Катерина Потапова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Число и цифра 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема – Число и цифра «Пять»
Цель – сформировать представление о числе и цифре 5
Задачи:
- познакомить со способами образования числа 5, путём присчитывание единиц на предметной модели
- продолжить формирование умения сравнивать числовые множества при помощи понятий «больше» и «меньше»
- продолжить составление числового ряда
- познакомить с составом числа 5
- формировать способность к записи числа 5 с помощью графической модели и цифры
- развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике „Число и цифра 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- развитие логических операций, умения анализировать и делать выводы
- способствовать формированию положительной учебной мотивации
Материалы и дидактические пособия:
- Раздаточный материал (для составления множеств)
- Наглядный материал (Цифры, знаки, «Домик числа», «аквариум», варианты цифра 5)
- «Страницы книги»
- Звёздочки - пятёрки
Интеграция с другими образовательными областями:
1. «Коммуникация» - умение отвечать на поставленные вопросы, развитие математической речи
2.«Физическая культура» - развитие мелкой моторики пальцев
3.«Познание» - расширение преставления детей об окружающем мире
Использованная литература:
1. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга»/ Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик – М. Просвещение, 2012
2. Формирование математических представлений детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. / Е. В. Соловьёва – М. : Просвещение, 2012
Ход Непосредственно образовательной деятельности
Орг. момент
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево- вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Начинаем день с улыбки –
Всё получится у нас!
(Дети стоят на коврике в кругу)
Актуализация знаний
Дети, а вы хотите поиграть?
Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мячик. Кому достанется мячик, должен ответить на мой вопрос.
Назови число, следующее за числом 1, 2, 3;
Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2;
Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4;
Какое число последующее для числа 3,2, 1
Какое число является предыдущим для числа 4,3,2
Изучение нового материала
Ко мне вчера в гости пришёл мой друг писатель. Он был очень расстроен и вот почему. Ему в издательстве, месте, где печатаются книги, пришёл очень необычный заказ. Его попросили написать рассказ, но не простой. Во-первых, это математический рассказ. Во-вторых, это рассказ о числе.
А он этого никогда не делал.
А вы умеете составлять рассказы о числах? О каких числах вы умеете составлять рассказы? (О числе 2,3,4) Какая жалость, а в заказе было указано, что написать надо рассказ о числе 5! А давайте попробуем!
Но не забываем, что рассказ у нас математический, поэтому в него войдут отдельные знания о числе. И эти знания мы будем помещать на страницы нашей книги.
(Дети садятся за столы)
Получение числа путём присчитывания единиц на предметной модели
Но писатель подумал-подумал. «Я что сам не напишу? Писатель я или нет?» И начал свой рассказ вот так:
В лесу ёжик нашёл 4 яблока, а пока шёл домой нашёл ещё одно. Остановился ёжик и задумался. Как же хорошо осенью в лесу.
Получился ли рассказ о числе? А что получилось? (просто рассказ о ёжике) Оказывается не так просто составлять рассказ о числе
А может быть, из этого рассказа можно получить какое-то новое знание о числе?
Сейчас я прочитаю ещё раз, а вы подумайте, как можно этот рассказ изобразить на доске.
(Чтение ещё раз)
Егор, выйди к доске и покажи, сколько было яблок сначала? (4) А сколько ёжик нашёл потом? (ещё одно) Как нам это показать? (прибавить ещё одно яблоко) И сколько же яблок получилось? (5)
(Дети вывешивают на доску 4 яблока. Добавляется ещё одно яблоко.)
Составление примера
Как это можно показать при помощи цифр и знаков?
Сколько было яблок вначале? Какой цифрой обозначим? (4, а потом сколько добавилось? (1) как обозначим? (1) А каким знаком действия можно показать, что яблок прибавилось? (знаком сложением)
Составим выражение 4+1
И чему будет ровняться это выражение? (5)
Прочитайте этот пример. (к 4 прибавить 1 будет 5)
А как мы получили 5? (мы к 4 прибавили 1). А теперь ответьте на вопрос, начиная со слов – Чтобы получить число 5 надо… (к 4 прибавить 1) Повторим все вместе.
Как же нам это знание записать в книгу? (4+1=5) Посмотрите, такое большое и сложное предложение можно записать всего при помощи 5 цифр! Наш писатель этому очень удивился. И поместил это знание на первую страничку книги.
(Пример переносится на боковую доску.)
Сравнение с предыдущим числом
Писатель долго думал над числом 5 и у него возник такой вопрос: А что больше число 5 или число 4?
