Алина Смирнова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе на тему "Насекомые"
Подготовила: Смирнова Алина Вячеславовна, воспитатель I квалификационной категории МОБУ «Сенькинская СОШ»
Паспорт НОД
Группа : старшая
Продолжительность: 25 минут
Образовательная область: Познание. Ознакомление с окружающим миром
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Тема: Насекомые
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых
Задачи:
1. Образовательные:
1.1. Познакомить детей со строением тела насекомых (муравья, кузнечика);
1.2. Учить выделять характерные признаки насекомых;
1.3. Познакомить с видовым разнообразием бабочек;
2. Развивающие:
2.1. Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности через экспериментальную деятельность;
2.2. Способствовать развитию познавательной активности;
2.3. Активизировать развитие речи, общей и мелкой моторики;
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам;
3.2. Воспитывать умение сотрудничать;
3.3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Дидактические средства: мольберт, картинки с изображением насекомых, пазлы с изображением насекомых, цветы из ткани, манка, рукавицы, игрушка стрекозы, двусторонний скотч, клей карандаш на каждого ребенка, шаблоны бабочек, магнитофон, адиозапись детских песен
Методы и приемы: дидактическая игры, чтение художественного произведения, пальчиковая игра, упражнение на координацию движений с речью, экспериментальная деятельность, коллективное творчество, загадки
Список использованных источников:
1. Волкова О. О. Неведомы зверюшки. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 128с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа/ авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399с.
3. Ньюсон Д. И. Животные; Пер. с ит: С. Анисимова; Оформ. Сер. И. Сальниковой. – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001.
План занятия:
1. Вступительная беседа (1 мин)
2. Отгадывание загадок (3 мин)
3. Пальчиковая игра «Цветок» (1 мин)
4. Дидактическая игра «Собери целое из частей» (5 мин)
5. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью (1 мин)
6. Дидактическая игра «Собери картинку» (5 мин)
7. Чтение сказки «Бабочка» (3 мин)
8. Экспериментальная деятельность (3 мин)
9. Обобщающая беседа (1 мин)
10. Рефлексия «Цветочная поляна» (2 мин)
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
В: Ребята, какие вы все красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки. Встаньте в круг, опустите руки. Скажите, какое время года за окном?
Д: Весна
В: Да, всё вокруг радуется, цветёт, пробуждается, давайте с вами потянемся к солнышку, вдохнём весенний аромат воздуха вместе с весёлым настроением и выдохнем зимнюю прохладу (2-3 раза). Вот теперь мы стали бодрыми, энергичными? Так и в природе всё просыпается и оживает. Сейчас я вам загадаю загадки, о самых маленьких существах на Земле – насекомых. А если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами.
2. Отгадывание загадок
В: Первая загадка:
Торопиться он не хочет,
Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужжащий звук -
То летит обедать ….
Д: Жук
В: Посмотрите на рисунки. Вы узнали этого жука?
Д: Колорадский жук.
В: Чем известен вам колорадский жук?
Д: Поедает картофель
В: Оказывается, колорадский жук приносит не только вред, но и пользу. По глубине его залегания в почве и толщине колорадского жука люди предсказывают погоду.
В: А это какой жук?
Д: А это майский жук. Он большого размера и предпочитает лакомиться березовыми листьями.
В: Следующая загадка:
Очень тоненько звенит,
И над нами он кружит
Берегись и млад и стар :
Кровь у всех сосёт …
Д: Комар
В: И последняя загадка:
На цветок она садится,
Не устав с утра трудиться
Людям воск и мёд дала
Беспокойная …
Д: Пчела
В: Посмотрите на пчелу. Почему эти насекомые могут летать? Что у них есть?
Д: У них есть крылышки
В: А почему бабочки любят сидеть на цветах?
Д: Пьют нектар.
3. Пальчиковая игра "Цветок" .
В: Давайте покажем, ребята, как растут цветы.
Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их,
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук,
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичные движения пальцами вместе - врозь)
Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
В: Комар, жук, пчела – как назовём общим словом?
Д: Насекомые
4. Дидактическая игра «Собери целое из частей»
В: В моей волшебной коробочке собраны части целой картинки. Возьмите каждый по детали. Те у кого деталь черного цвета, подойдёт к этому столу, те у кого деталь зеленого цвета, подойдёт к этому столу. Соедините детали между собой на столе, и посмотрите, что получится. Вам на работу дается совсем немного времени. Можете приступать.
Дети, подойдём к этому столу. Кто это?
Д: Муравей. У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей
В: Ростом мал, но работящий.
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает.
А как называется дом у муравья?
Д: Муравейник
В: А теперь пойдём к другому столу. А здесь кто?
Д: Кузнечик. В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых, кроме паука, у кузнечика 6 ног. Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?
В: Представьте себе – на ногах. Вот какое удивительное насекомое, кузнечик. Не менее удивительное насекомое – паук. В отличии от других насекомых, у паука 8 ног. Благодаря удивительным особенностям паука люди придумали героя кино. Все вы его конечно же знаете.
Д: Человек – паук.
В: Почему его так назвали?
Д: Потому что он умел плести паутину, лазать по стенке.
В: А это какое насекомое к нам прилетело?
Д: Стрекоза.
В: Давайте мы сейчас вместе с вами изобразим эту стрекозу.
5. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
6. Дидактическая игра «Собери картинку»
В: У вас у всех на столах лежат конверты. В конвертах собраны части целой картинки. Я предлагаю вам соединить детали между собой и посмотреть что получится.
Д: Бабочка
В: Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
В: Посмотрите на бабочку. С чем можно сравнить крылья бабочки?
Д: С цветком.
В: Какие крылья у бабочки?
Д: Яркие, воздушные, большие
В: А сколько крыльев у бабочки?
Д: Четыре
В: Я предлагаю приклеить детали бабочки на основу.
Где любят сидеть бабочки?
Д: На цветах
В: И у нас в группе есть поляна с цветами. Ребята посадите бабочек на эти цветы, а мы с вами сядем на другие и послушаем сказку.
7. Чтение сказки «Бабочка»
В: Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна красное Солнышко:
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками.
Первыми явились бабочки и сказали:
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками.
Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.
Вот такая сказка. Интересная?
Д: Да
В: И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет зеркальное отражение – правое крылышко такое же как левое. Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы. А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? Я предлагаю провести эксперимент и убедиться, что на гладкое тело прилипает меньше пыльцы, чем на ворсистое.
8. Экспериментальная деятельность
В: Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых покрыто волосками. Как вы думаете для чего?
Д:. . .
В: Ребята, давайте проведем эксперимент и узнаем для чего бабочке нужно такое мохнатое тело. Кто желает мне помочь?
Д:. ..
В: Аня, ты превращаешься в бабочку. (Надеваю крылышки). У меня есть 2 волшебные рукавички, надевай: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы. Опусти рукавички в пыльцу. Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
Д: К мохнатой
В: Почему именно к этой рукавичке прилипла манка?
Д: Есть чему зацепиться манке
В: Таким образом, ноги и тело бабочки покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы. В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
9. Обобщающая беседа
В: Вот и закончилось наше занятие. Что нового вы узнали?
- Про каких насекомых мы сегодня говорили?
- А что интересного было для каждого из вас?
10. Рефлексия «Цветочная поляна»
В: А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания. Посмотрите внимательно, на доске нарисована «Цветочная полянка». Я предлагаю вам взять ваших красивых бабочек в руки. Если вам было скучно на занятии, не интересно, то пусть ваша бабочка сядет на синий цветок. Если вам одновременно было интересно и не очень, то пусть бабочка сядет на желтый цветок. Если занятие вам очень понравилось, вы узнали много нового, то бабочка ваша пусть сядет на красный цветок.
Молодцы, спасибо вам большое!