Лина Пенкина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Преподобный Сергий Радонежский»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе
Разработала: воспитатель Пенкина Л. В.
Тема: «Преподобный Сергий Радонежский»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить и обобщить у детей представление о детстве, труде и добродетелях Преподобного Сергия Радонежского.
Закрепить в словаре детей понятия «келья», «монах, «лавра», «святой».
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию „Преподобный Сергий Радонежский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях, милосердии, доброте, заботе о людях, любви к Богу.
Способствовать восприятию Преподобного Сергия Радонежского как образца скромности и трудолюбия, внимания и доброты. Совершенствовать способ рисования свечой на листе бумаги.
Материалы и оборудование:
• икона Сергия Радонежского;
• дидактическая игра-пазл «Труды Сергия», «Молитвы Сергия»;
• для рисования: лист бумаги формата А4, на каждого ребенка свеча, гуашь голубого цвета;
• маска-шапочка медведя;
• видео «Троице-Сергиева лавра»;
• запись колоколов и духовной музыки;
• макет часов.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Дети входят в группу и раздается перезвон колоколов (запись).
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, что это за чудесные звуки слышатся? (Ответы). Да, ребята, это колокольный перезвон, а доносится он из Троице-Сергиевой лавры. Давайте мы сейчас с вами отправимся в путешествие к этому святому месту и вспомним, кто был основателем этого монастыря.
2. Введение в тему.
Воспитатель: - Я переведу стрелки этих часов назад на 7 столетий, а вы закройте глаза и повернитесь вокруг себя три раза (показ часов). Как говорят на Руси: «Бог Троицу любит», и вот началось наше путешествие во времени.
Дети открывают глаза и на экране видят Троице-Сергиеву лавру. Слышится тихая духовная музыка.
Воспитатель: - Ребята, мы уже много говорили и сейчас давайте вспомним, кто же был основателем Троице-Сергиевой лавры? (Преподобный Сергий Радонежский). Дети, я вас попрошу помочь мне рассказать об этом святом человеке.
3. Драматизация.
Входят дети, переодетые в героев сценки.
Ведущий ребенок: - В одной из православных семей, в селе Варницы, что недалеко от города Ростова Великого, родился мальчик, которого назвали Варфоломей. Он очень любил своих родителей, братьев, был трудолюбивым и послушным. Вот только учение ему давалось трудно. Однажды, на опушке леса, Варфоломей увидел молящегося старца. Варфоломей стал в сторонке.
Старец: - Что ты хочешь, чадо?
Варфоломей: - Я учусь грамоте, но у меня плохо идут науки. Не могу я постигнуть учение, чтобы мои родители не огорчались из-за этого. Помолись обо мне.
Ведущий: - Старец внимательно посмотрел на мальчика, помолился, благословил его и сказал:
Старец: - Не печалься. Господь даст тебе разумение грамоты, и ты превзойдешь успехами братьев своих и сверстников.
Ведущий: - С этого дня Варфоломею стало даваться учение и он еще больше стал молиться Богу и благодарить его за все.
Воспитатель: - Дети, а что же было потом, когда Варфоломей вырос? (Ответы детей). Ребята, подскажите мне, что значит слово «келья»? (Небольшое жилище, избушка, маленький домик). А что еще построил Варфоломей своими руками рядом со своей кельей? (Маленькую церквушку).
4. Дидактическая игра.
Воспитатель:
На горе Маковец, средь берез и елей
Поставил Сергий церковку и келью.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем, будем собирать пазлы. Мальчики соберут пазл «Труды Сергия» - это то, что нужно было Сергию для работы при строительстве, а девочки соберут пазл «Молитвы Сергия» - то, что нужно во время молитвы.
5. Физминутка (проводит ребенок).
Медведь зиму спал, спал,
Весной он проснулся, потянулся
И пошел по лесу бродить,
Чтоб еду себе добыть.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, почему мы сейчас вспомнили о медведе? (Ответы детей). Судя по этому случаю, что мы можем сказать о Варфоломее, какой он был? (Заботливый, не только о людях, но и о зверях, он любил все живое). Ребята, а кто вспомнит, почему Варфоломея стали называть Сергием? (Когда человек становится монахом, ему дают другое духовное имя). Молодцы!
6. Продуктивная деятельность : «Рисование свечой на листе бумаги».
Воспитатель: - Шли годы. Очень многие люди приходили за помощью, за советом к Сергию. Некоторые оставались, строили себе новые кельи. И теперь это было не жилище пустынника, а небольшой монастырь. Но Преподобный Сергий со своими учениками основал не только Воспитатель: - Шли годы. Очень многие люди приходили за помощью, за советом к Сергию. Некоторые оставались, строили себе новые кельи. И теперь это было не жилище пустынника, а небольшой монастырь. Но Преподобный Сергий со своими учениками основал не только Троице-Сергиеву лавру, но и сорок других храмов. Давайте представим, как выглядят эти святые места, на листе бумаге нарисуем их.
Дети рисуют. (Оценка работ).
7. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, все православные люди чтут и помнят Преподобного Сергия Радонежского, потому что он всю свою жизнь помогал всем нуждающимся, заботился о них, молился об их здоровье, обо всей родной земле, о ее единстве. Давайте и мы с вами оставим наши просьбы вот в этой вазе (дети складывают камешки-«просьбы» в вазу) и поставим ее в наш православный уголок, где нас всегда видит и слышит Преподобный Сергий : «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!»
А сейчас послушайте стихотворение (рассказывает ребенок). Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя три раза, и мы снова из прошлого вернулись в свой детский сад.