Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с шахматной доской»

Рыжкова Ольга
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с шахматной доской»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, с некоторыми

терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь,

вертикаль, диагональ.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета

шахматной доски.

3. Развивать внимание, память;

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Тип занятия: фронтальный

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Знакомство с шахматной доской“» размещена в разделах

Оборудование: шахматная доска, настенная шахматная доска, расчерченные бумажные доски и карандаши на каждого ребёнка, указка.

Целевая аудитория: группа средняя, дети 4-5 лет

Ход совместной деятельности:

1 этап мотивационный (2 минуты)

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие сказки ваши любимые?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать необычную сказку об одном мальчике, который очутился в чёрно-белом королевстве. Вы хотели бы узнать, что это за королевство?

Дети: Да.

2 этап практический (15 минут)

Воспитатель: Тогда слушайте.

«Жил-был на свете мальчик Слава. Он был такой же, как все остальные маленькие мальчики. И как все на свете маленькие мальчики, Слава очень любил играть. Особенно в новые игры. Поэтому мама и папа, дедушки и бабушки старались почаще приносить Славе новые игры, а иногда и придумывали их сами.»

Воспитатель: А вы, ребята, любите играть? Какие игры для вас самые интересные и любимые?

Дети: называют.

Воспитатель: (продолжает рассказ)

«Вот однажды дедушка принес с собой странную коробку — вроде тех, в которых бывают конфеты, только деревянную и раскрашенную в клеточки двух цветов. В коробке что-то гремело.

Видно, там лежали и перекатывались какие-то мелкие штучки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что могло бы лежать в этой коробке?

Дети: солдатики, конфетки и т. д.

Воспитатель продолжает рассказ.

- Смотри, — сказал дедушка. — Это, Славочка, лучшая игра в мире.

Дедушка открыл коробку — в ней оказались деревянные фигурки необычной формы.

- Что это такое? — спросил Слава.

- Шахматы, — ответил дедушка.

-Шахматы Славе не понравились. Фигурки не были похожи на солдатиков, к тому же их нужно было самому двигать по доске — совсем не так, как в компьютерных играх.

- Солдатики лучше, — сказал Слава.

- Ничего ты не понимаешь, — сказал дедушка, оставил коробку с фигурками и ушёл.

Слава немного походил вокруг коробки и задумался. Вдруг он в самом деле чего-то не понимает? Никогда ещё дедушка не приносил ничего скучного. А тут какие-то деревянные фигурки, какие-то клетки…

Деревяшки — это солдатики, с помощью которых можно устроить сражение. Но как? Наверное, есть правила. Жаль, дедушка ушёл и не объяснил.

Физминутка «Солдатик»

Воспитатель. Давайте – ка немножко разомнёмся.

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик – смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик – стойкий,

На одной ноге постой – ка!

Если ты солдатик – стойкий,

На другой ноге постой – ка.

А теперь солдатик бравый,

Маршируем до заставы.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Молодцы, а теперь слушайте дальше.

Слава взял фигурки в руки, повертел.

Снова походил по комнате, разглядывая маленьких солдат чёрной и белой армий, и сам не заметил, как случайно наступил на открытую доску. И провалился! Было похоже на то, как если бы Слава поскользнулся и упал в яму, только очень глубокую. Мальчик летел вниз долго-долго и так быстро, что в ушах даже начало свистеть.

«Когда я упаду, обязательно разобьюсь!» — подумал Слава, и от этой мысли ему стало страшно. Он зажмурился в ожидании, когда же падение закончится.

Шлёп! Неожиданно мальчик приземлился на что-то мягкое, как будто на стог сена.

Слава поднялся на ноги, отряхнулся и огляделся. Место, куда он попал, очень напоминало поляну, только белого цвета. Поляна была большая, а вдалеке цвет земли сменялся чёрным.

Воспитатель: Итак, Слава попал в чёрно-белое Королевство. А почему оно так называется давайте разбираться…

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется игра, которую Славику подарил его дедушка?

Дети: Шахматы.

Воспитатель достаёт шахматы. Да, именно такую игру подарил дедушка Славе. Давайте её рассмотрим. (Воспитатель раскрывает шахматную доску без фигур). Это шахматная доска. Саша, что это?

