Евгения Стопкина
«Дом, в котором мы живём». Конспект НОД по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
Тема: «Дом, в котором мы живём»
Подготовила: Стопкина Евгения
Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.
Задачи:
Образовательные: Способствовать развитию представлений о том, что дом не только строение, а то, что окружает нас, наша Родина ; закреплять умение называть свой домашний адрес; закрепить названия частей дома, название жилища животных
Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, любознательность; развивать связную речь через полные ответы на вопросы, обогатить словарь детей, учить образовывать прилагательные, ставить существительные во множественном числе, Активизировать словарь (жилище, крыша, крыльцо, окна, труба, лестниц, чердак,развивать конструктивные способности
Воспитательные: Прививать потребность радовать близких добрыми поступками, заботливым отношениям, воспитывать любовь к своей стране, родному городу, дому,
Предварительная работа: дидактическая игра «Где чей домик», чтение художественной литературы (сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», чтение книги Софьи Булановой «Домики животных», загадки, стихи про дома, рисование домиков, рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением зданий и животных, картина «Моя семья», мяч, деревянный конструктор на каждого ребенка, запись песни «Здравствуй, Родина моя»
Организационный момент
Показ иллюстрации с изображением дома
Ребята, посмотрите на красивую картинку. Что изображено на ней? Правильно, дом. А что такое дом? Да, это место, где человек живет.
Чтение стихотворения про дом
Посмотрите: это дом- С крышей, дверью и окном, И с крылечком, и с трубой. Цвет у дома - голубой. Заходите смело в дом! -Приглашаете? Войдем
Отгадайте загадки «Что бывает у дома»
Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает (замок)
Ходит взад и вперёд, Никогда не устаёт (дверь) Рядом стоят, на улицу глядят, А себя не видят (окна) На крыше нашей гном сидит И небо каждый день коптит. Сидит на крыше всех выше, Дымом дышит (труба) Деревянная дорога Вверх идет отлого. Что ни шаг- то овраг. Что это за дорога: Кто по ней идет, Тот хромает? (лестница) Очень любят Ваня с Гришей Закуток под самой крышей. Там бывает по углам Интересный старый хлам (чердак) Покажите на рисунке дверь, окно, крыльцо, крышу, трубу, чердак (3-4 ребенка показывают)
Поиграем теперь в игру «Один-много»
Одна дверь, а много- двери, окно- окна, забор –заборы, труба- трубы, крыша -крыши, чердак- чердаки
Поиграем в игру «Что из чего сделано»
А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный) Если сделан из кирпича, то какой? (кирпичный) А если из соломы, то какой? (соломенный) Если в доме много этажей, то какой? (многоэтажный) Если один этаж у дома, то какой дом? (одноэтажный) Если дом находится в деревне, то он какой? (деревенский) Ну а если дом в городе, то он какой? (городской) У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы своё название. Номер дома на какой-то улице -это адрес дома. Для чего людям нужен адрес? (ответы детей. Если,например, мальчик или девочка потерялись, но знают свой адрес, где они живут, то взрослые быстро им помогут найти их дом)
Ребята А вы знаете свой домашний адрес? (называют улицу и номер дома) Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живём, это наш двор, наша улица, наш родной город Москва. Наш дом – это наша большая Родина-Россия (звучит песня «Здравствуй, Родина моя» Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я,- Здравствуй, улица моя! Я пою,и в вышине Подпевают птицы мне Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти» Отвечаю травам я, Отвечаю ветрам я, Отвечаю солнцу я : «Здравствуй, Родина моя!»
Давайте составим небольшой рассказ про свой дом.
Расскажите, какой адрес вашего дома, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живете? Из какого материала построен дом? (ответы детей)
Физкультминутка
Тук да тук, тук да тук, Раздаётся громкий стук. (стучат кулачком о кулачок) Молоточки стучат, Строят дом для ребят. (руки над головой изображают крышу) Этот дом для девочек, (разводят руки в стороны) Этот дом для мальчиков. (разводят руки в стороны) Этот дом для белочек, (разводят руки в стороны) Этот дом для зайчиков. (разводят руки в стороны)
У животных тоже есть свои домики-жилища, где они живут.
