Татьяна Турчанинова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с народной музыкой»
▼ Скачать
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме :
«Формирование музыкальной культуры на основе знакомства
с народной музыкой».
Программные задачи:
Продолжать развивать у детей интерес к русской народной музыке, музыкальную отзывчивость на неё.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Знакомство с народной музыкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
Закреплять знание жанров народной музыки.
Закреплять певческие навыки: петь лёгким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии.
Побуждать детей к инсценированию содержания песен, хороводов.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила в коллективной музыкальной деятельности; активно проявлять эмоции от сотрудничества, радоваться успехам сверстников. Приобщать детей к музыке и музыкальной культуре Кубани.
Воспитывать коммуникативные качества: владеть слушательской культурой; аргументировать просьбы и желания, связанные с музыкально – художественной деятельностью.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Поддерживать интерес к истории создания русских народных песен. Формировать навыки несложных обобщений и выводов.
Образовательная область «Речевое развитие», активизация словаря: коротушки, вертушки, припевки, частые.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, видеозапись с выступлением государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Кубанского казачьего хора; слайды с изображением рябины, берёзы.
Предварительная работа: беседы о русских народных песнях; рассматривание слайдов с выступлением народных коллективов. Слушание русских народных песен, частушек.
Ход.
В зал входят дети и присаживаются на стульчики полукругом.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята!
Я расскажу вам сегодня сказку про ловкого солдата.
Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат-то вроде спит.
- Спишь? – спрашивает царь.
- Никак нет, - отвечает солдат, не сплю.
- А что же ты делаешь?
- Звёзды считаю.
- Ну и много насчитал?
- Здесь тьма – тьмой. Здесь семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали…
Попробуй, проверь этого солдата!
Дети, как вы думаете, можно ли сосчитать звёзды? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ)
А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды. Русский народ берёг родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях.
С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.
1-й ребенок: Ты, рябинушка.
Раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
2-й ребенок: Я весной взошла,
Летом выросла.
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
Звучит куплет русской народной песни «Ой, рябина - рябинушка»
Музыкальный руководитель : С теплотой и нежностью обращались к берёзке.
Берёза, моя берёзонька!
Берёза, моя белая,
Берёза раскудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девицы
Венки плетут.
- Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ)
О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево любимо всеми. Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.
Я предлагаю вам посмотреть хоровод «Берёзка» в исполнении хореографического ансамбля «Берёзка».
Видеоклип «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА»
Музыкальный руководитель : Всегда русский народ любил песню – весёлую и грустную. Песня сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.
(воспитатель выводит на середину зала девочку, исполняющую роль Дуни)
Музыкальный руководитель :
Пошла Дуня из ворот во зелёный огород –
Сорвала лопушок, да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан и не пряден, и не ткан.
Положила в уголок в берестяный коробок.
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
(Дуня плачет)
Музыкальный Руководитель : Не плачь, Дуня! Мы тебе сошьём новый сарафан.
Мальчики становятся полукругом (кузнецы, вперёд выходят Дуня.
ИНСЦЕНИРУЕТСЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ»
Музыкальный руководитель : Какие жанры русских народных песен вы знаете?
Дети: Хороводные, плясовые, частушечные, колыбельные.
Музыкальный руководитель : Правильно, были хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг и разыгрывали песню, как маленький спектакль.
Такой хоровод назывался игровым. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Становитесь в круг.
ПРОВОДИТСЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «КАК У ДЯДИ ЯКОВА».
Музыкальный руководитель : Издавна на Руси устраивались весёлые ярмарки.
Люди спешили на ярмарку, чтобы продать свой товар и на вырученные деньги купить себе обновы или нужные в хозяйстве вещи. Кроме того на ярмарках устраивали весёлые игры, соревнования, пели песни.
Вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец.
То был Ваня – удалец!
-Ребята, спросим у Иванушки, где он бывал, что он видал, что домой везёт?
ИНСЦЕНИРУЕТСЯ ПЕСНЯ «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?», русская народная песня.
Музыкальный руководитель :
Я пойду да разойдуся,
По зеленой по траве.
Заиграли гармонисты –
Всё волнуется во мне.
- В этой задорной частушечной песне отразилась вся любовь русского человека к весёлой плясовой песне. Почему плясовая?
(можно петь и танцевать, плясать)
- Плясовые песни, они какие по настроению?
(весёлые, радостные, задорные, создают хорошее настроение)
ПЕСНЯ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ».
Музыкальный руководитель (поёт) :
Не хотела выходить –
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалася!
- Что я спела? Песню или частушку? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Музыкальный руководитель : Правильно, частушку. Это коротенькие плясовые песенки. А как в старину называли частушку?
(коротушки, вертушки, припевки, частые)
- Отсюда и пошло название – частушка. Вот сейчас мы и послушаем, как звучат эти песенки – частушки.
Девочка: Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!
ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ.
Музыкальный руководитель : Ребята, как называется край, где мы с вами живём?
(Краснодарский)
- Славится наша Кубань песнями, плясками.
- Кубанский народ без песен и плясок, что виноградная лоза без гроздьев.
- На Кубани казачкам и камешек подпевает.
- Веселы привалы, где казаки подпевали.
- А были ещё песни, которые помогали маршировать в строю и назывались они строевые. Одну из них мы сейчас послушаем в исполнении Кубанского казачьего хора. Называется она «Роспрягайтэ, хлопци, конэй»
Видеоклип «Роспрягайтэ, хлопци, конэй».
Музыкальный руководитель :
- Дети, вам понравилась песня? Какая она по характеру?
(весёлая, задорная, звонкая, игривая, строевая)
- А можно под неё плясать? (ответ детей).
- Значит она ещё какая? – Плясовая.
Музыкальный руководитель :
Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
Какие жанры народных песен вы знаете?
Какая из прозвучавших песен вам понравилась больше всего? Почему?