще одну загадку.

26 слайд

В холодной плавает воде, хороший рыболов,

На льдине отдыхает, совершив большой улов,

И отдыхать ему не лень

Рыбачил допоздна. (Тюлень).

Байкальская нерпа - единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, и единственный представитель млекопитающих в Байкале.

Нерпа – довольно крупное животное. Верх тела буровато-серый, с серебристым оттенком, низ несколько светлее. У нерп довольно толстый подкожный слой жира, который помогает беречься от холода и длительное время обходиться без пищи.

Нерпа очень осторожна и ее не всегда удается увидеть. Это симпатичное животное можно наблюдать весной в апреле-мае, когда нерпа выходит на лед понежиться на солнышке. Всю зиму она проводит подо льдом, дыша через отдушины-продухи - отверстия, проделанные нерпой во льду, которые разгребает когтями передних конечностей.

Примерно в середине марта в снежном логове на льду появляются нерпята. Рождается чаще всего один нерпенок, но известны случаи рождения двух и даже трех-четырех детенышей. У малышей мех белого цвета- за что их прозвали бельками, это позволяет оставаться малышам незаметными на снегу. В этот период нерпята кормятся молоком матери и в воду не ныряют, а лежат в логове. А в 2-3 месяца с переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята начинают линять и приобретают серебристо-серую окраску. К этому моменту они уже способны самостоятельно нырять и оставаться под водой длительное время.

Естественными врагами нерпят являются черные вороны и орланы – белохвосты.

Нерпа питается непромысловой рыбой (голомянка, бычок). Нерпа спит в воде. Сон у нее такой крепкий, что подплывающие к ней аквалангисты, прикасались и даже переворачивали её, но нерпа продолжала спать.

У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена. Она занесена в Красную книгу.

Нерпа и голомянка, живут только в озере Байкал. Больше их нигде не найти. Это эндемики-то есть такие виды животных и растений, которые встречаются только в определённом районе.

27 слайд

А еще очень много птиц живет в Прибайкалье. Чайка

28 слайд

Степной орел. Эта птица одна из самых полезных в России. Степной орел внесен в Красную книгу России.

29 слайд

Лебедь-кликун крупная водоплавающая птица, размером гораздо больше гуся, с полностью белым (у взрослых) оперением. Они тоже занесены в Красную книгу.

30 слайд

Говорят что, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России.

Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?

Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать (картинки с правилами поведения на природе).

Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью воды. Давайте будем беречь голубую жемчужину под названием «Байкал».

Мы замечательно попутешествовали, увидели много красивых рыб. Давайте на память нарисуем рыбок. А рисовать мы их будем песком. На белом картоне обводить карандашом контур рыбки, и намазать клеем. Потом насыпать песок окрашенный, и дать высохнуть.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Озеро Байкал»
Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе Цель: Продолжать формирование представлений об истории цивилизации. Задачи: Образовательные: закреплять и расширять знания детей о древних.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Голоса весны»Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Голоса весны» Музыкальное занятие с использованием инновационных технологий и авторской программы И. П. Манаковой, Н. Г. Салминой «Дети. Мир звуков». Тема:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Пять ключей» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Пять ключей» для детей средней группы Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Светофорчика» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «В гостях у Светофорчика» для детей средней группы. Виды детской деятельности:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Космическое путешествие» для детей подготовительной группы конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы ТЕМА: КОСМИЧЕСКОЕ.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Дом» для детей средней группы. - Чему вы научились на прошлом занятии? - Какими бывают предметы на ощупь? - Какими бываю предметы, если их сжать руками? 1. История про.

Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной к школе группы «Как мы волшебнику помогали» Цель: Активизация познавательной и речевой активности детей. Образовательные задачи: Упражнять в апробировании разных путей поиска правильного.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Здравствуй, зимушка-зима» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Сыщики» Цель: уточнение и расширение знаний о свойствах дерева и металла. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева. 2.

Зима. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы Зима. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Цель: формировать у детей умение правильно определять время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Озеро Байкал»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 16:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Озеро Байкал»» (включая файлы) размещена пользователем Луиза Шерлиева (УИ 544333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД