МААМ-картинки

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси» (3 фото)

Полина
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»

Тема: Семейные обычаи на Руси.

Номинация: Лучший конспект занятия (НОД)

Байдина Галина Сергеевна

Должность: воспитатель

Г Нижний Тагил, Свердловская обл

МБДОУ детский сад №182

galbaydina@mail.ru

Тема: Семейные обычаи на Руси.

Программное содержание:

Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Закреплять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Активизировать в словаре детей следующие существительные: «оберег», «тезка», «колыбелька», «лапти», «чугунок»;

определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый»;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа:

беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины»; «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин; рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи с пением птиц, песня «Доброта» Автор: Пляцковсковский М., композитор Шаинский В., русская народная мелодия, атрибуты русской избы; кукла;

Уголёк, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; обереги из соленого теста; картинки - самовары; костюмы – сарафаны; лапти; чугунок; самовар; деревянные ложки, музыкальный центр.

Планируемый результат:

Дети представили знания о старинных семейных обычаях, русских и народных праздниках; проявили интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Участники: ведущий, дети средней группы.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Ведущий:

– Дети, а вы любите путешествовать?

(-)

– Я вас приглашаю путешествовать по весеннему лесу. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Звучит аудиозапись «Пение птиц»

– Давайте пойдем по тропинке. Погуляем. Куда же она нас приведет?

– Вот мы и пришли. Куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

(– В русской избе.)

– А почему вы решили, что это русская изба?

(так как здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда)

–Ребята, а кто в этой избе мог жить?

(Бабушка, дедушка, родители, дети)

– Как одним словом сказать, кто здесь живет?

(Семья)

– Правильно. Мы с вами большую часть времени находимся в детском саду и детский сад- это наш второй дом, а мы с вами семья в нашем доме.

– Сегодня мы будем с вами членами этой русской семьи – этой избы.

(Ребё нок: «Русь деревянная, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют».)

Показ чугунка.

– Что это?

)

– Для чего нужен чугунок?

(В нём варили кушать)

Показ лаптей.

– Дети, а что это?

)

– Для чего нужны лапти?

(Их одевали на ноги)

Раздаётся плач ребенка. (Аудио запись)

– Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

- Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет- малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет.

Ребенок достает куклу, качает.

– С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.

– Дети, а какие вы знаете старинные имена?

(Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)

– давайте назовём его Егорушкой. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым.

– Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Ребенок показывает: уголек, зернышко, монетки

– А кто знает. Зачем нашему Егорушке эти вещи?

(Их клали, когда купали)

– Да. Правильно. Раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

– А что говорили, когда клали уголек?

Кладет ребенок в таз уголек.

(Привыкай к домашнему теплу)

– А что говорили, когда клали монетку?

(Будь всегда богат)

– А что говорили, когда клали зернышки?

(Будь всегда сыт)

Воспитатель купает куклу.

– Будет чистеньким малыш. Вырастет у нас крепыш.

– А затем его одевали и укладывали спать.

– А куда клали спать ребеночка?

(В колыбельку)

– А что такое колыбелька?

– Да, есть такая колыбелька. Деревянная, расписная.

Ведущий достает колыбельку.

– Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

(Хлеб, соль)

– Правильно. На Руси хлебом-солью всегда встречали долгожданных гостей. Они клали хлеб, соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка. Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельную хлеб, соль.

– По поводу рождения ребеночка устраивались праздники, всех угощали вкусным чаем из самовара.

(Ребё нок:

«В тереме расписном мы живем.

К себе в избу всех зовем

Мы идем, идем, идем

Самовар в руках несем,

В гости всех к себе зовем»).

Танец «Самовары» (Русский народный танец)

– Не только угощали чаем, устраивали застолья, ещё исполняли песни, частушки)

Дети исполняют частушки.

– А сейчас, Егорушке пора спать. Его клали в колыбельку и что дальше делали?

(Пели колыбельную)

– А что такое колыбельная?

(Песенка, под которую засыпает ребенок)

– Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки.

Дети исполняют колыбельную песню.

– Пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Шили, вязали, мастерили сувениры. Вот и мы с вами тоже сделали не простой подарок, а настоящий оберег. А что это такое?

(Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.)

– Оберег - значит, оберегает от бед.

– А ещё делали сувениры из дерева, например, деревянные ложки, чтобы жизнь была полной и веселой.

Показ ложек.

– Этими ложками принимали пищу и применяли их как музыкальные инструменты.

(Ребё нок:

Стоит в поле теремок

Дверь закрыта на замок

В домике ребята спят.

Сладко носики сопят.

Рано утром все вставали

И зарядку выполняли,

Дружно в ложки ударяли)

Танец «Ложкари» под русскую народную мелодию «Полянка»

– Подарили нашему Егорке оберег и пожелали ему расти здоровым, счастливым и добрым.

– Наша изба ровно тепла

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить

Дом вести – не лапти плести

Дай, Бог, тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Песня «Доброта», Автор : Пляцковсковский М., композитор Шаинский В.

Подарки - обереги гостям.

– Спасибо всем гостям и детям, за старание, за работу

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
Фото «Семейные обычаи на Руси»
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе - фото
Публикации по теме:

Лучшие конспекты на сайте МAAAM.RU Лучшие конспекты на сайте мааам. ru. Ссылки Проблема поиска и быстрого отбора нужной информации особенно актуальна в настоящее время, когда.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 21:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД