Лучший педагог года

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Матрёшка — чудное творение»

Ольга Григорьева
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Матрёшка — чудное творение»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с характерными особенностями матрешки.

Формировать умение сравнивать предметы по величине.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к матрешке.

Закреплять навыки аккуратного рисования, аппликации на шаблоне матрёшки, развивать творческую фантазию, самостоятельность.

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе „Матрёшка — чудное творение“» размещена в разделах

Способствовать развитию речи ребенка, активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в подборе слов - определений, умении отвечать на вопросы взрослого.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к малышам, желание прийти на помощь.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек

Чтение произведений устного народного творчества : потешки, загадки

Конструирование домика для матрешки

Лепка из снега на улице матрешек

Пальчиковый театр матрешек по сказке «Теремок»

Игры: «Разбери и собери матрёшку», «Наводим порядок», «Матрёшки - на место, «Какой матрёшки нет», «Больше - меньше», «Волшебный мешочек»

Разучивание слов и правил игры: «Матрешки и мышка»

Создание презентации «Матрешка – чудное творение», подбор музыки

Изготовление силуэтов матрёшки с прорисованным заранее лицом и контуром костюма.

Демонстрационный материал: Деревянная игрушка - матрешка пятиместная, два костюма матрёшек, шапочка мышки, музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «А я по лугу», мультимедиа (презентация «Матрёшка – чудное творение»).

Раздаточный материал: Силуэты матрешек, цветные карандаши, фломастеры, заготовки из цветной бумаги для украшения матрёшки в технике аппликации, клей, кисти, салфетки, клееночки.

Словарная работа: Словарь: народная игрушка, сувенир, сувенирная лавка, сарафан, фартук, платок, мастер, художник; слова-определения: веселая, радостная, расписная, деревянная.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель включает на компьютере запись русской народной мелодии «Русская изба». Дети, услышав музыку, подбегают к воспитателю. В это время в группу забегают две девочки подготовительной группы в костюмах матрешек. Музыка становится тише, затем совсем смолкает, девочки – матрешки говорят по очереди :

1 матрешка

Мы матрешки, мы подружки,

Мы сестренки – хохотушки.

Мы не просто к вам пришли,

Матрёшки для вас кое-что принесли.

2 матрешка

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

1 матрешка

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская Матрёшка.

(Показывают большую игрушку Матрешку)

2 матрешка

Дети, эту матрешку мы вам принесли,

Чтобы её рассмотрели вы.

Просят малышки из младшей группы

Сделать для них такие игрушки.

1 матрешка

Дети скучают по мамам своим,

Давайте порадуем подарками их.

Воспитатель: дети, вы хотите порадовать малышей?

Дети: да!

2 матрешка

Хорошие дети, умные дети

Вы самые добрые дети на свете!

Малышей мы пошли сейчас веселить,

А вы приходите подарки дарить!

Девочки уходят, а воспитатель предлагает детям пройти на стульчики.

2. Беседа с детьми

Дети, давайте сначала познакомимся с матрешкой. Воспитатель показывает большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

Воспитатель: матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек. Матрешка нравится не только детям, но и взрослым. Люди покупают её, чтобы украсить свой дом, а гости из других стран на память о нашей стране – России, поэтому матрешку часто еще называют русским сувениром.

Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки:

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита - это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Наши матрешки хотят поиграть с детьми.

3. Игра, развивающая восприятие качеств величины «Что делают матрешки»

Разбежались матрешки по полянке, давайте поставим их в порядке возрастания: от самой маленькой до самой большой. Снова пошли гулять матрешки по полянке. Поставьте их теперь от самой большой до самой маленькой.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: матрешки погуляли, а теперь я вам предлагаю погулять, да в мяч поиграть. Дети встают в круг.

4. Игра с мячом «Мяч лови, ответ говори»

Дети, расскажите, какие у нас матрешки?

Воспитатель бросает мяч ребенку, он говорит одно из слов – определений и бросает мяч обратно педагогу.

Дети говорят: «Красивые, разные по росту, большие и маленькие, деревянные, красочные, яркие, разъемные, веселые, интересные, загадочные, румяные и т. д.»

- Молодцы, дети, все правильно сказали, а теперь садитесь и посмотрите, как изготавливают матрешку.

5. Презентация «Матрешка – чудное творение»

Слайд 1.

Матрешку изготавливают из дерева (липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Мастер из них вытачивает фигурки, потом делает их разъемными.

Слайд 2.

Сделали мастера заготовки и художникам отдали. Художники украшали деревянные фигурки красками, расписывали. У каждого художника была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый яркий платок. Сарафан тоже яркий, нарядный, а фартучек весь в цветах.

Слайд 4.

Чтобы матрешка была прочная, не портилась - ее покрывают блестящим бесцветным лаком. Готовых матрешек везут в специальные магазины, которые называются сувенирные лавки, для продажи.

Воспитатель: ребята, наши матрешки веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже поиграем. Один из детей становится «мышкой», остальные – «матрешки».

6. Игра «Матрешки и мышки»

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали. Закрывают глаза, кладут ладошки под щеку

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и вот так, Выставляют ножки на пятку.

Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно то к одному, Побежали по дорожке руки то к другому уху( «прислушиваются»)

Чьи – то серенькие ножки.

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

Воспитатель: бегите скорее на свои места, пока «мышка» вас не догнала.

7. Творческая мастерская

Дети, мы познакомились с матрешкой, узнали про нее много нового, а не забыли, о чем нас девочки – матрешки просили?

Дети: сделать матрешек для малышей, приготовить подарки детям.

Тогда давайте приступать к работе, но сначала еще раз посмотрим на матрешку – игрушку. В какую одежду она одета?

Дети: Сарафан, платок, фартук, кофта.

Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Какого цвета платок, сарафан у матрешки? Рассмотрите фартучек матрешки, какой он? (Весь в цветах). Как можно получить цветы? (Нарисовать, сделать аппликацию, наклеить готовые наклейки, слепить из пластилина). Дети из подготовительной группы вырезали шаблоны, нарисовали лица и контуры одежды, а вот нанести узор не успели. Украсить матрешек я предлагаю вам. Дети, подойдите к столу и выберите, пожалуйста, себе понравившуюся фигурку матрешки. Кто выбрал маленьких матрешек проходит за стол, где приготовлены фломастеры и цветные карандаши, а кто выбрал больших матрешек – за столы, где приготовлен материалы для аппликации. Ну, что ж, друзья, за работу.

Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно украшают Матрешек.

Закончив работу, дети встают в круг и показывают друг другу матрешек.

Воспитатель: какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились! (Дети рассказывают о своих матрёшках, какого цвета карандаши использовали, как украшали).

Воспитатель: теперь пойдемте в младшую группу и подарим малышам матрешек. Дети обрадуются, будут играть, а тут и мамы за ними придут.

Список литературы:

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. - Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Комплексные занятия в средней группе детского сада. /Бондаренко Т. М., - Воронеж: Издательство «Учитель», 2008.

Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ/Авт. Сот. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду/Гончарова Н. В., Михайлова З. А и др. – СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.

Публикации по теме:

Неделя игры и игрушки  (фотоотчет)Неделя игры и игрушки  (фотоотчет) Понедельник - 16 ноября1)Знакомство с народной игрушкой "В гостях у матрешки" Цели: познакомить детей с историей матрешки. Учить детей сравнивать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Матрешка» Конспект игры-занятия для детей средней группы на тему: «Матрешка». Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой в образе девочки–.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Матрёшка — чудное творение»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 11:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Матрёшка — чудное творение»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД