Светлана Саенко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной город» (старшая возрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа : старшая
Тема НОД: «Родной город».
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.
Цель: Расширять знания детей о родном городе Балаково.
Задачи:
Ознакомление с достопримечательностями и историческими местами города.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Родной город“ (старшая возрастная группа)» размещена в разделах
Закрепление уже имеющихся знаний детей о родном городе : названия основных улиц, объектов архитектуры.
Воспитание патриотических чувств детей, любви к своей малой Родине.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (украшение каши).
Оборудование: мультимедийный проектор; подушки (думки) на каждого ребенка; чугунок, ложка деревянная, муляжи продуктов: масло, лук, капуста; продукты: соль, сахар, молоко, крупы: гречка, манка, рис, пшено; миски под крупы; сито, маленькие ситечки на каждого; по 2 миски на каждого; маски для хороводной игры: молоко, соль, сахар, крупа; основа для аппликации: тарелочки с наклеенной крупой на каждого, готовые образцы ягод и орехов из бумаги; клей, кисти для клея, салфетки сухие и влажные, подставки для кистей, розетки для клея, индивидуальные дощечки.
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о родном городе (островной части).
2. Познакомить с достопримечательностями и историческими местами города.
3. Закреплять уже имеющиеся знания детей о родном городе : названия основных улиц, объектов архитектуры.
4. Продолжить работу по воспитанию патриотических чувств детей, любви к своей малой Родине.
Предварительная работа:
1. Пешие прогулки по улицам островной части города.
2. Рассматривание фотоиллюстраций основных достопримечательностей города Балаково.
3. Чтение стихов о городе Балаково.
4. Рассматривание географической карты.
Словарная работа: Саратовская область; губерния; островная часть; река Балаковка; храм Святой Троицы; аллея Славы; дом Мальцевых; шлюзовой мост; железнодорожный вокзал; привокзальная площадь; драматический театр; актёр Евгений Лебедев; географическая карта; экскурсовод; экскурсия.
Оборудование: карта-схема маршрута экскурсии; фотографии достопримечательностей города Балаково; карточки для дидактической игры «Транспорт»; магнитофон; кассеты с записью музыки; карта Саратовской области.
Индивидуальная работа:
1. Активизировать речь детей в ходе занятия с Ваней К. и Сашей А.
2. Учить отвечать полными предложениями Диму З. и Лёшу Е.
«Балаково – мой родной город»
Ход занятия:
/Звучит музыка о городе Балаково/
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на географическую карту. Это карта Саратовской области. Посмотрите, какую большую территорию она занимает. А вот это – город Саратов. Он является главным городом Саратовской Губернии. Конечно, есть очень много городов в Саратовкой области. И один из этих городов наш – молодой и любимый город Балаково.
- Сядьте сейчас правильно и удобно и мы с вами отправляемся в небольшое пу-тешествие по нашему городу. А я буду вашим экскурсоводом.
- Ребята, закройте свои глаза и представьте, что наш поезд прибывает на станцию город Балаково. Мы выходим с вами из поезда и сразу перед нашими глазами - красивое здание железнодорожного вокзала (фото).
- Внутри него расположены кассы по продаже билетов. Кто мне поможет вспомнить: что ещё находится внутри здания железнодорожного вокзала?
- Ребята, а для чего на вокзале нужен пункт милиции?
- Да, ребята, пункт милиции нужен для того, чтобы людям на вокзале было спокойно и комфортно.
- А для чего на вокзале работает электронное табло?
- Да, электронное табло – это очень удобно. Оно помогает пассажирам прочитать когда, откуда и на какой перрон приходит тот или иной поезд.
- А теперь, ребята, мы с вами выходим на привокзальную площадь и садимся в автобус, на котором и будем путешествовать по нашему городу. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, прижмите свои спины к спинкам сиденья «автобуса». Мы с вами едем по улице Вокзальная. Справа находится торговый центр «Рокот». Мы въезжаем на шлюзовой мост, который соединяет островную и центральную части города (фото). С этого моста открывается красивый обзор на жилой массив.
Балаково, мой город родной!
Как тебя не любить – я не знаю.
Каждый день я любуюсь тобой,
Каждый день я тебя открываю.
(Ренат)
- Ребята, почему этот мост называется шлюзовой?
- Да, ребята, шлюзы – это ворота, через которые проходит водный транспорт. А по мосту, который мы проезжаем, - много наземного транспорта. И вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Транспорт»
- Наше путешествие продолжается. Сейчас наш автобус сворачивает к зданию городского драматического театра (фото). Ребята, наш драматический театр носит имя знаменитого Балаковского актёра Евгения Лебедева. Он родился в нашем городе. Евгений Лебедев был знаменитым артистом. Много лет играл на сцене драматического театра в разных спектаклях, постановках. Спектакли были не только для взрослых, но и для детей. Евгению Лебедеву удавалась одна очень интересная роль – Бабы Яги. И много детей и взрослых приходили посмотреть на то, как Евгений Лебедев обыгрывает эту роль.
