Ольга Григорьева
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Матрёшка — чудное творение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с характерными особенностями матрешки.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к матрешке.
Закреплять навыки аккуратного рисования, аппликации на шаблоне матрёшки, развивать творческую фантазию, самостоятельность.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе „Матрёшка — чудное творение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Способствовать развитию речи ребенка, активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в подборе слов - определений, умении отвечать на вопросы взрослого.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к малышам, желание прийти на помощь.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек
Чтение произведений устного народного творчества : потешки, загадки
Конструирование домика для матрешки
Лепка из снега на улице матрешек
Пальчиковый театр матрешек по сказке «Теремок»
Игры: «Разбери и собери матрёшку», «Наводим порядок», «Матрёшки - на место!», «Какой матрёшки нет», «Больше - меньше», «Волшебный мешочек»
Разучивание слов и правил игры: «Матрешки и мышка»
Создание презентации «Матрешка – чудное творение», подбор музыки
Изготовление силуэтов матрёшки с прорисованным заранее лицом и контуром костюма.
Демонстрационный материал: Деревянная игрушка - матрешка пятиместная, два костюма матрёшек, шапочка мышки, музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «А я по лугу», мультимедиа (презентация «Матрёшка – чудное творение»).
Раздаточный материал: Силуэты матрешек, цветные карандаши, фломастеры, заготовки из цветной бумаги для украшения матрёшки в технике аппликации, клей, кисти, салфетки, клееночки.
Словарная работа: Словарь: народная игрушка, сувенир, сувенирная лавка, сарафан, фартук, платок, мастер, художник; слова-определения: веселая, радостная, расписная, деревянная.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель включает на компьютере запись русской народной мелодии «Русская изба». Дети, услышав музыку, подбегают к воспитателю. В это время в группу забегают две девочки подготовительной группы в костюмах матрешек. Музыка становится тише, затем совсем смолкает, девочки – матрешки говорят по очереди :
1 матрешка
Мы матрешки, мы подружки,
Мы сестренки – хохотушки.
Мы не просто к вам пришли,
Матрёшки для вас кое-что принесли.
2 матрешка
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
1 матрешка
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская Матрёшка.
(Показывают большую игрушку Матрешку)
2 матрешка
Дети, эту матрешку мы вам принесли,
Чтобы её рассмотрели вы.
Просят малышки из младшей группы
Сделать для них такие игрушки.
1 матрешка
Дети скучают по мамам своим,
Давайте порадуем подарками их.
Воспитатель: дети, вы хотите порадовать малышей?
Дети: да!
2 матрешка
Хорошие дети, умные дети
Вы самые добрые дети на свете!
Малышей мы пошли сейчас веселить,
А вы приходите подарки дарить!
Девочки уходят, а воспитатель предлагает детям пройти на стульчики.
2. Беседа с детьми
Дети, давайте сначала познакомимся с матрешкой. Воспитатель показывает большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.
Воспитатель: матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек. Матрешка нравится не только детям, но и взрослым. Люди покупают её, чтобы украсить свой дом, а гости из других стран на память о нашей стране – России, поэтому матрешку часто еще называют русским сувениром.
Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки:
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита - это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Наши матрешки хотят поиграть с детьми.
3. Игра, развивающая восприятие качеств величины «Что делают матрешки»
Разбежались матрешки по полянке, давайте поставим их в порядке возрастания: от самой маленькой до самой большой. Снова пошли гулять матрешки по полянке. Поставьте их теперь от самой большой до самой маленькой.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: матрешки погуляли, а теперь я вам предлагаю погулять, да в мяч поиграть. Дети встают в круг.
4. Игра с мячом «Мяч лови, ответ говори»
Дети, расскажите, какие у нас матрешки?
Воспитатель бросает мяч ребенку, он говорит одно из слов – определений и бросает мяч обратно педагогу.
Дети говорят: «Красивые, разные по росту, большие и маленькие, деревянные, красочные, яркие, разъемные, веселые, интересные, загадочные, румяные и т. д.»
- Молодцы, дети, все правильно сказали, а теперь садитесь и посмотрите, как изготавливают матрешку.
5. Презентация «Матрешка – чудное творение»
Слайд 1.
Матрешку изготавливают из дерева (липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Мастер из них вытачивает фигурки, потом делает их разъемными.
Слайд 2.
Сделали мастера заготовки и художникам отдали. Художники украшали деревянные фигурки красками, расписывали. У каждого художника была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый яркий платок. Сарафан тоже яркий, нарядный, а фартучек весь в цветах.
Слайд 4.
Чтобы матрешка была прочная, не портилась - ее покрывают блестящим бесцветным лаком. Готовых матрешек везут в специальные магазины, которые называются сувенирные лавки, для продажи.
Воспитатель: ребята, наши матрешки веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже поиграем. Один из детей становится «мышкой», остальные – «матрешки».
6. Игра «Матрешки и мышки»
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза, кладут ладошки под щеку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и вот так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно то к одному, Побежали по дорожке руки то к другому уху( «прислушиваются»)
Чьи – то серенькие ножки.
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Воспитатель: бегите скорее на свои места, пока «мышка» вас не догнала.
7. Творческая мастерская
Дети, мы познакомились с матрешкой, узнали про нее много нового, а не забыли, о чем нас девочки – матрешки просили?
Дети: сделать матрешек для малышей, приготовить подарки детям.
Тогда давайте приступать к работе, но сначала еще раз посмотрим на матрешку – игрушку. В какую одежду она одета?
Дети: Сарафан, платок, фартук, кофта.
Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Какого цвета платок, сарафан у матрешки? Рассмотрите фартучек матрешки, какой он? (Весь в цветах). Как можно получить цветы? (Нарисовать, сделать аппликацию, наклеить готовые наклейки, слепить из пластилина). Дети из подготовительной группы вырезали шаблоны, нарисовали лица и контуры одежды, а вот нанести узор не успели. Украсить матрешек я предлагаю вам. Дети, подойдите к столу и выберите, пожалуйста, себе понравившуюся фигурку матрешки. Кто выбрал маленьких матрешек проходит за стол, где приготовлены фломастеры и цветные карандаши, а кто выбрал больших матрешек – за столы, где приготовлен материалы для аппликации. Ну, что ж, друзья, за работу.
Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно украшают Матрешек.
Закончив работу, дети встают в круг и показывают друг другу матрешек.
Воспитатель: какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились! (Дети рассказывают о своих матрёшках, какого цвета карандаши использовали, как украшали).
Воспитатель: теперь пойдемте в младшую группу и подарим малышам матрешек. Дети обрадуются, будут играть, а тут и мамы за ними придут.
Список литературы:
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. - Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Комплексные занятия в средней группе детского сада. /Бондаренко Т. М., - Воронеж: Издательство «Учитель», 2008.
Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ/Авт. Сот. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду/Гончарова Н. В., Михайлова З. А и др. – СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.