(Число 5 больше, чем 4, так как 5 это 4 и ещё 1)
Насколько число 5 будет больше числа 4? (на один)
А 4 будет больше или меньше 5? (меньше) на сколько? (на один)
Будет ли это новым знанием о числе 5? (да) Как можно поместить его на страницу книги?
(5 б 4; 4 м 5)
Поместим эту страницу к нам на доску.
(5 б 4; 4 м 5)
Постановка числа в числовой ряд
А вот интересно, куда же нам поместить наше число 5? Где же будет его место в числовом ряду? Кто назовёт числа, которые мы изучили, по порядку? (1,2,3,4)
Настя, выйди к доске и изобрази при помощи цифр числовой ряд.
Так куда мы поставим 5? (после 4) Почему? (так как 5 больше чем 4)
Запишем это знание в нашу книгу.
Вот какая книга у нас получается, много уже страниц. Как вы думаете, это все знания, о числе 5?
Сейчас немного отдохнём, а потом продолжим заполнять книгу.
Динамическая пауза
Вы немного устали. Давайте отдохнём.
Раз - подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
Состав числа
А ещё одно знание спряталось у нас в аквариуме.
(На доске аквариум с рыбками.)
Сколько рыбок на дне? (1) А сколько ближе к поверхности? (4) Как это можно записать 1 и 4
Эти пары чисел будем записывать вот в эти окошечки в домике под номером 5.
Сколько плывут вправо (2? А влево? (3)
Сколько маленьких? (3) А сколько больших (2)
Сколько оранжевых? (4) А сколько разноцветных (1)
Работая с этим аквариум мы получили новое знание. Кто может сказать какое? (состав числа) Из каких пар чисел можно составить число 5?
И в этот домик мы так же поместим на одну из страниц в книге.
Письмо цифры 5
Вот мы с вами познакомились с числом 5, определили как его получить, где оно находится. Сравнили с числом 4. А как же мы его записываем? (при помощи цифры 5)
Посмотрите, сейчас я помещу на доску несколько цифр, а вы найдите среди них цифры 5.
Лёша выйди к доске и обведи те цифры, которыми обозначается число 5. А вот эта цифра (V) обозначает число 5? Да, так в древнем Риме обозначали число 5.
На что похожа цифра 5 (на парус корабля с флагом на мачте, на половинку яблока с хвостиком)
На доске цифры 5 печатная и письменная, римская
Письмо на доске
Сейчас посмотрите, как я буду записывать эту цифру.
Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинаю её писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и веду наклонно до центра клетки. Из этой точки пишу малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишу последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.
Предупреждение ошибок с анализом элементов
Писатель очень старался написать красиво, но что-то у него не так получились цифры. Что же в них не так? (Не с того края расположена, нет наклона)
Написание под счёт
Ещё раз посмотрите, как я буду писать эту цифру.
И-раз-и-два-и
Ещё раз посмотрите.
Написание воздухе
Взяли в руку синюю ручку и приготовились писать цифру в воздухе, считая вместе со мной.
Сейчас напишем эту цифру на спине у своего соседа пальчиком.
Письмо в тетради.
Вот теперь мы можем перейти к написанию цифры 5 в тетради.
Но прежде разомнём пальчики, чтобы лучше писать.
1. Соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперёд. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
2. Сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой.
3. Вытяните руки вперёд перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы левой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно.
4. Ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы.
Контроль и оценка.
А теперь приступаем к письму.
Найдите строчку, где прописан этот элемент и обведите синей ручкой столько синих цифр 5, сколько окон у нас в классе. Затем ещё столько же.
Обведите в кружок самую красивую на ваш взгляд цифру 5.
Расширение детей об окружающем мире
А в природе где встречается число 5? (5 пальцев у человека, 5 лучиков у звезды) У человека 5 чувств, при помощи которых мы воспринимаем мир. Это Зрение, слух… Кто продолжит? (слух, обоняние, осязание)
Так же 5 щупальцев у морской звезды. Посмотрите на лист клёна, что у него 5? (лучиков) А если присмотреться к цветам. То можно заметить, что у некоторых цветов имеется 5 лепестков.
Подведение итогов
Вот как много мы узнали о числе 5. Попробуем соединить все знания – странички и составлять книгу.
Что мы расскажем по первой страничке?
Чтобы получить надо 5 надо к 4 прибавить 1.
По второй?
5 больше 4 на один. 4 меньше 5 на один.
По третьей?
В натуральном ряду 5 стоит после 4.
Далее?
По этой страничке?
Пять это: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
И на этой странице?
Число 5 можно записать при помощи цифры 5.
Вот мы и помогли нашему гостью. Он вам за это очень благодарен, и в подарок вручает вам ваши самые первые пятёрки!
(Звёздочки-пятёрки)