- Ну а сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы:
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра –
В путешествие пора.
(Дети выполняют движения согласно стихотворению).
- Сейчас, ребята, мы с вами отдохнули, сядем поудобнее на наши места и продолжим наше путешествие. Мы с вами едем по улице Ленина. Какие вы знаете названия магазинов, расположенных на этой улице?
- Ребята, улица Ленина – это центральная улица не только островной части, но и всего города. Потому, что здесь сосредоточились большие центральные магазины, красивые здания и объекты культуры.
- Ребята, а какие улицы пересекают улицу Ленина?
- Правильно, ребята, это улица Титова, Комсомольская, Факел Социализма, Пролетарская, Коммунистическая. А мы, ребята, подъехали с вами к центральному перекрёстку, на котором справа находится торговый центр «Альянс» («Мадонна»). А какая, ребята, улица находится впереди?
- Правильно, улица Факел Социализма.
- Что находится на этой улице?
- Ребята, а теперь давайте представим, что мы выходим из автобуса. Я приглашаю вас на прогулку по Аллее Славы.
- А как называется памятник, который находится на Аллее Славы?
- Правильно, ребята, этот памятник называется Обелиск. Люди всегда чтят память о погибших в Великой Отечественной войне, приходят к Обелиску, возлагают венки, кладут цветы. И мы с вами, ребята, 9-го Мая обязательно пойдём к Обелиску, чтобы возложить цветы и отдать дань погибшим в ВОВ.
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечный тут огонь горит
Здесь солдат российский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска.
Наш цветок расцвёл на нём
Жарким пламенным огнём.
- А сейчас, ребята, мы едем дальше по нашему прекрасному городу. Мы въезжаем в старый район нашего города. Посмотрите, ребята, налево. Это городской рынок, где всегда можно приобрести самые свежие продукты.
- Какие вы знаете молочные продукты? Мясные? Хлебобулочные?
- Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, пожалуйста, направо: это красивое здание – дом купцов Мальцевых (фото).\
Я по старому граду пройду –
Посмотрю на старинные зданья.
Красоты той бессмертье пойму –
Она в душах, в истории, в камне.
(Оля)
- Когда-то, давным-давно, жил в нашем городе очень богатый купец Паисий Мальцев. И решил он построить самый красивый дом в нашем городе. Посмотрите, какие красивые колонны украшают это здание, какие красивые резные окна. Много туристов приезжают в наш город для того, чтобы посмотреть на этот старинный красивый дом.
- Ну а мы продолжаем наше путешествие. Перед нами конечный – Храм Святой Троицы (фото).
Здесь духовной культуры обитель
Можно встретить на каждом шагу.
Бережёт сей покой наш хранитель
В малой церкви на берегу.
(Вова)
- Ребята, люди, которые входят в церковь – верующие люди. Сходив в церковь, поставив свечи и помолившись Богу, люди верят в то, что молитва поможет человеку выздороветь, помогает в разных делах. И когда вы вырастите, то, возможно, кто-нибудь из вас придет в Храм для того, чтобы обвенчаться.
- А за Храмом Святой Троицы протекает река Балаковка.
И каналы тебя украшают,
И Венецией люди зовут,
Скверы, парки, сады расцветают
Пищу дав и душе и уму.
- На этом, ребята, наше путешествие заканчивается. Вам понравилось путеше-ствовать по нашему городу?
- Сейчас я проверю, как вы запомнили то, что мы видели во время нашего путешествия. Мы сыграем в игру, которая называется «Где мы были?». Ребята, я вам показываю фотографию, а вы называете слова и словосочетания, которые относятся к этой фотографии.
1. Вокзал: кассы для продажи билетов; кресла для пассажиров; буфет; пункт милиции; туалет; электронное табло; поезда.
2. Театр: драматический; Евгений Лебедев; актёры; сцена; занавес; спектакль; зрители.
3. Шлюзовой мост: канал; башня; шлюз; корабли; вода; Волга; наполнять; вы-пускать.
4. Аллея Славы: Обелиск; Вечный огонь; стелы; ступени; фотографии, цветы, венки.
5. Храм: церковь; иконы; купол; крест; батюшка; священник; Бог; креститься; свечка.
- Молодцы, ребята! И в заключение нашего занятия ещё одно четверостишие:
Каждый день я тебя открываю,
Каждый день я любуюсь тобой.
Как тебя не любить я не знаю:
Балаково – мой город родной.
(Даша)
ИТОГ: У каждого человека есть своя малая Родина: где он родился, провёл детство, стал взрослым. В воспоминаниях малая Родина представляется всегда как самый красивый и уютный уголок родного края. Я думаю, что таким же вам будет представляться родной город Балаково.