Трушкина Кристина Игоревна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Виртуальная экспедиция в пустыню»
▼ Скачать +Заказ
Цель занятия:
- формировать представление детей об особенностях пустыни, ее растительном и животном мире; показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне;
- развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- развивать интерес к природной зоне «Пустыня»;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Предварительная работа;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- рассматривание альбома «Верблюд»;
- чтение стихов и загадок;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Виртуальная экспедиция в пустыню“» размещена в разделах
- чтение рассказа «Корабль пустыни»
- просмотр презентаций «Пустыня», «Оазис»
- рисование пустыни, лепка животных пустыни.
Оборудование:
- проектор, ноутбук;
- краска, губка;
- дневничок – наблюдения;
- контейнеры с песком, трубочки;
- картинки с изображением растений различных климатических зон.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в группу.
Ребята посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся (гостей приглашают поздороваться вместе).
Станем рядышком по кругу
Скажем здравствуй друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем «привет» и «добрый день»!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Ребята сегодня мне на электронную почту пришло письмо, и вот, что в нем было. Посмотрите на экран (проектор).
Лунтик:
Здравствуйте мои друзья! Я слышал, что на вашей планете есть место, где всегда пусто и нет жизни. Чтобы определить, какое это место, я вам загадаю загадку
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска.
Всюду горы из песка. (пустыня)
Воспитатель: Ребята, что это за место?
Дети: Пустыня!
Лунтик: Правильно ребята, это пустыня. Ребята, расскажите мне об этом месте!
Воспитатель: Ребята Лунтик сказал, что в пустыне – пусто. Так ли это?
Дети: Нет, в пустыне есть жизнь.
Воспитатель: Ребята, где находится самая большая пустыня? (Слайд 1)
Дети: Пустыня находится в Африке.
Воспитатель: Как называется эта пустыня?
Дети: Пустыня называется Сахара.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран, вот она пустыня Сахара. Ребята, а как мы можем рассказать и доказать Лунтику, что в пустыне есть жизнь.
Воспитатель: Ребята, а почему вокруг Африки голубой цвет? Что это?
Дети: Вода.
Воспитатель: Я вам предлагаю превратиться в исследователейв, и самим отправится в экспедицию по пустыне. На чем мы можем отправиться? Мы сказали, что вокруг Африки вода, значит, на чем можно отправиться? (на лодке, пароходе).
Воспитатель: Ребята у исследователей всегда с собой журнал наблюдений. В который, они вносят интересные факты и события. И я вам предлагаю взять с собой журнал наблюдений, в который мы будем вносить интересные исследования о пустыне, и по возвращении расскажем о них Лунтику. Ну что, отправляемся? (включается шум моря)
Дети: Да отправляемся!
Воспитатель: Ребята посмотрите, вот и попали мы в пустыню Сахару
(слайд 2). Ребята, глядя на фото, что можно сказать о пустыне?
Дети: Куда не глянь, везде песок, безоблачное небо и жаркое палящее солнце. Дожди идут редко, поэтому песок сухой и сыпучий.
Воспитатель: Ребята рассмотрите модели, и выберите из них только модели песка, и поместите их в наш исследовательский журнал.
Воспитатель:
- какого цвета песок?
- песок сухой или мокрый?
- из чего состоит песок? (из песчинок)
- песчинки твердые или мягкие?
Воспитатель: Ребята вы уже сказали, что в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы. Как их называют?
Дети: Эти холмы называют – барханы.
Воспитатель: Давайте мы попробуем сделать барханы сами (обговорить технику безопасности). Дыхательная гимнастика с помощью трубочек.
Воспитатель: Ребята, что же такое барханы?
Дети: горы песка, нанесенные ветром.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем отобразить песок в нашем «исследовательском журнале», не используя песок?
Дети: Мы можем его нарисовать (или другие предложения).
Воспитатель: Давайте при помощи губок, мы раскрасим первый лист в нашем «дневнике наблюдений» (дети делают отпечатки, вытирают руки влажной салфеткой, складывают в контейнер).
Воспитатель: Ребята мы уже знаем, что в пустыне очень суров, но возможна ли в таком климате жизнь?
Дети: Да, возможна!
Воспитатель: Ребята, как приспособились животные к жизни в пустыне?
Дети: Животные прячутся от жары глубоко в песке, и появляются с наступлением ночи, когда прячется солнце.
Воспитатель: Давайте мы проверим, так ли это?
(дети подходят к столам, на которых находятся контейнеры с песком).
Дидактическая игра «Кто это?»
Воспитатель: Давайте ребята поищем, кто же спрятался в песке? (Дети нашли). Посмотрите на свое животное, и найдите такое же животное у ребят, объединитесь в пары. А теперь, нарисуйте схемы – модели обитания передвижения животных в пустыне, и поместите их в журнал наблюдений, чтобы потом мы могли рассказать Лунтику о животном мире пустыни.
Воспитатель: Ребята путешествовать по пустыне нелегко. Ноги утопают в песке (дети повторяют движения вместе с воспитателем). И пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжелые рюкзаки. Идти дальше не возможно и мы без сил опускаемся на песок. Хоть бы деревце встретить, посидеть под его тенью, отдохнуть (присаживаемся на палас).
Воспитатель: Ребята вы устали, пить хочется? (ответ детей)
Звучит фонограмма «журчание воды», на проекторе картинка Оазис в пустыне. Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне (слайд 3). Богатая растительность, богатый животный мир. Что это ребята?
Дети: Это Оазис, участок в пустыне, расположенный вблизи водоема. Здесь мы и отдохнем.
Физкультминутка
Вы наверное устали?
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шей,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали,
За барханом мы пропали.
Воспитатель: Ребята, а есть ли в пустыне растительность?
Дети: Есть!
Воспитатель: Ребята, как растения приспособились к жизни в пустыне?
Дети: Растения имеют длинные, толстые корни, при помощи которых они добывают воду из песка. На ветках колючки вместо листьев, которые помогают беречь воду.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, действительно ли вода, проникает так быстро сквозь песок, что растениям нужно добывать воду глубоко из песка.
Опыт «Дождь в пустыне»
Ребята подойдите к столу, возьмите стаканчик, наберите песок из контейнера. Из второго стаканчика с водой, вылейте воду в стаканчик с песком. Что мы видим?
Дети: Вода быстро просочилась сквозь песок, и осела на дне стаканчика.
Воспитатель: Правильно ребята, поэтому растения пустыни имеют длинные корни, так они добывают воду глубоко из песка. Посмотрите ребята, в корзинках находятся растения различных климатических зон. Выберите только растения пустыни и назовите их (дети назвали). А теперь ребята давайте поместим растения в наш «журнал наблюдений», для того, чтобы мы могли рассказать Лунтику о растениях, растущих в пустыне.
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А теперь нам пора в обратный путь. Но до самолета далеко, а идти так тяжело. Ребята как вы думаете, кто нам может помочь?
Дети: Верблюд!
Воспитатель: А кто это Верблюд?
Дети: Это животное пустыни, он помогает людям переносить грузы. Его называют «корабль пустыни».
Воспитатель: Ребята, давайте мы по моделям, расскажем о верблюде, и потом поместим модели в наш «дневничек наблюдений». Чтобы мы могли рассказать Лунтику, об удивительном животном верблюде.
Дети каждый берет модель, рассказывает и прикрепляет в журнал наблюдений.
Воспитатель: Ну вот мы и прибыли к самолету. Построились в колонну, приготовили крылья, полетели (включается шум мотора самолета).
Приземлились на палас, на экране Лунтик (слайд 4).
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Что мы можем рассказать Лунтику о пустыне?
Дети: В пустыне жаркий климат. Там круглый год палящее солнце и мало воды. Там редко идут дожди. Но при таких условиях есть жизнь. Там много насекомых, ящериц, змей и животных. Так же много растительности, деревья, кустарники, травы. Из – за недостатка воды корни у них длинные и нет листьев, а на ветках колючки. Людям там очень тяжело жить, но им помогает верблюд. «Его называют корабль пустыни».
Лунтик: Ребята спасибо вам большое! Я так много сегодня узнал о пустыни, вы такие молодцы! Ребята, но мне пора возвращаться домой, до свидание!
Дети: До свидание!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наша экспедиция? А что понравилось больше всего? Наше путешествие подошло к концу, спасибо вам!