Антонина Мокроусова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Уроки вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
на тему «Уроки вежливости»
Программное содержание:
1. Учить детей понимать значение вежливых слов, осмысленно их применять в повседневной жизни.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Уроки вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
2. Закрепить правила вежливого поведения
3. Вызвать желание вести диалог и слушать собеседника.
4. Формировать умение соблюдать нормы речевого этикета.
5. Развивать желание соблюдать правила поведения при общении с другими людьми и потребность в доброжелательном отношении друг с другом.
6. Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.
Словарная работа: комплимент, приветствие, сдержанный, вежливость, вежливый, задиристый, в народе говорят.
Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, рассматривание книги, игры и упражнения, интерактивная игра по русской народной сказке «Колобок», слушание аудиозаписи с голосами птиц, пословицы, тренинг эмоций, пиктограммы (злость, радость, пение.
Материал и оборудование: макет цветика - семицветика, пиктограммы (злость, радость, картинки «Хорошие и плохие поступки», аудиозапись фрагмента стихотворения Г. Остера «Вредные советы», голосов птиц, силуэты персонажей к сказке «Колобок»
Предварительная работа: беседа о правилах речевого поведения, заучивание пословиц о добре, чтение художественных произведений: А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осяева «Добрая хозяюшка», игры и игровые упражнения «Комплимент», «Грустный котик»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Мы сегодня с вами будем говорить о вежливости и для чего нужно быть вежливым.
Звучит аудиозапись. Слышится голос Бабы Яги
Баба Яга: Ой, не могу! Ой, умираю! «Вежливыми»! Послушайте – ка лучше мои советы:
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись, и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильный совет дала Баба Яга? (Нет, не правильный)
- Объясните, почему совет бабы Яги неправильный.
Дети:
- Потому, что при встрече с людьми надо здороваться.
- За добрые дела надо всегда благодарить.
- Если к тебе обращаются с вопросом, нужно ответить на него.
Воспитатель: Правильно, ребята! Баба Яга, нам твои советы не подходят. До свидания. Не мешай нам.
- Ребята! Сегодня утром я слышала, как весело щебетали птицы, приветствуя начало дня. Послушайте их. (Звучит аудиозапись голосов птиц)
Доброе утро! – птицы запели,
Добрые люди, встаньте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
- Скажите, с каких слов начали утро птицы? (Доброе утро)
- А эти слова какие, вежливые или грубые?
Дети:
- Доброе утро – это приветливые слова.
- Эти слова вежливые, добрые.
Воспитатель: А как, вы понимаете слово вежливость?
Дети:
- Это добрая улыбка.
- Вежливость, это когда человек говорит тихо и ласково.
- Это приветствие людей.
- Это поведение человека.
Воспитатель: Какого человека называют вежливым?
Дети:
- Вежливый человек тот, кто всегда приветлив, здоровается и прощается с друзьями и взрослыми.
- Не обидит грубым и обидным словом.
- Благодарит за помощь.
- Попросит прощения, если обидит кого-то.
Воспитатель: Правильно, ребята! Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно. Это проявление доброты и чуткости к людям.
- А знаете ли вы, вежливые слова? Сейчас я проверю.
Воспитатель предлагает игру «Волшебный цветок»
- Перед вами стебель цветка и лепестки. Из лепестков можно собрать цветок, если каждый из вас вспомнит вежливое слово. (Дети называют вежливое слово и прикрепляют лепесток к стеблю)
- Назовите вежливые слова, которые вы говорите друг другу при встрече.
Дети:
- Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
- Здравствуйте!
- Я рада видеть вас!
Воспитатель: Какие слова мы говорим, прощаясь?
Дети:
- До свидания!
- До скорой встречи!
- Всего тебе доброго!
- Счастливо оставаться!
- Счастливого пути!
Воспитатель: А какие слова нельзя забывать при просьбе или извинении?
Дети:
- Извините, я хочу попросить вас, пожалуйста, простите, разрешите, будьте добры).
Воспитатель: Какие слова нужно говорить в благодарность?
Дети: Спасибо, большое спасибо, благодарю, я очень вам благодарен.
Воспитатель: А какие слова можно сказать в утешение?
Дети: Не переживай, не волнуйся, все будет хорошо, не грусти, я с тобой буду играть, успокойся, не плачь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот какой красивый цветок получился у нас из вежливых слов. Середина – это наша группа, где вы все вместе, а лепестки – это каждый из вас. Мы его будем хранить в группе на самом видном месте. И для вас главное правило – будь вежлив и уважителен ко всем.
- Ребята! Сегодня утром почтальон принес письмо от доброго волшебника. Послушайте, что он пишет.
Быть воспитанным ребенком,
Очень важно с малых лет,
Вам, мальчишки и девчонки, -
Это детский этикет.
- Добрый волшебник дарит нам картинки с правилами вежливости. Давайте расскажем, на какой картинке совершен вежливый поступок, а на какой невежливый.
(Дети рассказывают о поступке и определяют, какой этот поступок)
Воспитатель: Вежливый человек всегда искренен, спокоен и добр. Но в жизни часто бывает, где добро, вежливость, там и зло, грубость. Добро и вежливость, сочувствие и взаимопомощь всегда побеждают. Они сильнее зла и грубости.
В народе говорят «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Как, вы понимаете эту пословицу?
Дети:
- Нельзя делать что-то плохое людям.
- Нельзя совершать плохие поступки?
- Нельзя обижать людей.
Воспитатель: У русского народа есть еще много других мудрых пословиц и поговорок о добре и вежливости. Давайте их вспомним.
Дети:
- Свет не без добрых людей.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Доброму слову – добрый ответ.
Воспитатель предлагает детям интерактивную игру по русской народной сказке «Колобок»
Воспитатель: А еще, ребята, есть сказки, которые сочиняет народ. Давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок».
1. Как появился колобок? (Колобок испекла бабушка).
2. Из чего испекла бабушка колобок? (Из теста).
3. Почему колобок убежал от дедушки и бабушки? (Ему надоело лежать на подоконнике).
4. Кого колобок повстречал на лесной дорожке? (Зайца, медведя, волка, лису)
- Чему учит сказка? (Послушанию, доброте).
Воспитатель предлагает составить мозаику, располагая героев так, как они действовали в сказке (Дети из комплекта силуэтов выбирают одного героя и располагают его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке. Общаться можно только мимикой и жестами)
Воспитатель предлагает дорисовать репку такую, какую он себе представляет.
Воспитатель: Ребята! От того как мы относимся друг к другу, зависит и наше настроение. Как вы хотите, чтобы к тебе относились?
Дети:
- По - доброму, у меня тогда бывает хорошее настроение.
- Я хочу, чтобы со мной разговаривали вежливо.
Воспитатель: А если с вами обращаются грубо, невежливо, что вы чувствуете?
Дети:
- Я чувствую обиду.
- Мне становится грустно.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что даже по выражению лица можно понять ваше настроение. Покажите выражение лица, которое мешает нам дружно жить (злость).
- А теперь покажите выражение лица, которое помогает нам жить дружно
(радость). (Дети с помощью эмоций передают злость и радость)
- Грубое слово ранит сердце, а доброе слово, как ключик от души. Так давайте сделаем друг другу что-то приятное. (Воспитатель предлагает игру «Комплимент»)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Всех по доброму похвалим,
Комплименты им подарим.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, и говорят друг другу комплименты.
Воспитатель: Ребята, мы всегда должны помнить, что людям приятна забота, приветливые слова, и конечно улыбка, Ведь улыбка помогает показать доброе отношение к другим людям. Наше занятие закончилось. О чем мы говорили на занятии?
Дети:
- Мы говорили о том, как хорошо быть вежливым человеком.
- Узнали много вежливых слов.
- Сказали друг другу добрые и ласковые слова.
Воспитатель: Я вам на память хочу подарить сердечки. В них доброта, тепло и любовь. И я хочу, чтобы вы как можно чаще говорили и слышали добрые слова.
Воспитатель читает стихотворение В. Кудлачева «Важные слова»
Слова «до свиданья», «спасибо»
«простите»
«Пожалуйста», «здравствуйте»
Щедро дарите.
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в детсаде и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Без них невозможно на свете прожить!
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Дети получают на память сердечки