Марина Бурлакова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Пусть всегда будет солнце».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-Расширить представления о солнце; о его значении для жизни на Земле.
- Развивать способности к поисковой деятельности через опыты, логическое мышление, умение делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с разными временами года, наблюдение объектов природы на прогулке, чтение художественной литературы, разучивание пословиц, потешек о солнце, обыгрывание экологических подвижных игр, беседы о пользе солнца для человека.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: „Пусть всегда будет солнце“,» размещена в разделах
Пособия используемые в ходе НОД: схемы, оборудование для экспериментирования: лупы, зеркала, солнцезащитные очки, глобус, картина Левитана «Март».
Ход НОД.
Ребята, посмотрите, а у нас сегодня в гости пришли педагоги, поприветствуем их. Но кроме взрослых, есть и необычный гость, как вы думаете, кто это? (ответы детей)
В гости к нам пришёл старик – лесовик, и рассказал, что уже старенький и стал многое забывать, и всё забыл о солнце.
- Можем ли мы с вами помочь Лесовику? А, что для этого нужно сделать? (рассказать Лесовику о солнце).
- Чтобы нам рассказать о предмете или объекте нужно о нём всё знать. С помощью, каких методов и приёмов можно получить информацию (спросить у взрослого, почитать книгу, наблюдения, посмотреть программу познавательную по телевизору, в интернете, с помощью опытов)
- Мы сможем с вами сейчас посмотреть телевизор? А есть ли у нас время, чтобы читать книгу? Взрослых отвлекать можем? С помощью чего мы можем узнать? (опытов и наблюдений)
- Давайте мы все вместе понаблюдаем за солнцем, с восходом которого начинается новый день, дарящий много интересного. Ну что вы готовы? (Ответы детей). А старика – лесовика пригласим поучаствовать в наших наблюдениях и опытах.
У нас предстоит большая работа и нам нужно набраться сил, а чтоб сильными быть, что нужно делать? (закаляться, физкультурой заниматься, делать зарядку).
Предложим провести Никите утреннюю зарядку.
- «Утром солнышко встаёт, нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я, здравствуйте мои друзья.
Здравствуй, омуль в глубине, здравствуй, чайка в синеве.
Здравствуй, нерпачка на льдине, здравствуй, солнце в вышине.
Солнышко лучами греет и ребятам веселее.
Мир природы познавать, веселиться и скакать.
Я предлагаю всем сесть на стульчики, мы с ребятами расскажем всё, что мы знаем о солнце.
-А что такое солнце?
- Солнце - это очень большая, даже огромная звезда. Очень горячая, раскалённая, жар от солнца доходит до земли в виде лучей.
-Ребята всё в природе делится на живое и не живое. Как вы думаете, солнце к какой природе относится?
Наша планета земля не очень близко и не очень далеко от Солнца. На Земле существует жизнь. Как вы думаете, кому солнце помогает на Земле и как? (у солнца есть лучи, которые согревают нашу землю. Солнце помогает росту растений, а человек и животные существуют благодаря растениям, которые без света и тепла вырасти не смогли бы).
- Как вы думаете, какая польза растениям от солнца?
А животным? А человеку?
-Солнце согревает землю и на ней растут, посаженные человеком овощи и фрукты. Когда тепло на улице, можем долго гулять, солнечные лучи нагревает воду, и мы можем купаться, плавать, загорать, заниматься спортом. Под воздействием солнца в организме человека образуется витамин Д. Можно находится долго на солнце? Что может произойти? Что нужно делать, чтоб не случилось беды?
От Солнца зависит смена дня и ночи, зимы и лета.
И сейчас я покажу, как это происходит. Что это такое? (наша планета Земля, только уменьшенная в тысячи раз – глобус)
1. Демонстрация движения солнца вокруг Земли
2. Чтобы проверить, как влияет солнечный свет на рост растений, мы в группе посадили лук. Одну луковицу мы спрятали в тёмный шкаф, а другую поставили на окно, на солнышко. Давайте мы с вами проверим и Лесовику покажем, что у нас произошло (вместе с детьми рассматриваем лук, выросший в темноте и на солнце)
- Какие перья выросли у лука на солнце?А посмотрим, что выросло в темноте?
- Вот видишь, Лесовик, на солнце у лука выросли большие зелёные перья, так как зелёный цвет образуется только на свету, а в темноте перья бледные.
Вывод: Значит, без света растения растут плохо, листья бледнеют.
- Ребята, а какой сегодня день: солнечный или пасмурный? А почему вы думаете, что солнечный?
- А какое настроение у вас в солнечный день? (радостное, весёлое). А в пасмурный день? (грустное). Вспомните, часто ли солнышко светило зимой? (светит редко, греет слабо, небо закрыто тяжёлыми, серыми тучами, из которых валит снег, когда нет солнца, а без него очень холодно: земля покрыта снегом, все растения, деревья спят зимой).
Понял, Лесовик, почему ничего не растёт зимой?
- Дети, а когда наступила весна, что изменилось в природе? (Чаще стало появляться солнце, сильнее пригревать)А что стало происходить со снегом? А где быстрее таял снег: в тени или на солнце?
