Наталья Иванова
Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности «Знакомство с миром насекомых»
▼ Скачать +Заказ
Цели:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• побуждать детей знакомиться с миром насекомых через рассматривание и наблюдение за ними, чтение соответствующей познавательной литературы;
• развивать умение детей наблюдать за объектами живой природы, делать простейшие выводы и обобщения;
• способствовать развитию элементарных исследовательских умений детей.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности „Знакомство с миром насекомых“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• познакомить ребят с внешним видом некоторых насекомых : божья коровка, жук, кузнечик, паук, муравей, бабочка;
• способствовать получению детьми элементарных представлений об особенностях жизни, обитания и питания одного из их представителей посредством элементарной исследовательской практики;
• раскрыть особенности профессии учёного в сочетании с её социальной значимостью;
• научить детей проводить элементарное исследование в рамках темы «Насекомые» и обобщить имеющиеся знания по теме «Профессии».
Оборудование:
кукла в одежде учёного (мантия, шапочка);
иллюстрации из серии «Насекомые»;
макет насекомого (любого, для того чтобы рассмотреть строение);
иллюстрации с изображениями учёного, методов исследования, инструментов исследования (микроскоп, лупа, энциклопедия с текстами о насекомых);
инструменты для наблюдения и эксперимента (лупа, палочка, нитка, баночка с живыми насекомыми);
«Папка юного исследователя»;
карандаши (по количеству детей);
чистые листы бумаги, картон и клей-карандаш (для создания макета детского доклада;
костюм учёного (шапочка и мантия).
Ход деятельности.
Подгруппа детей 5-6 человек располагается на стульчиках, поставленных полукругом, а воспитатель – так, чтобы видеть всех ребят.
Воспитатель вносит в группу куклу в мантии учёного.
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл мальчик по имени Серёжа. Он очень любит играть, слушать интересные сказки, но больше всего исследовать, как настоящий учёный.
Воспитатель помещает на мольберте иллюстрацию с изображением учёного и организует повествование о его профессии в диалоговой форме.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем занимаются учёные?
Примерные ответы детей: «Учёные исследуют что-нибудь, читают книги».
Воспитатель: Учёный – это очень важная и сложная профессия. Давайте вспомним, какие профессии вы уже знаете.
Примерные ответы детей: «Врач, водитель, воспитатель, продавец, строитель, швея, сапожник».
Воспитатель: Молодцы! Все профессии нужны людям: врачи лечат, сапожники ремонтируют обувь, воспитатель занимается с детьми. А учёные не только исследуют природу или изучают книги, но придумывают разные полезные вещи, например, лекарства. Для чего нужны лекарства? (ответы детей). А что будет, если, вдруг, исчезнут все лекарства? (ответы детей). Также учёные придумали телевизор, стиральную машину, утюг и другие электроприборы. Они занимаются разведением хороших семян растений и выведением полезных пород домашних животных. И это ещё не всё : учёные придумали самолёты, корабли, автомобили, трамваи и другие виды транспорта. Они читают много книг и знают много разных и интересных рассказов. А наш Серёжа ещё мал и ходит в детский сад, но уже мечтает, когда вырастет, стать настоящим учёным. И интересуется Серёжа вот этими странными существами.
Воспитатель переворачивает мольберт и представляет вниманию детей иллюстрации с изображением насекомых (жук, божья коровка, муравей, бабочка, кузнечик).
Воспитатель: Как же называются эти существа?
Дети называют насекомых.
Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?
Дети: «Насекомые!».
Воспитатель: Правильно, это насекомые. А давайте, ребята, мы тоже превратимся в учёных и поможем Серёже исследовать насекомого, который вам больше всего понравится.
Дети соглашаются и встают около стульчиков.
Физ. минутка № 1
(движения – по тексту) :
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!
Воспитатель: Ребята, теперь вы стали настоящими учёными. Я предлагаю вам присесть вокруг столов.
Столы поставлены одним большим квадратом. Воспитатель располагает куклу на стул около себя. На столах положены карандаши и небольшие листы бумаги по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам нужно выбрать, какого именно насекомого мы будем изучать. Давайте порассуждаем.
Идёт обсуждение темы исследования, направляемое воспитателем с помощью вопросов: где мы будем наблюдать за насекомым? За каким насекомым наблюдать труднее или легче и почему? И т. д. В процессе обсуждения воспитатель убирает с мольберта отвергнутые детьми «варианты» исследования, после окончательного выбора там остаётся только одна иллюстрация.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами превратились в учёных, выбрали тему своего исследования, а теперь нам нужно собрать всю информацию о том насекомом, которого мы будем изучать. А вы знаете, как учёные собирают информацию?
Воспитатель, по мере называния методов исследования, помещает на мольберте соответствующие иллюстрации. В результате, вокруг иллюстрации с выбранной темой исследования образуется целый коллаж методов исследования.
Воспитатель: Сначала учёные думают и вспоминают всё, что знают о теме своего исследования. Затем они читают книги, в которых написано о том, что изучают. Часто эти книги называются энциклопедиями. Посмотрите, какая у меня красочная энциклопедия (представляет вниманию детей энциклопедию о насекомых). Нередко учёные знакомятся с темами своих исследований в сети Интернет с помощью компьютера. Также учёные всегда задают вопросы умным и знающим людям, проводят самостоятельные эксперименты и наблюдения. Попробуем собрать информацию о нашем насекомом так же, как настоящие учёные? И чтобы ничего не забыть, будем нашу информацию записывать на этих листочках.
Воспитатель предлагает ребятам взять листы бумаги и карандаши, а также выбирает одного ребёнка и говорит о том, что он будет вести записи в специальную «Папку юного исследователя», чтобы потом можно было сделать доклад.
Воспитатель: Итак, учёные сначала думают. Давайте подумаем и вспомним, что мы с вами знаем об этом насекомом.
Дети обсуждают и зарисовывают ответы на листах бумаги. Зарисовка ответов требует не только тренировки, но и образца, поэтому воспитатель первые «записи» делает сам, а детей просит «нарисовать так же», объясняя при этом, что значит данная «запись».
Воспитатель направляет беседу с помощью вопросов:
Издаёт ли это насекомое какой-то звук?
Способно ли оно летать?
В чём его особенность?
Чем данное насекомое отличается от остальных насекомых?
Чем оно питается?
Где живёт и т. д.
Если дети не знают ответы на вопросы, воспитатель говорит о том, что не нужно отчаиваться, есть другие методы исследования, которые помогут ребятам разобраться.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам прочитать историю об этом насекомом в энциклопедии.
Он обращает их внимание на моменты, которые до сих пор не были отмечены. Эти знания также фиксируются в листочках. После этого кукла Серёжа предлагает ребятам поиграть в детскую весёлую игру «Друг за другом».
Физ. минутка № 2
Дети становятся в круг, поворачиваются друг за другом и следуют за воспитателем. Воспитатель идёт, периодически меняя темп ходьбы и направление движения. Дети следуют за ним, подражая темпу и направлению, образуя колонну. Затем воспитатель заводит ребят в круг. Основная задача детей – быть послушными темпу и направлению движения, следовать, не нарушая колонны. После окончания игры воспитатель предлагает ребятам снова сесть за столы и продолжить своё исследование.
Воспитатель: Ребята, мы с вами как настоящие учёные собрали столько информации о насекомом, что у нас получился очень хороший и полный рассказ. Но этого недостаточно без самых основных методов – наблюдения и эксперимента. Где мы с вами сможем увидеть насекомого в жизни?
Примерные ответы детей: На участке, на улице…
Воспитатель: Правильно, но сегодня я принесла этого насекомого к нам в группу.
Воспитатель достаёт баночку с насекомым и предлагает ребятам посмотреть на него и что-то сказать о его внешнем виде и действиях.
Воспитатель: Посмотрите, какое маленькое насекомое, его почти не видно. И поэтому учёные, чтобы исследовать маленькие предметы, используют специальные инструменты: лупу и микроскоп.
Воспитатель помещает на мольберте иллюстрации с изображением указанных инструментов и рассказывает о том, что они могут увеличивать предмет, на который смотрит исследователь. Микроскоп позволяет увидеть даже маленькие бактерии. Затем воспитатель показывает ребятам настоящую лупу, позволяет посмотреть через неё на какой-нибудь предмет и предлагает рассмотреть через неё насекомого в баночке. Выводы также оформить на листе бумаги.
Воспитатель предлагает детям провести с насекомым эксперимент.
Но при этом, предупреждает воспитатель, насекомое не должно пострадать.
Воспитатель: Давайте опустим в баночку палочку и посмотрим, что будет. Если насекомое поползёт по палочке, то попробуем эту палочку перевернуть. Затем вместо палочки опустим в баночку ниточку и проделаем то же самое.
Дети наблюдают за экспериментальной деятельностью воспитателя, под его руководством делают выводы, заносят «записи» в свои листы. Пробуют экспериментировать сами или с помощью воспитателя.
Воспитатель: Ребята, что-то наш Сережа заскучал. Наверное, он устал. Я предлагаю немного поиграть.
Физ. минутка № 3.
Дети берутся за руки и идут по кругу друг за другом, произнося слова:
«Ровным кругом
Друг за другом мы идём за шагом шаг,
А теперь остановились,
Сделали вот так».
После этих слов воспитатель показывает движение, которое должны повторить все дети. Затем игра начинается сначала.
Все движения соответствуют теме занятия – «полетаем как бабочки», «сплетём паутину как пауки», «поползаем как жуки», «поскачем как кузнечики»…
Воспитатель предлагает ребятам вернуться на свои места, рассмотреть свои «записи». Воспитатель приклеивает эти листочки на общий лист и просит ребёнка, собирающего информацию в «Папку исследователя», выступить с докладом о рассматриваемом насекомом перед остальными детьми. Опорой его доклада будет служить склеенный коллаж. Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, предварительно поставленные полукругом, а на докладчика надевает мантию и шапочку учёного. Воспитатель предупреждает ребят, что учёные с помощью своих исследований делают открытия, а представление открытий – доклад – очень важный момент. Поэтому слушатели должны выслушать «докладчика» и обязательно аплодировать, а в конце выступления они могут задавать вопросы.
После выступления докладчика, воспитатель хвалит детей, говорит о том, что Серёже очень понравилось их исследование, превращение в учёных, игры; он прощается с ребятами, но обязательно снова придёт к ним в гости.
Воспитатель предлагает детям снова превратиться в детей.
Физ. минутка № 4
(движения – по тексту) :
Руки вверх, руки вниз и на месте покружись,
Раз прихлоп, два притоп, снова сделай поворот,
Прыг – скок, улыбнись и в ребёнка превратись!
После окончания НОД, воспитатель предлагает детям поиграть.