Татьяна Царёва
Конспект непосредственно образовательной деятельности «С математикой в космический полёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умение производить арифметические действия в пределах 20, вести обратный счет. Закреплять навыки ориентации на плане, определения взаимного расположения предметов в пространстве. Упражнять в раскладывании геометрических фигур – от самой большой до самой маленькой. Формировать умение определять время. Закрепить знания состава чисел 6 и 10.
Материал и оборудование : Пять кубов разного размера, конус. Карточки с примерами. На каждого ребенка – набор кубиков «Сложи узор» из серии Б. П. Никитина «Развивающие игры»; карточки с изображением циферблата с заданным временем; вырезанный из картона домик с какой-либо цифрой; карточки с изображением чисел от 1 до 12; вырезанные из картона круги и овалы двух цветов; чистые листы белой бумаги; карандаши. Настенные часы, показывающие три часа. Таблица с изображением инопланетян. Конструктор ЛЕГО (недостроенные дома и детали четырех цветов). Карточки со схематическим изображением движений человека. Вырезанные из картона многоугольники – «осколки метеорита», на которых изображены числа 10, 4, 7, 10, 5, 7. Вырезанные из бумаги следы с изображенными на них числами от 1 до 10. План с нарисованными на нем цифрами, домиками и дорожками. Веревка.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „С математикой в космический полёт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ход НОД
Дети входят в групповую комнату. Звучит тихая «космическая» музыка. К дверям смежной комнаты прикреплено панно «Звездное небо» (синяя ткань с наклеенными звездами).
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие. Только мы не поедем, а полетим. На чем можно летать?
Дети высказывают свои предположения: На самолете, на вертолете, на воздушном шаре.
Воспитатель: Как называется человек, который управляет самолетом?
Дети: Летчик.
Воспитатель: А как называется человек, который летит в космос?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Представьте, что сегодня вы – космонавты.
Чтобы космонавтом стать,
Надо очень много знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Космонавтам помогает арифметика.
На чем отправляется в полет космонавт?
Дети: На космической ракете.
Воспитатель: Ракета состоит из разных частей – отсеков, в которых живут и работают космонавты. Предлагаю построить ракету, используя объемные геометрические фигуры. Посмотрите на кубы, они одинаковые?
Дети: Кубы все разные: есть самый большой, чуть меньше, еще меньше, еще меньше и самый маленький.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа носовая часть корабля?
Дети: На конус.
Воспитатель: Постройте ракету из кубов и конуса перед панно «Звездное небо».
Посоветовавшись, дети ставят в основу конструкции самый большой куб, на него ставят все остальные фигуры по мере уменьшения.
Воспитатель: Перед полетом космонавтам необходима специальная подготовка. Для этого их собирают вместе, и они живут и тренируются в одном городе. Там уже начали строить здания, каждое из шести этажей. Для первого дома успели возвести три этажа, для второго – два, для третьего – один. Помогите достроить дома, используя кирпичики ЛЕГО другого цвета.
Дети, опираясь на знание состава числа 6, достраивают дома, используя кирпичики другого цвета (3 желтых + 3 зеленых, 2 синих + 4 зеленых и т. д.).
Воспитатель: Сейчас вы поселитесь в Звездном городке. (Дает каждому ребенку вырезанный из картона домик с цифрой.) Это номера домов, в которых вы будете жить.
Вывешивает план городка. Дети поочередно подходят к плану, находят на нем цифру, соответствующую номеру своего домика, «идут» по дорожке к домику и накладывают на него свой домик.
Воспитатель: Теперь проверим, все ли умеют определять время. Около циферблата на столе выложите цифру, соответствующую заданному времени. (Дети выполняют задание.) Молодцы! Посмотрите на наши большие часы и скажите, когда начнется полет.
Дети: Это произойдет ровно в три часа.
Воспитатель: Итак, ракета готова к полету. Чтобы взлететь, нужно провести обратный отсчет от 10 до 1. (Все вместе считают.) Пуск! Полетели! Юные космонавты, чтобы не устать в пути, сделаем зарядку.
Физкультминутка. Воспитатель поочередно показывает карточки со схематическими изображениями движений. Дети выполняют.
Игра «Собери осколки метеорита».
Воспитатель: Поступил сигнал тревоги. К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Мы спасем корабль, если правильно «вычислим» каждый осколок. (Выставляет многоугольники – «осколки» на доске.) На доске записаны примеры, а под ними ответы, один из которых правильный.
5 – 1 =? 4 + 3 =? 7 – 2 = ?
2, 3, 4 6, 5, 7 4, 5, 1
5 + 5 =? 2 + 5 =? 6 + 4 = ?
8, 4, 10 6, 9, 7 8, 5, 10
Дети называют правильный ответ, воспитатель убирает с доски многоугольник с соответствующей цифрой. При правильном вычислении исчезают все осколки метеоритов.
Воспитатель: Мы опускаемся на ближайшую планету. Здесь на память о путешествии каждый соберет свою звезду.
Дети по предложенным образцам собирают звезды, используя набор кубиков «Сложи узор».
Воспитатель: Пока вы трудились, около ракеты появились чьи-то следы. На них нарисованы числа. Назовите четные числа.
Дети: 2, 4, 6, 8, 10.
Воспитатель: Назовите нечетные числа.
Дети: 1, 3, 5, 7, 9.
Воспитатель: Разложите следы по порядку вдоль веревочки так, чтобы слева были следы с нечетными числами, а справа – с четными.
Дети выполняют задание.
Игра «Кого не хватает?».
Воспитатель. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: Инопланетян.
Воспитатель: Да, я тоже так думаю. Космические жители могут выглядеть вот так! (Выставляет таблицу с изображениями инопланетян.) Определите, какого космического пришельца не хватает в каждом ряду.
Каждый ребенок рисует недостающие фигурки на листе бумаги.
Воспитатель: Инопланетян мы не увидели, они улетели на другую планету. Но оставили нам письмо, в котором приветствуют юных землян и желают всем здоровья. Они предлагают вам составить наборы волшебных витаминов. В каждом наборе должно быть десять витаминок двух видов.
Опираясь на знание состава числа 10, дети составляют наборы из кругов и овалов двух цветов.
Воспитатель: Молодцы! Вы обязательно будете настоящими космонавтами! А теперь пора отправляться домой, на нашу любимую Землю!