Людмила Лабутина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: «Знакомство с русским платком».
Цель:
- способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков у детей;
- научить демонстрировать платок не только как аксессуар, но и как важную часть костюма;
- активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа;
- воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей;
- дать представления об истории платка;
- учить составлять узор из различных элементов.
Задачи:
обучающие (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):
- расширение познавательной сферы воспитанников через знакомство с платком;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста, Тема: „Знакомство с русским платком“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- формировать умение проявить своё творчество в работе;
- формировать связную речь в разных видах и формах деятельности детей.
развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий – саморазвитию):
- развитие логического мышления, памяти через использование проблемных вопросов и заданий;
- развитие познавательного интереса детей;
- развитие коммуникативных умений детей через организацию фронтальной работы на занятии.
воспитательные (развитие личностных качеств):
- развитие эстетического вкуса детей, формирование у них чувства прекрасного;
- привитие детям использования вербальных и невербальных средств общения;
- формирование способностей к преодолению трудностей, развитие чувства собственного достоинства.
Материал: волшебный сундучок, платки и шали с различными орнаментами, картинки с изображением станков, прялок и платков, заготовки для платков(20*20) на каждого ребёнка, кисти, краски, образцы платочных узоров,СD диск «Русская народная музыка для малышей» в обработке Т. Попатенко.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики, поставленные полукругом.
Воспитатель показывает сундучок, но чтобы узнать что в нём лежит – надо отгадать загадку:
- Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шёлковым, пуховым, шерстяным. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?
Воспитатель развешивает платки и предлагает детям рассмотреть их, сопровождая показ рассказом.
- Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы (показ картинок).
Давным – давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках (демонстрация картинок с изображением ткацких станков).
Украшали их вышивкой из ленточек (рассказ сопровождается показом старинного платка).
Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков.
Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.
Павловский Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.
Раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зелёные листья и, дополняющие букет мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зелёным и т. д.
Вся красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение:
«На белом фоне красивые розы,
лилии, маки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы.
Глазки лукавые, личики нежные.»
Платок всегда считался лучшим подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли кто – нибудь из города с базара, справлялись ли свадьба или крестины – во всех случаях любовь и внимание выражали подарком головного платка. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты (дети рассматривают иллюстрации с узорами па платках).
После рассказа и рассматривания иллюстраций воспитатель предлагает поиграть в русскую народную игру «Достань платочек».
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или верёвке. Достать его можно только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок (после игры дети садятся на стульчики).
Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придаёт женщине привлекательность и неповторимость (воспитатель предлагает посмотреть как можно носить современный платок).
Демонстрация моделей:
• «Нарядный бант»
• «Платочек – шарфик»
• «Ожерелье»
• «Галстук»
• «Косичка»
(Дети поочерёдно: один - модельер, другой – модель, учатся повязывать платки).
Воспитатель с помощью вопросов, закрепляет полученные знания о платках.
Затем воспитатель приглашает детей в мастерскую по изготовлению платков.
(тихо звучит русская народная музыка)
Педагог обращает внимание на то, что дети будут украшать Самарские платки. Каждый ребёнок придумывает свой узор – он будет единственный и неповторимый. Может быть и наши Самарские платки прославятся на весь мир.
Воспитатель проводит итог работы, дети высказывают своё мнение, любуются работами. Педагог хвалит всех детей, радуется вместе с ними.
Вместе с детьми можно организовать выставку Самарских платков для родителей.