Анна Хмелева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья — наши зеленые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деревья – наши зеленые друзья»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Экскурсия в парк
Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение природе, предметному миру, к себе и другим людям.
В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которое окружают его и с которым он знакомится в дошкольном детстве.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Деревья — наши зеленые друзья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Экологическая образованность и воспитанность дает ребенку возможность лучше понимать аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать.
Одной из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников являются наблюдения во время экскурсий, тематических прогулок. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях и видеть красоту окружающего мира.
Цель: расширять и закреплять представления детей о мире живой природы в процессе решения различных проблемных ситуаций и задач.
Задачи:
1. Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на участках детского сада.
2. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
3. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
4. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Оборудование и материалы:
- Письмо детям от старичка Боровичка;
- Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке;
- Семена сосны в коробочке;
- Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры.
Формы организации: групповая и подгрупповая
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Дети с воспитателем приходят в парк.
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо от старичка Боровичка.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А что бы что – то узнать новое вам придется попутешествовать по лесу и выполнить мои придуманные задания. А пока вы будете их выполнять, я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок Боровичок.
- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»).
Воспитатель:
А вот и первое задание старичка Боровичка
Загадку: «Весной – веселит,
летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает».
(Дерево)
- Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.
(Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают)
Воспитатель:
- Молодцы, много вы знаете об осени. Старичку Боровичку, я думаю, понравится.
- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
«Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане».
(Береза)
Воспитатель:
- Где растет береза?
- Давайте к ней подойдем.
- Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? ( Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять).
- Давайте обнимем её.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
- Посмотрите, какая береза? ( Большая: высокая, толстая)
- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)
- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
- Давайте поиграем!
Упражнение «Расскажи стихи руками»
Станем мы деревьями
Сильными, Большими. (Дети ставят ноги на ширину плеч,руки на поясе)
Ноги – это корни,
Их расставим шире (Раздвигают ноги шире)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали (Сжатый кулак ставят над другим сжатым кулаком)
Из глубин далеких
Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой и разгибаются)
Тело наше – ствол могучий (Раскрытыми ладошками проводят сверху вниз)
Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону)
Наши руки – это ветви
Крону вместе образуют (Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя)
В кроне им совсем не страшно, (Смыкают пальцы над головой. Качают головой)
Когда ветры сильно дуют. (Качают поднятыми руками)
Пальцы – веточками будут (Шевелят пальцами обеих рук)
Листья закрывают их. (Прикрывают одну ладонь другой)
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке? (ребенок читает стихотворение «Береза»)
- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
- Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна)
- Где ель и сосна растут?
- Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
*Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья.
*Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
*Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
*Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
*Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
*Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
*Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!
*Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель:
- Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).
(Под деревьями стоит корзинка)
- Вот еще один привет от старичка Боровичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)
- Они одинаковые? (Нет, разные)
- Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
- А с каких они деревьев?
- Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
- А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
- А у ели? (Короткие, колючие, темные).
- Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
- Я увидела еще один привет от старичка Боровичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)
- Что это? (Семена)
- Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
- Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
- Семена сосны так и называются – «крылатки».
Воспитатель:
- Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи («Сосна», «Ели на опушке»).
Появляется старичок Боровичок.
- Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались.
- Вы очень много знаете о деревьях.
- А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
- Понравилось вам встреча с деревьями?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня.
- Ну за то, что вы справились со всеми моими заданиями я вам сделаю подарки (старичок Боровичок раздает детям осенние подарки)
- Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Боровичком и благодарят его.
- Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.