Полина
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Семейные обычаи на Руси.
Номинация: Лучший конспект занятия (НОД)
Байдина Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Г Нижний Тагил, Свердловская обл
МБДОУ детский сад №182
galbaydina@mail.ru
Тема: Семейные обычаи на Руси.
Программное содержание:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская народная культура. Конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Закреплять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
Активизировать в словаре детей следующие существительные: «оберег», «тезка», «колыбелька», «лапти», «чугунок»;
определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый»;
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа:
беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины»; «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин; рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование:
Аудиозаписи с пением птиц, песня «Доброта» Автор: Пляцковсковский М., композитор Шаинский В., русская народная мелодия, атрибуты русской избы; кукла;
Уголёк, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; обереги из соленого теста; картинки - самовары; костюмы – сарафаны; лапти; чугунок; самовар; деревянные ложки, музыкальный центр.
Планируемый результат:
Дети представили знания о старинных семейных обычаях, русских и народных праздниках; проявили интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Участники: ведущий, дети средней группы.
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Ведущий:
– Дети, а вы любите путешествовать?
(-)
– Я вас приглашаю путешествовать по весеннему лесу. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Звучит аудиозапись «Пение птиц»
– Давайте пойдем по тропинке. Погуляем. Куда же она нас приведет?
– Вот мы и пришли. Куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
(– В русской избе.)
– А почему вы решили, что это русская изба?
(так как здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда)
–Ребята, а кто в этой избе мог жить?
(Бабушка, дедушка, родители, дети)
– Как одним словом сказать, кто здесь живет?
(Семья)
– Правильно. Мы с вами большую часть времени находимся в детском саду и детский сад- это наш второй дом, а мы с вами семья в нашем доме.
– Сегодня мы будем с вами членами этой русской семьи – этой избы.
(Ребё нок: «Русь деревянная, края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют».)
Показ чугунка.
– Что это?
)
– Для чего нужен чугунок?
(В нём варили кушать)
Показ лаптей.
– Дети, а что это?
)
– Для чего нужны лапти?
(Их одевали на ноги)
Раздаётся плач ребенка. (Аудио запись)
– Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
- Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет- малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет.
Ребенок достает куклу, качает.
– С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.
– Дети, а какие вы знаете старинные имена?
(Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)
– давайте назовём его Егорушкой. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым.
– Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Ребенок показывает: уголек, зернышко, монетки
– А кто знает. Зачем нашему Егорушке эти вещи?
(Их клали, когда купали)
– Да. Правильно. Раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
– А что говорили, когда клали уголек?
Кладет ребенок в таз уголек.
(Привыкай к домашнему теплу)
– А что говорили, когда клали монетку?
(Будь всегда богат)
– А что говорили, когда клали зернышки?
(Будь всегда сыт)
Воспитатель купает куклу.
– Будет чистеньким малыш. Вырастет у нас крепыш.
– А затем его одевали и укладывали спать.
– А куда клали спать ребеночка?
(В колыбельку)
– А что такое колыбелька?
– Да, есть такая колыбелька. Деревянная, расписная.
Ведущий достает колыбельку.
– Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
(Хлеб, соль)
– Правильно. На Руси хлебом-солью всегда встречали долгожданных гостей. Они клали хлеб, соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка. Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбельную хлеб, соль.
– По поводу рождения ребеночка устраивались праздники, всех угощали вкусным чаем из самовара.
(Ребё нок:
«В тереме расписном мы живем.
К себе в избу всех зовем
Мы идем, идем, идем
Самовар в руках несем,
В гости всех к себе зовем»).
Танец «Самовары» (Русский народный танец)
– Не только угощали чаем, устраивали застолья, ещё исполняли песни, частушки)
Дети исполняют частушки.
– А сейчас, Егорушке пора спать. Его клали в колыбельку и что дальше делали?
(Пели колыбельную)
– А что такое колыбельная?
(Песенка, под которую засыпает ребенок)
– Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки.
Дети исполняют колыбельную песню.
– Пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Шили, вязали, мастерили сувениры. Вот и мы с вами тоже сделали не простой подарок, а настоящий оберег. А что это такое?
(Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.)
– Оберег - значит, оберегает от бед.
– А ещё делали сувениры из дерева, например, деревянные ложки, чтобы жизнь была полной и веселой.
Показ ложек.
– Этими ложками принимали пищу и применяли их как музыкальные инструменты.
(Ребё нок:
Стоит в поле теремок
Дверь закрыта на замок
В домике ребята спят.
Сладко носики сопят.
Рано утром все вставали
И зарядку выполняли,
Дружно в ложки ударяли)
Танец «Ложкари» под русскую народную мелодию «Полянка»
– Подарили нашему Егорке оберег и пожелали ему расти здоровым, счастливым и добрым.
– Наша изба ровно тепла
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить
Дом вести – не лапти плести
Дай, Бог, тому,
Кто в нашем дому,
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
Песня «Доброта», Автор : Пляцковсковский М., композитор Шаинский В.
Подарки - обереги гостям.
– Спасибо всем гостям и детям, за старание, за работу