Валентина Бессмертная
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани;
- расширять представление детей о жизни, быте и культуре Кубанского казачества, познакомить с новыми для детей видами ремесел казаков, способами изготовления кованых изделий;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа, развивать мелкую моторику рук, словарный запас.
ХОД.
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, здороваются с гостями и садятся на стульчики полукругом.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.
СЛАЙД № 1. Карта России, карта Краснодарского края.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, стихи о Родине?
СЛАЙДЫ № 2- 4. Виды Кубани
1-й ребенок
Когда говорят о России,
Я вижу родную Кубань
2-й ребенок
Посмотрите, вокруг, зачарует краса,
Нету края, прекраснее нашего.
Золотятся хлеба, зеленеют леса
Даль морская лазурью украшена.
3 - й ребенок
Здесь трава всегда густа, лошади пасутся
Эти тихие места, Родиной зовутся
4 –й ребенок
А какие сады на Кубани у нас,
А какие девчата – красавицы
Кубань, это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится!
Воспитатель: Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (ответы де-тей: Краснодарский).
-А кто знает, как ещё называют наш край? (ответы детей: Кубань).
Как называют жителей Кубани? (ответы детей: кубанцы, земляки)
- А как называется город, в котором мы живём? (ответы детей: Армавир) .
Как называют жителей нашего города? (ответы детей: армавирцы)
СЛАЙДЫ № 5-6: Армавир, достопримечательности
5 –й ребенок
Армавир сын просторов степных,
Голос предков далеких родных
Наши думы, наш труд, и борьба
Наша общая в жизни судьба
6 – й ребенок
Как красав Армавир, погляди,
на Форштадские горы зайди
Там Кавказ устремляется ввысь,
тут с Кубанью Уруп обнялись.
СЛАЙДЫ № 7-8: Армавир, Жилые дома
Воспитатель: Ребята, это дома в которых вы живете. Ас кем вы живете в этом доме? (ответы детей: родители). Правильно - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А родственники, которые жили давно, это ваши прапрабабушки, прапрадедушки, их называют предками. Кубанскими казаками и казачками. Как вы думаете, нас можно назвать казаками и казачками? Где жили наши предки? В станицах. (воспитатель с детьми рассматривает макет станицы). И вот сегодня у нас с вами есть возможность не только увидеть, но и узнать, как они жили. Но для этого нам надо отправиться в путешествие. Встали в круг.
Мальчики надевайте кубанки, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». (открываются шторы и за ними кубанская комната)
Вот мы и в кубанской хате, проходите, присаживайтесь на лавки. Очень часто казаки уходили в военные походы, а хозяйкой в доме оставалась гостеприимная казачка, на которой держался дом и все хозяйство. Ей приходилось самой печь хлеб, ткать полотно, жать пшеницу и многое другое.
Воспитатель: Давайте вспомним, а чем еще занимались наши предки? (ответы детей: гончарным делом. Еще плетение, ткачество, кузнечное дело.)
СЛАЙДЫ № 9-10: Ремесла
Сегодня мы с вами поговорим об одном из интереснейших ремесел, о кузнечном деле. Кузница была в станице одна, кузнец- это мастер на все руки и все станичники обращались к нему за помощью. Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы? (ответы детей: кузнецы ковали, орудия труда, красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям).
СЛАЙД № 11: Кузница
Воспитатель: Из какого материала выполняли свои изделия кузнецы (из металла)
Воспитатель: А в современной жизни мы встречаем, кованые изделия. Да. Перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.
СЛАЙД № 12: фото домов Армавира с ковкой.
Да конечно, металл, это прочный крепкий материал. Поэтому делать такие изделия нелегко. Надо долго учиться, быть сильным, выносливым, любить свою работу.
Воспитатель: Хотите стать настоящими кузнецами? Для этого нам нужно взбодриться, набраться сил. Становитесь в круг, мы поиграем с вами в игру «Кузнецы»
Дети стоят в кругу. Один считалкой выбирает кузнеца, остальные жеребцы
Конь ретивый, долгогривый,
скачет полем, скачет нивой,
кто того коня поймает,
с нами в салочки играет.
Все: Эй, кузнец молодец, расковался жеребец, ты подкуй его опять
Кузнец отвечает: От чего не подковать, вот гвоздь, вот подкова, раз, два и готово! (ребенок напротив, которого остановился кузнец бежит в противоположную сторону о кузнеца по кругу, кто первый прибежит, тот кузнец)
Воспитатель: А теперь вы сильные, умелые кузнецы, проходите на свои рабочие места. Объясняет ход работы.
Воспитатель: А теперь, ребята пора нам возвращаться к себе домой. «Время, время, повернись, в детский сад скорей вернись»
Вернувшись, дети стоят в кругу с поделками.
Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Мы с вами из прошлого, вернулись не с пустыми руками, а с такой замечательной кованью. А в современной жизни, где можно применить наши поделки. (ответы детей). Ребята, какой скоро праздник? А как на новый год можно использовать наши поделки (изделия). Воспитатель предлагает украсить новогоднюю елку замечательными поделками.
Воспитатель: Ребята, вам интересно было? Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет ветвей, а без истории нет будущего.