3. Ребята, посмотрите на эту картину («Март» Левитана)
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Дети высказывают своё мнение).
- Почему вы решили, что весна? (снег потемнел, кругом проталины).
Какой день изобразил художник? А как вы догадались, ведь на картине нет солнца, мы его невидим? (от деревьев падают тени, значит, это солнечный день). С какой стороны светит солнце? тень с противоположной стороны от солнца - слева)
Вывод Мы уже с вами опытным путё м установили: что происходит с растениями в тени? А где хорошо растут растения – на солнечном месте.
4. Ребята, у нас в группе сейчас есть солнечные лучи?
- Давайте подойдё м все к окну: подставьте свои ладошки солнышку. Что вы чувствуете? А ты, Лесовик, что чувствуешь?
- Да, лучики согревают ладошки, но пока ещё не очень сильно - это они разбрелись по одному. Хотите мы соберём вместе несколько лучей и узнаем, что будет. У меня в руке «волшебное стекло», которое умеет собирать солнечные лучи. Кто скажет, как оно называется (лупа, давайте подставим их солнышку, наведём на ладошку. Что вы чувствуете? (Работа с увеличительным стеклом). Долго, ребята, не держите лупы над рукой, можно получить ожог (положите лупы на поднос).
-Это было солнечное тепло. А какое ещё бывает тепло, что может нас согреть? (одежда, огонь, батарея, обогреватели – это тепло созданное человеком).
Но всё же греться на солнышке гораздо приятнее, и мы с вами всегда ему рады.
Вывод: солнечные лучи, проходя через лупу становятся горячее.
5. А сейчас, Лесовик, мы с ребятами сами станем волшебниками и превратим невидимые солнечные лучи в солнечных зайчиков. А ты, Лесовик, знаешь, что такое солнечный зайчик? (Ребята помогают - это солнечные лучи отражаются от зеркала и превращаются в яркое пятно солнечного света. Это пятно очень подвижное, постоянно движется: прыгает, убегает, прячется от нас).
- Возьмите, дети зеркало, и ты,Лесовик, тоже. Подставьте, ребята, зеркало солнечным лучам посмотрите, что происходит. А только ли от зеркала, посмотрите, у меня есть фольга, (какая она, отражаются солнечные лучи от фольги? А от деревянного кубика отражаются? А от бумаги? Почему от одних поверхностей отражается солнечные лучи, а от других нет? (сравнивают поверхности)
Вывод:солнечные лучи от гладкой и блестящей поверхности отражаются.
Попробуйте поймать солнечного зайчика Лесовика.
Игра «Поймай солнечного зайчика»
6. Ребята, посмотрите в окно на солнце, что происходит с нашими глазами? (глаза слезятся, прищуриваются, солнце ослепляет нас. Если посмотреть на солнце, а потом отвести глаза от солнца, то плохо видишь).Почему наши глаза слезятся? Какое солнце? (яркое,ослепительное, сверкающее). А знаешь, Лесовик, чтобы глаза не уставали в яркие солнечные дни, люди придумали тёмные очки, т. е. очки с затемнёнными стёклами. Как их называют? солнечные или солнцезащитные очки. Давайте посмотрим на солнце через затемнённые очки. Глаза так же щурятся, слезятся или нет?
Вывод: прямые солнечные лучи вредны для глаз, глаза нужно защищать от прямых солнечных лучей.
6. Лесовик,а ты видишь солнечные лучи? А вы, ребята?
- Да, дети, солнечные лучи невидимые, они очень хитрые и у них есть свои секреты, которые они скрывают от нас. Один из секретов я хочу сейчас вам показать.
Опыт: Возьмём ванночку с водой, опустим зеркальце в воду наполовину; половина зеркала в воде, а верхняя часть опирается на край ванночки.
Зеркало отражает солнечный свет. Возьмём белый лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Зеркало слегка подвигаем. Что появилось на бумаге? (яркие цветные пятнышки). Какого они цвета (красный, зелёный, жёлтый, оранжевый и т. д., т. е. разноцветные, что они вам напоминают (радугу).А где ещё видели радугу?на улице Когда она бывает (После дождя Вывод Значит, солнечный луч может превращаться вразноцветный, если он проходит сквозь капли воды. То же происходит в природе, после дождя, в воздухе есть ещё капельки, а уже выглянуло солнце и пускает на землю свои лучи, капли, преломляют свет и в небе появляется радуга.
Солнце воспевали во все времена композиторы, художники, поэты. А где вы слышали упоминание о солнце (в сказках, в стихах, загадках, закличках, пословицах).
Кто знает пословицы о солнце.
Кеша расскажет стихотворение, а мы ему будем помогать движениями :
Солнце спит, и небо спит
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)
Давайте напомним, что мы узнали о солнце - (работа со схемами, небольшие подсказки на схемах.
- Лесовик, помогли тебе ребята вспомнить всё о солнце? (да, а чтоб ты больше не забывал, мы подарим тебе схемы.
Благодарит и дарит детям блюдо с солнечными лучами из мармелада. Прощается и уходит.
- Наше занятие закончилось, но у меня для вас сюрприз (конверт с трафаретами круглых форм, нарисуйте предметы, которые похожи круглой формой на солнце.