Ирина Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с народными традициями и обычаями.
▼ Скачать
Программное содержание:
- Познакомить детей с разновидностями колыбелек (из дерева, плетеные из луба, из ивовых прутьев);
- Закреплять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
- Активизировать в словаре детей следующие существительные: «колыбелька», «зыбка», определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый»;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с народными традициями и обычаями,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины»; «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование:
Русская народная мелодия, атрибуты русской избы; кукла;
Уголёк, зернышки, монетки; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; картинки - самовары; костюмы - сарафаны; лапти; деревянные ложки, музыкальный центр.
Планируемый результат:
Дети представили знания о старинных семейных обычаях, русских и народных праздниках; проявили интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель, одетый в старинный русский сарафан входит в группу со словами:
Воспитатель:
Добрый день, детушки-касатушки!
Подойдите, не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на свой наряд.
- Ребята, посмотрите, какая я нарядная. Скажите, а что на мне надето? (Ответы детей.) Правильно, сарафан.
Воспитатель обращает внимание на стоящий в углу сундучок.
Что это за странный сундучок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберем,
В прошлый век мы попадем!
- Ребята, а чтобы сундучок открылся, нужно потрудится - отгадать загадки. Слушайте внимательно.
Первая загадка.
Маленькая собачка, свернувшись, лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)
Вторая загадка.
Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.
Воспитатель достает из сундучка элементы русской народной одежды (платок, передник, кокошник, душегрейка). При этом называя вещи, дети помогают. Предложить детям нарядившись, посмотреться в зеркало.
- А сейчас, я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте:
Влево, вправо повернись,
В прошлом веке очутись!
- Вот мы и попали с вами в прошлый век, в русскую деревню. Прислушайтесь, ребята, кажется, кто- то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.
Дети и воспитатель подходят к люльке.
Кто это у нас плачет,
Не получит калачик,
Кто это у нас ревет,
Не получит сухарек.
Воспитатель берет куклу на руки.
Цытъ, цытъ, не плачь Несет котик калач.
Недалечко, на мостике Несет калач на хвостике.
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель: - Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш.
Ребенок достает куклу, качает.
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.
- Дети, а какие вы знаете старинные имена?
(Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)
- давайте назовём его Егорушкой. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым.
- Ребята, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Ребенок показывает: уголек, зернышко, монетки
Воспитатель: А кто знает. Зачем нашему Егорушке эти вещи?
(Их клали, когда купали)
Воспитатель: Да. Правильно. Раньше, на Руси, давным - давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?
Кладет ребенок в таз уголек.
(Привыкай к домашнему теплу)
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
(Будь всегда богат)
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышки?
(Будь всегда сыт)
Воспитатель: Ребята, наш Егорушка успокоился и хочет с вами поиграть.
Игра проводится 2 раза. Воспитатель, держа куклу в руках вместе с детьми, показывает движения, при этом произнося слова:
На кота - потягушки На дитя - порастушки.
(Поочередное вытягивание рук вверх)
С гуся вода - С дитя - вся худоба.
(Двююения рук вверх и вниз с наклоном до пола)
Наденем сапожки Это - с правой ножки,
Это - с левой ножки.
(Стоя, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.)
Топ-топ-топатушки!
Пляшут зайки на опушке.
Пляшут лапки и хвосты.
Что стоишь? Пляши и ты!
(Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.)
Снова заплакала кукла.
- Ребята, снова заплакал наш малыш. Он ведь маленький и, наверное, устал. Как вы думаете, как помочь Егорушке успокоиться?
Ответы детей.
- Правильно, его надо положить в колыбельку и покачать.
Дети вместе с воспитателем кладут куклу в колыбельку и качают.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где спит наш Егорушка?
Ответы детей: в люльке, в колыбельке, в кроватке.
Воспитатель: Правильно, а ещё в старину колыбельку называли зыбкой. Зыбка - это люлька. Она легко качалась, "кланялась”, как маленькая лодочка, плывущая по реке. Зыбки в крестьянских избах подвешивались на гибком месте - к потолку. Положит мама ребеночка в зыбку, качнет её раз - другой, а сама в это время пряжу прядет. Ребята, скажите, а из какого материала сделана зыбка? Ответы детей.
Воспитатель: А ещё в старину зыбки делали из ивовых прутьев и плели из лыка.
Дети рассматривают образцы зыбок.
- А как вы думаете, кто в деревне делал зыбки?
Ответы детей.
Воспитатель: Ой, наш Егорушка снова заплакал. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Егорушка уснул? Правильно, ему надо спеть колыбельную песенку. Ребята, а как нужно спеть колыбельную песенку, чтобы Егорушка не испугался?
Ответы детей: тихим голосом, ласково.
Дети положа руки под щечку "спят”, сидя на стульчиках, воспитатель поет колыбельную.
"Люшенъки, люли Прилетели гули.
Стали гули ворковать Мою деточку качать,
Люшенъки, люли Спи, дитя, усни До утренней зари,
До свежей росы ”
Воспитатель: Ну вот, кажется наш малыш уснул. Посмотрите, на зыбке какие красивые узоры. Как вы думаете, ребята, а зачем родители разрисовывали зыбки разными узорами?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё, чтобы маленького ребеночка не сглазили, и он рос здоровеньким и крепким. В старинном сундучке есть для вас зыбки. Только их нужно разукрасить разными узорами.
Дети садятся за столы, где все приготовлено для аппликации. Приклеивают разные геометрические фигуры, создавая орнамент.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые получились у вас узоры на зыбках. А у меня есть для вас подарок. Я вам подарю маленьких куколок. В такие куклы играли крестьянские дети давным-давно, в прошлом веке, очень давно.
Воспитатель раздает детям куклы и просит назвать их старинными именами. Теперь есть у вас и куколки, и зыбки. Давайте уложим их спать и споем им колыбельную песню.
Дети садятся на коврик, качают колыбельки и поют:
"Котя-котенька-коток,
Котя, серенький лобок.
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать ”.
- Ну, вот и ваши детки уснули. Пока они спят, давайте погуляем.
Дети кладут зыбки с куклами на стол и идут одеваться на прогулку.