Марина Черкасова
Конспект НОД в средней группе «Зелёная аптека Удмуртии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное общеобразовательное учреждение №15
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Зелёная аптека Удмуртии»
Автор: Черкасова Марина Юрьевна, воспитатель.
г. Сарапул, 2015 год.
Программные задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Зелёная аптека Удмуртии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- расширить представление детей о лекарственных растениях Удмуртии – узнавать растения по внешнему виду, по описанию, называть их;
- вызвать интерес детей к целебным свойствам растений, природе родного края;
- развивать логическое мышление, внимание, умение отгадывать загадки.
2. Образовательная область «Речевое развитие»
- обогащать и активизировать словарь детей названиями лекарственных растений, способами их использования («травник», отвар, настой, гербарий);
- знакомить с произведениями устного народного творчества о растениях (загадки, стихи, песни).
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями, о правилах поведения в природе;
- формирование понятия «лекарственные растения»;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
4. Образовательная область «Физическое развитие» :
- продолжать знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;
- развивать умение заботиться о своём здоровье.
5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
- формировать умение видеть красоту окружающей природы родного края;
Оборудование:
Красочные картинки лекарственных растений, размер листа - А4: ромашка, подорожник, душица, мать-и-мачеха, крапива, шиповник, тысячелистник, брусника, чистотел. Проектор, ноутбук, картинки-слайды: «травники» - люди, собирающие травы, процесс сушки трав. Картинки – слайды: ромашка, душица, подорожник, мать-и-мачеха. Видеоклип «Удмуртия – мой родниковый край», длительность 3 минуты. Кукла Ивашко, кукольное одеяльце, сундучок, гербарий, игрушечный чайный набор, настоящий травяной чай.
Предварительная работа:
Чтение книги «Как Ивашко Балей стал», рассказы об истории Сарапула, прогулки в лес, наблюдение за травами на прогулке, чтение художественных произведений о природе.
Ход
Вводная часть:
В группе появляется исторический персонаж Ивашка (кукла) из книги о Сарапуле «Как Ивашко Балей стал». Ивашка был грустный, он всё время чихал и дрожал. В руках у него сундучок.
- Здравствуйте, ребята! У вас сегодня в группе холодно, что-то я замёрз. Апчхи!
- Здравствуй, Ивашка. Что ты, у нас тепло, посмотри, все дети одеты легко: в платьях с короткими рукавами, в носочках, шортах. Это что-то с тобой случилось, уж не заболел ли ты?
-Апчхи, не знаю! Я вчера гулял по лесу, любовался природой и немного промочил ноги, так как трава после дождя была ещё сырая. А сегодня целый день чихаю и мне что-то холодно. Апчхи!
- Ребята, вы догадались, почему Ивашка чихает и весь дрожит?
- Он простудился и заболел!
- А, как надо было подготовиться к прогулке по лесу после дождя? Что надо было одеть?
- Сапожки, ботинки, плащ, ветровку с капюшоном.
- Правильно. А сейчас мы тебя укроем тёплым одеяльцем и попробуем помочь выздороветь.
- Я хотел с вами поиграть и показать свою чудо-копилочку. Но у меня совсем нет сил. Апчхи!
- Мы очень рады нашей встрече с тобой. Сейчас мы напоим тебя горячим целебным чаем, и тебе станет лучше, а потом вместе поиграем.
Дети поят Ивашку заранее приготовленным чаем. Ивашка хвалит душистый, волшебный чай.
Основная часть:
- А, знаете ли вы, ребята, из чего сделан этот исцеляющий волшебный напиток, который помог Ивашке? Тогда послушайте:
- Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой,
И ромашка, и крапива,
Подорожник молодой.
- Есть растения такие
Они вовсе не простые
Если что-то заболит
Эта травка исцелит.
- Как называются растения, которыми можно лечиться?
Во время чтения стихов воспитатель раскладывает на столе красочные картинки с лекарственными растениями. Дети рассматривают, находят знакомые растения, называют их.
- Как вы думаете, почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения?
- Сегодня, ребята, я расскажу немного о некоторых из них ( показываю слайды: «травники», собирающие травы, сушка сырья).
Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от различных болезней. У различных растений используют различные части: это могут быть листья, цветы, стебли, плоды. Раньше люди собирали и сушили травы для себя сами. Таких людей называли «травниками». Они изучали целебные свойства растений, сушили их. А сейчас мы покупаем эти травы в аптеках, уже высушенные и готовые к употреблению.
- Отгадайте загадку, что это за растение?
- Шагаешь берегом реки
Или лесной дорожкой,
Всегда встречаешь ты в пути
Растенье (подорожник). (Рассматриваем слайд-картинку с растением)
- Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками. В начале лета над листьями подорожника поднимаются стрелочки-стебельки, на верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок, цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созревают семена.
Листья подорожника используют в виде примочек для заживления ран. Настой из листьев подорожника оказывает противовоспалительное, болеутоляющее действие. Так же используют его для лечения органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.
- А, теперь, другая загадка!
- В поле сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички-
Белые реснички.
Что это такое? (Рассматриваем слайд-картинку с растением)
- Да, это ромашка. Если горло заболит, то лучший доктор – настой из луговой лекарственной ромашки. У лекарственной ромашки листья, рассечённые и много мелких цветков. Есть ещё один признак – запах. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный. Лекарственная ромашка любит солнце – в тёмных, влажных местах она не растёт.
- А, эта загадка, о каком растении?
- Я знаменита не цветами
А необычными листами.
То жёсткими холодными,
То мягкими и тёплыми. (Рассматриваем слайд-картинку с растением)
- Мать-и-мачеха – первый весенний цветок. Стебелёк у мать-и-мачехи короткий, покрытый чешуевидными прижатыми листьями. Цветки золотисто-жёлтые. Листья округлые, сверху голые, снизу с мягким опушением. Сначала на солнечной проталине появляются цветы, и только когда они отцветут, появляются листья, которые и используют в лечебных целях. Листья заваривают кипятком, настаивают и пьют настой при простуде, при кашле.
И ещё одна загадка. Догадайтесь о чём?
- Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? (Рассматриваем слайд-картинку с растением)
Душица – это невысокое травянистое растение. Цветки мелкие, пурпуровые, собраны в метёлочку. Листья продолговатые, мелкие, стебли прямостоячие, ветвистые, опушённые. Для лечения используют настой травы при простудных заболеваниях и как успокаивающее средство при бессоннице.
- Вот сбор из этих лекарственных растений мы сегодня заварили для Ивашки. И, по-моему, ему уже намного лучше.
- Спасибо вам большое. Я теперь почти здоров и хочу с вами поиграть и показать чудо-копилочку.
Физминутки:
1. На берегу стояла ива
Ветер ветками качал
То налево, то направо
То листочками играл. (Выполнение движений по тексту)
2. На болоте две лягушки, две зеленые подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками похлопали, ножками потопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям «Физкульт - привет!». (Выполнение движений по тексту)
- Ну а теперь, Ивашко, наверное, ты расскажешь о чудо-копилочке.
Ивашко достаёт из сундучка гербарий лекарственных растений.
Дети вместе с воспитателем бережно рассматривают засушенное растение, сравнивают с картинкой, любуются, принюхиваются к запаху трав, называют растение (мать-и-мачеха, душица, подорожник, ромашка).
Игра: «Узнай целебную травку».
- Какой замечательный гербарий! Это настоящая чудо-копилочка. Я думаю, мы с ребятами поможем тебе её пополнить лекарственными растениями.
- А, чтобы вы все хорошо запомнили растения и их названия, поиграем в игру:
Игра: «Собери растение-пазл».
Отдельные конверты с разрезными картинками растений распределяю между детьми. На ковре части собираются в целые картинки. Дети называют своё растение.
- А, сейчас я предлагаю вам посмотреть маленький фильм о красивой природе нашей республики и послушать песню о ней.
Дети садятся на стулья и смотрят видеоклип «Удмуртия - родниковый край».
Заключительная часть:
- Ребята, вы все молодцы! Сегодня вы пополнили знания о некоторых лекарственных растениях, научили Ивашку заботиться о своём здоровье. А Ивашка поделился своей радостью: чудо-копилочкой, которую мы поможем ему пополнить, чтобы в зимнее время рассматривать, любоваться и вдыхать аромат душистых трав.