Ирина Фукалова
Конспект НОД по краеведению «Путешествие по Ямалу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной деятельности коммуникация.
«Путешествие по Ямалу».
Цели: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей традициях и культуре народов Севера.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о национальной одежде, жилище народов севера.
2. Развивать мыслительную деятельность, речь, память.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к культурному наследию коренных народов севера.
Материал: проектор, презентация, доска.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Путешествие по Ямалу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Предварительная работа:
• Изучение национальных костюмов народов севера, хантов, ненцев;
• Чтение стихотворения Юрия Трофимова «Тундра….»;
• Разучивание народных игр:
1. «Ловля хариуса»;
2. «Ловля оленей»;
3. «Нарты-сани»;
• Рисуем национальные узоры народов севера.
Ход занятия:
1. слайд (мальчик Джон)
ПЕДАГОГ. Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам в гости не одна, со мной пришёл мальчик Джон, он из Соединенных Штатов Америки города Ньюйоркца. Мальчик Джон путешественник, он интересуется традициями народов. Джон ничего не знает о народах севера, и их традициях. Чем мы можем ему помочь?
ДЕТИ (ответы)
ПЕДАГОГ. А как мы это сделаем?
ДЕТИ (ответы)
2. слайд (мужчина, женщина, ребенок в национальной одежде)
ПЕДАГОГ. Ребята, какие народы севера называются коренными?
ДЕТИ. Ханты, ненцы.
ПЕДАГОГ. Дети, кто из вас расскажет о национальной одежде хантов?
Как она называется?
ДЕТИ. Малица.
3слайд (фото малицы)
ПЕДАГОГ. Какие материалы используют при изготовлении малицы?
ДЕТИ. Шкуру оленя, ткань, бисер для орнамента.
ПЕДАГОГ. Правильно, молодцы. Ответе мне, пожалуйста, как называется орнамент, который используют в отделке своей одежды ханты и ненцы?
ДЕТИ. Оленьи рога.
ПЕДАГОГ. Да это так. Как вы считаете, почему он так называется. Для чего они используют орнамент в своей одежде? И где его используют?
ДЕТИ. Ответы.
4. слайд (орнамент, сумка, подол малицы)
ПЕДАГОГ. Какой элементы одежды мы ещё не назвали?
ДЕТИ. Кисы.
5. Слайд (кисы мужские, женские, детские)
ПЕДАГОГ. А что такое кисы?
ДЕТИ. Национальная обувь.
ПЕДАГОГ. А писчего изготавливают обувь ненцы и ханты?
ДЕТИ. Из оленьих шкур. Про одежду мы с вами все рассказали нашему гостю, а теперь давайте поиграем.
Подвижная игра «Кто быстрей оденется»
ПЕДАГОГ Давайте теперь расскажем ему, где живут ненцы и ханты. Мы с вами живем в городе, некоторые ребята приезжают из поселка. А где же живут кочевые народы севера?
ДЕТИ. В тундре.
6. слайд (фото тундры)
ПЕДАГОГ. А почему они не живут в городе, в теплых квартирах?
ДЕТИ. Ханты и ненцы не все могут жить в городе, так как они кочуют, пасут олений? Ловят рыбу.
ПЕДАГОГ. Зимой у нас на севере сильные морозы. А ветер дует с такой силой, что даже дыхание перехватывает. Как же спасаются люди от лютых морозов в тундре?
ДЕТИ. У них теплая одежда. Ани ставят чум и пережидают непогоду в нем.
7. слайд (фото чум)
ПЕДАГОГ. В наших домах есть центральное отопление. Тепло из катален идет в наши дома по трубам. А каким образом ненцы и ханты отапливают свое жилье.
ДЕТИ. Топят печь.
ПЕДАГОГ. А какая у них печь? Из Чего она сделана?
ДЕТИ. Она чугунная. Топят дровами. разбирается и легко собирается на новом месте.
ПЕДАГОГ. А как же быть людям, если оленям нужно идти дальше. Они сели весь ягель и им нужно новые пастбища?
8. слайд (фото стойбища)
ДЕТИ. Тогда ненце и ханты разбирают чум и перевозят на новое место и снова его ставят.
ПЕДАГОГ. Из чего сделан чум, если его можно легко разобрать и собрать?
ДЕТИ Чум состоит из жердей, шкур оленей, чем больше жердей, тем шире будет чум. А теперь давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Назови жилище».
ПЕДАГОГ. Местом, где семья поставила чум, называется стойбище. И обычно на одно стойбище приезжают несколько семей. Как вы думаете для чего?
ДЕТИ ответы.
ПЕДАГОГ. А на чем они добираются от одного стойбища до другого, ведь в тундре нет дорог, и машина там не проедет. А ведь им ежедневно нужно следить за стадом отгонять от хищных зверей, волков, медведей.
ДЕТИ. Они передвигаются на оленей упряжке сидя в нартах, на буранах.
9. слайд (фото бурана и нарт)
ПЕДАГОГ Молодцы, ребята, вы активно и интересно рассказали нашему гостю про Хантов и ненцев. А сейчас я предлагаю вам поиграть, тогда Джон сможет увидеть игры народов севера.
10. слайд (Стадо оленей)
ИГРА «Ловля Оленей».
Играющие делятся на две группы: пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.
11. слайд (вопрос)
ПЕДАГОГ. Как дружно и весело у нас прошла игра. Все вы здорово потрудились. Но мы сече не всё рассказали Джону. Самое интересное ещё впереди, ребята давайте с вами вспомним, как называется самый главный праздник, проходящий у нас в городе в последнюю субботу февраля? Как он называется?
ДЕТИ День оленевода.
ПЕДАГОГ. Как называется это соревнование?
12. слайд (гонки на оленьих упряжках)
ПЕДАГОГ Да, вы верно ответили. Подумайте ещё, что вы видите?
13 слайд (Национальная борьба)
ДЕТИ. Ответ детей
14 слайд (прыжки через нарты)
ПЕДАГОГ. На следующем слайде изображён, какой вид соревнований? Какая задача стоит перед спортсменом?
ДЕТИ ответ.
15Слайд (Перетягивание)
ПЕДАГОГ. А вот ещё один вид состязаний. Кто внаём победит?
ДЕТИ. Ответ.
16 слайд (торговый ряд)
ПЕДАГОГ. А самым любимым развлечением гостей праздника является выездная торговля, где гости могут приобрести товары изготовленные мастерицами севера и угоститься дарами тундры: брусникой, клюквой, черникой, голубикой, грибами, орехами. Ребята, мы нечего не забыли рассказать нашему гостю?
17 слайд (мальчик Джон)
ПЕДАГОГ. А давайте мы его пригласим на праздник, и тогда он сам сможет увидеть все конкурсы и поучаствовать в праздничных мероприятиях.
ДЕТИ. Приходи к нам на праздник, мы рады будем тебя видеть.
ПЕДАГОГ. Смогли ли мы помочь Джону, а как мы это делали. А давайте мы сделаем подарок Джону? Что можно сделать своими руками, чтобы напоминать ему о хантах и ненцах?
ДЕТИ рисунок, аппликация….
ПЕДАГОГ. Очень хорошо, тогда мы с вами после сна нарисуем, слепим, сделаем аппликацию национальных узоров севера, сделаем альбом и, конечно, подарим его Джону.