Саша: Шахматная доска.

Воспитатель спрашивает ещё нескольких детей.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем…

Дети: Шахматная доска.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, шахматная доска аккуратно расчерчена на ровные клетки-квадратики, которые называются полями?

Воспитатель: Как называются клетки?

Дети: Полями.

Воспитатель: Какой формы поля?

Дети: Они квадратные.

Воспитатель: Правильно. Давайте в воздухе пальцем нарисуем квадрат.

Дети: Выполняют.

Воспитатель: На шахматной доске полей много (показывает). Каким цветом поля?

Дети: Они чёрные и белые.

Воспитатель: Правильно. На шахматной доске много белых и чёрных клеток-полей. Всего 32 белых и 32 чёрных поля. Всего 64 поля. Вот поэтому Королевство, в которое попал Славик называется Чёрно-белое. Ваня, покажи белое поле (чёрное поле). Воспитатель спрашивает ещё нескольких детей.

Воспитатель: Какие поля больше – белые или чёрные?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Они одинаковые. Давайте проверим. Воспитатель накладывает белое картонное поле на чёрное и наоборот.

Воспитатель: А как располагаются эти поля?

Дети: По порядку, белые и чёрные поля идут друг за другом.

Воспитатель: Правильно, белые и чёрные поля чередуются, идут друг за другом (показ).

Воспитатель: В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо (показ, называются Горизонтальные. Это любая чёрно-белая дорожка из полей. Всего Горизонтальных улиц 8 и на каждой Горизонтальной улице 4 белых и 4 чёрных поля (воспитатель проводит указкой по всем горизонтальным линиям – улицам).

Воспитатель: Как называются улицы, которые идут слева направо?

Дети: Горизонтальные.

Воспитатель: Марина, покажи любую Горизонтальную улицу (воспитатель приглашает ещё нескольких детей).

Воспитатель: А ещё в шахматном Королевстве есть улицы, которые расположены сверху вниз (показ). Они называются Вертикальные. Вертикальных улиц тоже 8 и на каждой Вертикальной улице так же 4 белых и 4 чёрных поля (воспитатель проводит указкой по всем вертикальным линиям – улицам).

Воспитатель: Катя, покажи любую Вертикальную улицу (воспитатель приглашает ещё нескольких детей).

Воспитатель: Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные (показ воспитателя).

Воспитатель: Матвей, покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Самые короткие черные диагонали. Воспитатель спрашивает ещё нескольких детей.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру. Я покажу вам улицу, а вы должны сказать, как она называется.

Проводится игра.

Воспитатель: Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, она состоит из 4 полей – 2 белых и 2 чёрных (показ). Сколько в центре белых полей? Сколько чёрных?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные, расчерченные бумажные доски) Наверное,

жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят,

чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые

поля. Попробуем?

Дети: Соглашаются.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, контролирует, правильно ли дети держат в руке карандаш.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.

3 этап рефлексия (5 минут)

Воспитатель:

-Ребята, с какой игрой мы сегодня познакомились?

Выберите весёлый смайлик, если вам было интересно и приклейте на магнитную доску. Возьмите грустный смайлик, если вам было сложно. Дети объясняют свой выбор.

-А какие приключения ждут Славу, мы узнаем на следующем занятии.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком» Цель. Развивать сюжетно-игровой замысел, дорисовывать аппликативную композицию. Совершенствовать умение детей наклеивания готового силуэта.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в деревню, или Знакомство с домашними животными» ВидеоКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в деревню, или Знакомство с домашними животными» Видео Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миров с детьми второй младшей группы "Путешествие в.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сохраним елочку» Тема: "Сохраним елочку" Образовательная область "Познавательное развитие" ЦЕЛЬ: 1. Создание условий для эмоционального отклика детей. ЗАДАЧИ:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!» Конспект непосредственно-образовательной деятельности (открытый показ) Тема: "Будьте здоровы!" Группа старшая Форма организации подгрупповая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы. ТЕМА: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон».

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с шахматной доской»
Опубликовано: 21 марта 2021 в 17:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с шахматной доской»» (включая файлы) размещена пользователем Рыжкова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД