Лия Голдовская
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к Мухе-Цокотухе» в средней группе
Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским самоваром.
2. Познакомить с церемонией чаепития на Руси.
3. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
4. Расширять лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «баранки».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „В гости к Мухе-Цокотухе“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, изготовление шапочек насекомых,
сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие», «Мы идём в гости», разучивание народной хороводной игры «Как у наших у ворот».
1. Вводная часть (2 мин.)
Воспитатель: «Ребята вы любите сказки? Я тоже люблю сказки. А в гости любите ходить? Сегодня я вас приглашаю в гости в сказку, но для этого нам нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Мы немножко покружились,
В доброй сказке очутились!»
(движения под музыку).
2. Основная часть (15 мин.)
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, в какой сказке мы оказались?
Воспитатель читает отрывок из сказки:
«Муха – муха Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила ….» (ответы детей)
Воспитатель: вы знаете, для чего мухе нужен самовар?
- Да! Чтобы чай пить. Мы же в сказке да! А в сказке у Мухи Цокотухи, какой праздник? Да, у нее сегодня день рождения.
Воспитатель:
- «Ребята, а кого пригласила Муха Цокотуха на свой день рождение? (ответы детей).
-Все правильно, в гости к Мухе Цокотухе приходили и бабочка – красавица, жуки, и тараканы, и бабушка пчела.
Воспитатель представляет сюрпризный момент: под музыку появляется Муха Цокотуха (картинка или игрушка).
Воспитатель: «Ребята, посмотрите кто это?» (Ответы детей Муха Цокотуха).
А где же твои гости? (ответы детей)
Муха – цокотуха: Ребята, я не успела пригласить гостей на свой день рожденья (грустно) и накрыть стол.
Воспитатель: Не грусти Муха-Цокотуха - мы позовем для тебя друзей
и поможем накрыть на стол угощение.
Ребята, мы с вами сначала превратимся в насекомых – друзей Мухи – Цокотухи. Для этого на нужно выбрать шапочки насекомых. (Дети выбирают шапочки насекомых)
Игра «Накрой на стол»
(Под музыку минусовку «У самовара я и моя Маша» дети самостоятельно расставляют чашки, блюдца, корзиночки с сушками, баранками, пряниками, сухариками, вафлями, раскладывают салфетки).
Садятся за стол
Рассматривание самовара.
-Ребята, давайте внимательно рассмотрим, как выглядит самовар.
- Из каких частей он состоит? (у него есть ручки, ножки, краник, крышка)
У него есть крышка, чтобы в него не попадала грязь. У него есть две ручки, чтобы удобно было брать в руки, переставлять на другое место. У него есть ножки, чтобы самовар не падал. У самовара есть краник, когда его поворачивают, из самовара выливается вода. В самоваре грели воду для чая.
-Давайте узнаем, почему самовар называют самоваром.
-Где вы видели самовар? (у бабушки, в музее, в гостях, в книгах)
-А как вы думаете, почему его так называют? (сам варит) (если ребята не смогут ответить, о проговариваем слово самовар- хором. Первая часть этого слова состоит из слога «сам», а вторая часть слога «вар».
-Да, ребята, самовар — это устройство для приготовления кипятка для чая. «Сам варит» — отсюда и слово «самовар».
Раньше, в старину, любили пить чай из самовара. Люди садились за стол, пили чай и беседовали. Вода в самоваре долго не остывала… Чай был вкусный, ароматный…
Ребята, кто хочет попробовать налить водичку из краника себе в чашечку?
-Ребята, а какое угощение приготовила Муха Цокотуха? (Ответы детей)
- Что же еще делают на дне рождении, чтобы было весело? Правильно, поют, танцуют, играют в игры. Давайте все вместе поиграем в хороводную игру
Игра «Как у наших у ворот»
3. Заключительная часть (3 мин.)
Наше путешествие в гости к Мухе Цокотухе подходит к концу.
- Глазки закрывайте,
Немного помечтайте
Ветерок нас подхватил,
В детский сад переместил.
Воспитатель:- Где мы были? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!