Татьяна Беленко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида города Нового Оскола Белгородской области»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»
Подготовительная группа
Подготовил воспитатель по
изодеятельности :
Беленко Т. Я.
2012г.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Труд»
Цель: Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные : познакомить детей с историей возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья, её назначением, показать характерные особенности старооскольской глиняной игрушки, расширить знания детей о современных народных промыслах России, учить лепить старооскольскую глиняную игрушку.
Развивающие: развивать творчество, фантазию, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность; формировать эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа.
Предварительная работа:
- беседы о традициях и обычаях русского народа;
-рассказ о народных промыслах России;
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;
-изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (хохлома, городец, гжель, дымка»;
-заучивание стихов и потешек, русских народных песен, хороводов ;
-использование различных дидактических игр.
Материалы и оборудование: глиняные старооскольские игрушки, глина, стеки, вода, доски, салфетки, пошаговая таблица лепки Бабы с кувшином.
Технические средства: компьютер.
Проведение НОД:
1Привлечение внимания, мотивация.
Воспитатель.
Родился город на Осколе
Давно в седую старину,
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну.
-И назвали люди этот город : Старый Оскол.
Здесь любили песни, пляски,
Здесь рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
2 Реализация деятельности.
Воспитатель.
Издавна славилась старооскольская земля гончарами.
- Кто из вас знает, что изготавливает мастер-гончар? (разнообразную посуду : кувшины, горшки, кружки, миски, кринки)
- Из какого материала он мастерит свои изделия (из глины)
Воспитатель.
Гончарный промысел был одним из древнейших. Вокруг города располагались многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарным делом. И почти всюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянек. Занимались этим женщины и дети: лепили и расписывали после обжига в печах (горнах).
Все игрушки не простые :
А волшебно-расписные.
Разноцветные кружочки
И полосочки, и точки.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она не чем не красится, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера.
Посмотрите, ребята, какие весёлые, забавные игрушки сделали добрые руки мастера. (Рассматривание старооскольских игрушек) Сегодня мы с вами будем учиться лепить глиняную игрушку – Бабу с кувшином. Приготовила для вас вот такую подсказку (показ пошаговой таблицы лепки Бабы с кувшином). Это подсказка с секретом, в ней рассказано, как слепить такую игрушку.
Давайте посмотрим, что нужно сделать (рассматриваем пошаговую таблицу лепки).
Расшифровка пошаговой таблицы.
1-2 Из небольшого куска глины раскатать «морковку».
3. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам.
4 .Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы.
5. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму.
6. Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца.
7. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать.
8. Вылепить «кувшин» – свистульку. Скатать шарик, из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.
9. Стек поставить у хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.
10. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.
11. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».
Физкультминутка «Долго, долго»
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и с помощью подсказки слепить глиняную игрушку. (Дети лепят игрушку).
Ах, какие молодцы, как все стараются,
А ж глаза разбегаются.
3 Итоги НОД.
Молодцы, ребята. Красивые игрушки у вас получились. На следующем занятии вы распишите эти игрушки.
Что нового узнали на занятии? Кому что понравилось?