Послушайте стихи про это Я гуляю во дворе Спит щенок мой в конуре Скучно тало мне одной, Поиграй, щенок, со мной В поле улей- пчелкин дом, Много –много мёду в нем. Очень любят пчелки-детки Есть медовые конфетки На конюшне у лошадки
Сено мягкое в кроватке. Эй, лошадка, хватит спать, Выходи на луг играть. В гости пригласил зайчишку Бурый, косолапый мишка. Вместе по лесной дороге Топают друзья к берлоге. Ждал скворечник по весне Птичьих песен на заре. Здравствуй, скворушка-скворец. Для тебя готов дворец Кто хозяюшка в дупле, Кто свернулся там в тепле, Кто грызет большую шишку? Это белочка-малышка
Внимательно слушали стихи? А теперь поиграем в игру «Кто где живёт?»
Воспитатель бросает мяч с вопросом, а дети - обратно воспитателю с ответом Где живет медведь (в берлоге, где живет белка (в дупле, где живет лошадка (в конюшне, где живет пчелка (в улье, где живет щенок (в конуре,а кто знает, где живее лиса (в норе, а птичка (в скворечнике, а где живёт человек (в доме)
Ребята, помните, мы с вами читали сказку «Заюшкина избушка».
Правильно ли поступила лиса, выгнав зайца из его собственного домика (ответы детей). Конечно, неправильно, плохо поступила, ведь это его дом, и никто не имеет права выгонять из собственного дома. Вот поэтому лиса была наказана.
Воспитатель: В доме рядом с вами живут самые близкие люди. Кто живет вместе с вами (ответы детей) Семья, близкие люди, родной дом - это самое дорогое, что есть у человека. Конечно, вы похожи на своих мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер. А как вы думаете, зачем людям нужна семья? (ответы детей) Человеку нужна семья, чтобы жить вместе, помогать друг другу, радоваться вместе, вместе решать общие вопросы. Ребята, а чем вы можете помочь своим близким людям дома?
Воспитатель: Конечно, убрать игрушки, помочь вымыть пол, посуду, протереть пыль, налить бабушке или дедушке чай. Это совсем не сложно, зато сколько радости вы принесёте своим близким. Дети, а для чего ещё нужен дом? (ответы детей) Верно, в доме можно укрыться от дождя и снега, жаркого солнца, отдохнуть после прогулки, праздновать день рождения, принимать гостей, смотреть телевизор, читать любимые сказки.
Дома. На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное- Домой так и тянет меня. У каждого человека свой дом.
Рассматривание картины
Ребята, посмотрите на эту картину.
Здесь изображена семья. У мальчика Вани и девочки Лены дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, дедушкой и бабушкой, с кошкой Муркой и попугаем Кешей. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Вани. Папа с дедушкой играют в шахматы. Ваня наблюдает за игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Лена читают книжку. Кошка спит, свернувшись на коврике. А попугай наблюдает за всеми.
Воспитатель задаёт вопросы по картине. Кто нарисован на картине? Что делает бабушка? Покажи на картинке вещи, которые связала бабушка? А твоя (бабушка, мама вяжет? Что тебе связала мама (бабушка? Что делают папа и дедушка? А ты умеешь играть в шахматы? Кто у тебя дома играет в шахматы? А во что ты любишь играть? Что делают мама и Лена?
А кто тебе читает книжки? Назови свою любимую книжку? Чем ты занимался вчера вечером? Что будешь делать сегодня?
Ребята, мы много говорили про дом. А давайте его построим.
Для начала разомнем наши пальчики и ручки
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом, (руки сложить и поднять над головой) Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединить вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднять верхи растопырить пальцы) Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и делать круг перед собой) Воспитатель строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и правой стороны (соединенных узкими длинными гранями).
Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами красного цвета. Дети по образцу строят домик и обыгрывают его (ставят рядом с домиками деревья маленьких человечков, животных)
Рефлексия: Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего?