Лучший педагог года

Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности «Знакомство с миром насекомых»

Наталья Иванова
Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности «Знакомство с миром насекомых»
▼ Скачать +Заказ

Цели:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• побуждать детей знакомиться с миром насекомых через рассматривание и наблюдение за ними, чтение соответствующей познавательной литературы;

• развивать умение детей наблюдать за объектами живой природы, делать простейшие выводы и обобщения;

• способствовать развитию элементарных исследовательских умений детей.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности „Знакомство с миром насекомых“» размещена в разделах

познакомить ребят с внешним видом некоторых насекомых : божья коровка, жук, кузнечик, паук, муравей, бабочка;

• способствовать получению детьми элементарных представлений об особенностях жизни, обитания и питания одного из их представителей посредством элементарной исследовательской практики;

• раскрыть особенности профессии учёного в сочетании с её социальной значимостью;

• научить детей проводить элементарное исследование в рамках темы «Насекомые» и обобщить имеющиеся знания по теме «Профессии».

Оборудование:

кукла в одежде учёного (мантия, шапочка);

иллюстрации из серии «Насекомые»;

макет насекомого (любого, для того чтобы рассмотреть строение);

иллюстрации с изображениями учёного, методов исследования, инструментов исследования (микроскоп, лупа, энциклопедия с текстами о насекомых);

инструменты для наблюдения и эксперимента (лупа, палочка, нитка, баночка с живыми насекомыми);

«Папка юного исследователя»;

карандаши (по количеству детей);

чистые листы бумаги, картон и клей-карандаш (для создания макета детского доклада;

костюм учёного (шапочка и мантия).

Ход деятельности.

Подгруппа детей 5-6 человек располагается на стульчиках, поставленных полукругом, а воспитатель – так, чтобы видеть всех ребят.

Воспитатель вносит в группу куклу в мантии учёного.

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл мальчик по имени Серёжа. Он очень любит играть, слушать интересные сказки, но больше всего исследовать, как настоящий учёный.

Воспитатель помещает на мольберте иллюстрацию с изображением учёного и организует повествование о его профессии в диалоговой форме.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем занимаются учёные?

Примерные ответы детей: «Учёные исследуют что-нибудь, читают книги».

Воспитатель: Учёный – это очень важная и сложная профессия. Давайте вспомним, какие профессии вы уже знаете.

Примерные ответы детей: «Врач, водитель, воспитатель, продавец, строитель, швея, сапожник».

Воспитатель: Молодцы! Все профессии нужны людям: врачи лечат, сапожники ремонтируют обувь, воспитатель занимается с детьми. А учёные не только исследуют природу или изучают книги, но придумывают разные полезные вещи, например, лекарства. Для чего нужны лекарства? (ответы детей). А что будет, если, вдруг, исчезнут все лекарства? (ответы детей). Также учёные придумали телевизор, стиральную машину, утюг и другие электроприборы. Они занимаются разведением хороших семян растений и выведением полезных пород домашних животных. И это ещё не всё : учёные придумали самолёты, корабли, автомобили, трамваи и другие виды транспорта. Они читают много книг и знают много разных и интересных рассказов. А наш Серёжа ещё мал и ходит в детский сад, но уже мечтает, когда вырастет, стать настоящим учёным. И интересуется Серёжа вот этими странными существами.

Воспитатель переворачивает мольберт и представляет вниманию детей иллюстрации с изображением насекомых (жук, божья коровка, муравей, бабочка, кузнечик).

Воспитатель: Как же называются эти существа?

Дети называют насекомых.

Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?

Дети: «Насекомые.

Воспитатель: Правильно, это насекомые. А давайте, ребята, мы тоже превратимся в учёных и поможем Серёже исследовать насекомого, который вам больше всего понравится.

Дети соглашаются и встают около стульчиков.

Физ. минутка № 1

(движения – по тексту) :

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!

Воспитатель: Ребята, теперь вы стали настоящими учёными. Я предлагаю вам присесть вокруг столов.

Столы поставлены одним большим квадратом. Воспитатель располагает куклу на стул около себя. На столах положены карандаши и небольшие листы бумаги по количеству детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам нужно выбрать, какого именно насекомого мы будем изучать. Давайте порассуждаем.

Идёт обсуждение темы исследования, направляемое воспитателем с помощью вопросов: где мы будем наблюдать за насекомым? За каким насекомым наблюдать труднее или легче и почему? И т. д. В процессе обсуждения воспитатель убирает с мольберта отвергнутые детьми «варианты» исследования, после окончательного выбора там остаётся только одна иллюстрация.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами превратились в учёных, выбрали тему своего исследования, а теперь нам нужно собрать всю информацию о том насекомом, которого мы будем изучать. А вы знаете, как учёные собирают информацию?

Воспитатель, по мере называния методов исследования, помещает на мольберте соответствующие иллюстрации. В результате, вокруг иллюстрации с выбранной темой исследования образуется целый коллаж методов исследования.

Воспитатель: Сначала учёные думают и вспоминают всё, что знают о теме своего исследования. Затем они читают книги, в которых написано о том, что изучают. Часто эти книги называются энциклопедиями. Посмотрите, какая у меня красочная энциклопедия (представляет вниманию детей энциклопедию о насекомых). Нередко учёные знакомятся с темами своих исследований в сети Интернет с помощью компьютера. Также учёные всегда задают вопросы умным и знающим людям, проводят самостоятельные эксперименты и наблюдения. Попробуем собрать информацию о нашем насекомом так же, как настоящие учёные? И чтобы ничего не забыть, будем нашу информацию записывать на этих листочках.

Воспитатель предлагает ребятам взять листы бумаги и карандаши, а также выбирает одного ребёнка и говорит о том, что он будет вести записи в специальную «Папку юного исследователя», чтобы потом можно было сделать доклад.

Воспитатель: Итак, учёные сначала думают. Давайте подумаем и вспомним, что мы с вами знаем об этом насекомом.

Дети обсуждают и зарисовывают ответы на листах бумаги. Зарисовка ответов требует не только тренировки, но и образца, поэтому воспитатель первые «записи» делает сам, а детей просит «нарисовать так же», объясняя при этом, что значит данная «запись».

Воспитатель направляет беседу с помощью вопросов:

Издаёт ли это насекомое какой-то звук?

Способно ли оно летать?

В чём его особенность?

Чем данное насекомое отличается от остальных насекомых?

Чем оно питается?

Где живёт и т. д.

Если дети не знают ответы на вопросы, воспитатель говорит о том, что не нужно отчаиваться, есть другие методы исследования, которые помогут ребятам разобраться.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам прочитать историю об этом насекомом в энциклопедии.

Он обращает их внимание на моменты, которые до сих пор не были отмечены. Эти знания также фиксируются в листочках. После этого кукла Серёжа предлагает ребятам поиграть в детскую весёлую игру «Друг за другом».

Физ. минутка № 2

Дети становятся в круг, поворачиваются друг за другом и следуют за воспитателем. Воспитатель идёт, периодически меняя темп ходьбы и направление движения. Дети следуют за ним, подражая темпу и направлению, образуя колонну. Затем воспитатель заводит ребят в круг. Основная задача детей – быть послушными темпу и направлению движения, следовать, не нарушая колонны. После окончания игры воспитатель предлагает ребятам снова сесть за столы и продолжить своё исследование.

Воспитатель: Ребята, мы с вами как настоящие учёные собрали столько информации о насекомом, что у нас получился очень хороший и полный рассказ. Но этого недостаточно без самых основных методов – наблюдения и эксперимента. Где мы с вами сможем увидеть насекомого в жизни?

Примерные ответы детей: На участке, на улице…

Воспитатель: Правильно, но сегодня я принесла этого насекомого к нам в группу.

Воспитатель достаёт баночку с насекомым и предлагает ребятам посмотреть на него и что-то сказать о его внешнем виде и действиях.

Воспитатель: Посмотрите, какое маленькое насекомое, его почти не видно. И поэтому учёные, чтобы исследовать маленькие предметы, используют специальные инструменты: лупу и микроскоп.

Воспитатель помещает на мольберте иллюстрации с изображением указанных инструментов и рассказывает о том, что они могут увеличивать предмет, на который смотрит исследователь. Микроскоп позволяет увидеть даже маленькие бактерии. Затем воспитатель показывает ребятам настоящую лупу, позволяет посмотреть через неё на какой-нибудь предмет и предлагает рассмотреть через неё насекомого в баночке. Выводы также оформить на листе бумаги.

Воспитатель предлагает детям провести с насекомым эксперимент.

Но при этом, предупреждает воспитатель, насекомое не должно пострадать.

Воспитатель: Давайте опустим в баночку палочку и посмотрим, что будет. Если насекомое поползёт по палочке, то попробуем эту палочку перевернуть. Затем вместо палочки опустим в баночку ниточку и проделаем то же самое.

Дети наблюдают за экспериментальной деятельностью воспитателя, под его руководством делают выводы, заносят «записи» в свои листы. Пробуют экспериментировать сами или с помощью воспитателя.

Воспитатель: Ребята, что-то наш Сережа заскучал. Наверное, он устал. Я предлагаю немного поиграть.

Физ. минутка № 3.

Дети берутся за руки и идут по кругу друг за другом, произнося слова:

«Ровным кругом

Друг за другом мы идём за шагом шаг,

А теперь остановились,

Сделали вот так».

После этих слов воспитатель показывает движение, которое должны повторить все дети. Затем игра начинается сначала.

Все движения соответствуют теме занятия – «полетаем как бабочки», «сплетём паутину как пауки», «поползаем как жуки», «поскачем как кузнечики»

Воспитатель предлагает ребятам вернуться на свои места, рассмотреть свои «записи». Воспитатель приклеивает эти листочки на общий лист и просит ребёнка, собирающего информацию в «Папку исследователя», выступить с докладом о рассматриваемом насекомом перед остальными детьми. Опорой его доклада будет служить склеенный коллаж. Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, предварительно поставленные полукругом, а на докладчика надевает мантию и шапочку учёного. Воспитатель предупреждает ребят, что учёные с помощью своих исследований делают открытия, а представление открытий – доклад – очень важный момент. Поэтому слушатели должны выслушать «докладчика» и обязательно аплодировать, а в конце выступления они могут задавать вопросы.

После выступления докладчика, воспитатель хвалит детей, говорит о том, что Серёже очень понравилось их исследование, превращение в учёных, игры; он прощается с ребятами, но обязательно снова придёт к ним в гости.

Воспитатель предлагает детям снова превратиться в детей.

Физ. минутка № 4

(движения – по тексту) :

Руки вверх, руки вниз и на месте покружись,

Раз прихлоп, два притоп, снова сделай поворот,

Прыг – скок, улыбнись и в ребёнка превратись!

После окончания НОД, воспитатель предлагает детям поиграть.

Публикации по теме:

«Ребёнок и природа». Перспективный план работы по ОБЖ в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Социализация. Познание. Чтение художественной литературы. Безопасность. Здоровье. НОД.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности «Знакомство с миром насекомых»
Опубликовано: 21 января 2015 в 13:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной исследовательской деятельности «Знакомство с миром насекомых»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД